double arrow
Tf.Ж Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Они могут быть лучше или хуже усвоены, обобщены, мера овладения ими может быть разной. Нужно ясно представлять себе, что это совершенно реальный процесс. И сам перенос его в идеальный план есть тоже совершенно реальный процесс. И если вы не обеспечите его, то получите плохую психическую деятельность.

Значит, нужно представлять это себе совершенно прозаически, если хотите понять психическую деятельность. Она такая же, как и всякая другая работа. Этой работе надо научиться. Эту работу надо вооружить адекватными средствами. А если вы этого не сделаете, то будет плохо. А некоторые представляют себе так, что это — свойство мозга. Но это есть идеалистическое представление о духовной деятельности как не подчиненной конкретным реальным ограничениям. А вместе с этими ограничениями рождаются и новые возможности, потому что оказывается, что вы можете оснастить психическую деятельность такими орудиями, которые сделают ее совершенно инойпо производительности.

Значит, первый вывод — это вывод, который касается метода психологического исследования. В связи с этим стоит упомянуть, что данные самонаблюдения нами не отрицаются. Они признаются. На основе их мы говорим, что явление выглядит так-то. Но это же есть только явление. Ничего больше. А что скрывается за этим явлением?Это мы можем узнать только тогда, когда сами это явлениеделаем. Вот когда мы делаем, достигаем определенного вида явления, тогда мы знаем, что за ним скрывается.




Значит, самонаблюдение дает то, что оно может дать, — явления Не более того Выбрасывать данные самонаблюдения у нас нет никаких оснований Однако ограничиваться ими — значит отрицать психологию Потому что наука никогда не ограничивается одними явлениями А если мы знаем все те механизмы, которые мы же сами и воспитываем, тогда мы начинаем понимать и роль явления. Потому что когда вы имеете вот эту сложную систему, которая ушла внутрь, а от нее остается лишь явление, с помощью которого вы контролируете весь процесс, тогда вы начинаете понимать, насколько выгодна эта форма. Это наиболее выгодная, наиболее экономная форма психической деятельности, потому что вы, ваше сознание уже не занимаетесь мелко расчлененным процессом, а оно представляется вам в очень экономном виде, в итоговом виде этого явления

вд


Сознание людей — это вовсе не безразличная вещь. Общество затрачивает колоссальные средства для воспитания сознания. Значит, это стоит того. Но психологически люди никак не могут преодолеть представления о том, что орган сознания — это мозг. А явления психики неизвестно откуда берутся. Так до сих пор сохраняются представления эпифеноменализма, что мозг производит психику. Но дальше эта психика никуда не годна, потому что она есть идеальное явление. А мы же не можем допустить, чтобы идеальные представления, мысли и т.д. влиял»на материальное и путали все законы материальных вещей. ;- ,



Итак, представления, выдвинутые 1Ъббсс*м> и теперь существуют. Все наши физиологи именно так и представляют себе психику. Теперь вы понимаете, что мозг, а человеческий мозг особенно, — это система возможностей. А какие из этих возможностей будут реализованы, зависит от того, как мы построим внешнюю и внутреннюю деятельность. Из самого мозга она не вытекает. Наоборот, из мозга как такой широкой возможности вытекает следующее требование: «А что вы реализуете из этих возможностей?»

Некоторые считают, что сначала представление действует на мозг, затем мозг вызывает сокращение мышц, человек начинает двигать руками и ногами или говорить. В общем, мол, мозг работает. Не мозг работает, а человек работает. Благодаря мозгуда, ноработает не мозг, а человек. Не представления сами действуют, и немысль сама действует, а действует человек на основании представления, мысли Правда, если все это воспитано не так, как нужно, то и человек действует не так, как нужно. Но действует человек, т е. субъект Именно субъектность есть начало действия Не психика сама действует, а субъект, обладающий психикой как формой идеального действия, отраженного от материального действия.






Сейчас читают про: