Лекция 8. Процесс и результаты антропогенеза. Несколько слов о воле. Прежде всего, ее нельзя рассматривать так примитивно, как рассматривают некоторые


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Несколько слов о воле. Прежде всего, ее нельзя рассматривать так примитивно, как рассматривают некоторые, считая, что воля — это торможение своих непосредственных побуждений. Воля вообще есть специфически человеческое образование. У животных нет ни воли, ни каких-нибудь ее зачатков. Животные иногда могут очень настойчиво добиваться какого-нибудь объекта или положения, скажем, защищая детеныша, причем они могут даже идти на гибель под влиянием такой острой потребности. Но это не воля, а действие сильной, напряженной потребности. А воля у человека — это не просто потребность, потому что волевое поведение часто осуществляют вопреки испытываемой потребности. Значит, оно диктуется тем, что человек занимает какую-то общественную позицию и поэтому считает себя обязанным защищать ее. Об этом мы будем говорить в лекции о воле. Важно то, что воля как действие на основе принятого решения существует только у человека. И дифференци-ровка различных форм психической деятельности есть характерный продукт общественной жизни, имеющий место только у человека. Такой дифференцировки у животных нет, у животных все соединяется в одно и происходит в одном поле — в поле наличного восприятия.

Здесь возникает последний вопрос: разве человек перестает подчиняться биологическому развитию? На это ответим так. Человек — это особенный биологический вид, у которого отсутствует биологическое предопределение отношений с внешней средой. Человек остается внутри своего биологического вида Однако в процессе эволюции образовался качественно новый биологический вид — вид без предопределенного отношения к внешней среде. Это врожденная биологическая особенность человека. В связи с этим возникает совершенно особая проблема в психическом развитии ребенка, потому что из всех живых существ на Земле человеческий ребенок самый беспомощный, самый неопределенный и самый широко доступный любому воспитанию, в то время как ни одно животное не может стать ничем другим, кроме как еще одним экземпляром своего вида.


ЛЕКЦИЯ 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: