от раздражения подошвы начинается так называемая спинальная походка, т. е. походка, механизмы который заложены в спинном мозгу. Больной вытягивает одну ногу, потом ее сгибает, вытягивает другую — так получается попеременное сгибание и разгибание ног. Больной лежит на спине, да и ходить он не может, но вы видите схему попеременного движения ног, какие-то остаточные механизмы. Но у ребенка они ведь не работают. Ребенок начинает ходить приблизительно после 9 месяцев. И никаких следов спинальной походки у него в нормальных условиях не обнаруживается.
Вот еще одно из таких сообщений, вызвавшее почти сенсацию. Это снова оживившее вопрос о врожденных механизмах открытие американскими авторами у ребенка первых месяцев жизни плавательных движений. Оказалось, что если в то время, когда плавательные движения можно обнаружить, погружать ребенка в воду, то можно научить его плавать в раннем возрасте. Тут стали говорить: «Вот видите, значит, есть механизмы плавания». Да, какие-то механизмы есть, но никакого значения для развития ребенка они не имеют. И когда ребенок уже по-настоящему учится плавать, скажем, самое раннее в 2-2,5 года, то надо опираться не на эти механизмы, а вырабатывать новые, в состав которых, может быть, включаются, а может быть, не включаются эти самые врожденные механизмы. Значит, эти механизмы, как остаточные и ничему не мешающие, сохраняются в виде пережитков в организме человека. Они не направляют развитие человека и даже не служат основой, на которой потом формируются нормальные движения Причем эти движения формируются заново или по образцам, которые диктуются обстоятельствами, или по указанию человека, который обучает ребенка
|
|
Так вот, человеческий ребенок является самым беспомощным и совершенно ничего не может делать. Самое большее, что он может, — это кричать. Крик — это, конечно, способ воздействия на родителей, но отнюдь не такая вещь, с помощью которой можно из внешней среды получить что-то полезное Поэтому возникает такой вопрос: как же происходит развитие, на каком основании? Здесь имеется второе очень важное соображение. Многие считают, что условные рефлексы вырабатываются на основании какой-то потребности. Она удовлетворяется, получает подкрепление, и так устанавливается новый механизм Поэтому возникает мысль, что такими
BE
потребностями у ребенка являются его основные органические потребности. Пусть они не диктуют форму поведения, но они диктуют само поведение: когда ребенок хочет есть, то на основе голода у него можно выработать условные рефлексы, которые затем вырастают в какие-то формы поведения. Так представляется очень многим. Тут, конечно, видна естественная аналогия с животными. Когда мы воспитываем у животных условные рефлексы, то мы обязательно должны возбудить ту потребность, на основе которой образуется данный условный рефлекс. Если на пищевом подкреплении, — значит, нужно, чтобы собака проголодалась. Если на болевом, — значит, нужно причинить боль, от которой она должна уметь освободиться, и т. д. Аналогично, некоторые думают, что и у маленького ребенка на основе потребностей можно воспитывать систему условных рефлексов. У него нет средств удовлетворения его потребностей, но органические потребности-то у него есть. И вот возникает представление, что и у маленького ребенка, как у животного, начало воспитания базируется на его органических потребностях: в пище, в питье, в движении и т. д.
|
|
Чрезвычайно важным обстоятельством, которое получило, хотя и недостаточно яркое, отражение в литературе, оказался опыт одной лаборатории (она называлась «Клиника нормального развития ребенка» и существовала до войны в Ленинграде). Тогда в этой клинике были сделаны попытки воспитывать детей буквально с первых дней рождения (брали подкидышей, ребенок поступал туда через несколько дней после рождения, там воспитывали его до 3 лет) Так вот, перед исследователями встала проблема раннего воспитания, и сначала они воспитывали систему условных связей на основе органических потребностей. Но из этого ничего не получилось. Можно, конечно, воспитывать какие-то очень ограниченные условные рефлексы, например на голод. Скажем, ребенок голоден и кричит. Бхли он видит приближение кормящей фигуры, то успокаивается и ожидает. Но можно воспитать только поворот, когда он уже умеет двигаться, а больше ничего, так ребенок ничего не хочет знать. Он кричит, потому что голоден, и требует, чтобы его накормили, а не воспитывали. И оказалось, что голодного ребенка или испытывающего другую органическую потребность воспитывать невозможно. Нужно вначале эту его потребность удовлетворить, а потом уже воспитывать на каком-то другом основании.