Лекция 15. Формирование сенсорных образов. Самого процесс этот неуправляем


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Самого процесс этот неуправляем. Но в конце концов получается конечный результат, т. е. когда испытуемый при взгляде на объект определенного рода узнаёт его как таковой сразу.

Теперь я хочу рассказать вам еще об одних опытах. Это последние опщты, принадлежащие сидящим здесь товарищам А. Подольскому, Н. Нечаеву и Г. Лернер. Эти опыты касаются одного специального случая. В этом случае особенно ясно выступают само действие и его изменение. И видна роль его организации.

Речь идет о таком довольно широко принятом среди операторов разного рода действии по распознаванию объектов, которое проецируется на определенные клетки матрицы 4x4:

И вот определенные объекты попадают в определенные клетки этой матрицы. Нужно распознать клетки, которые имеют значения. Для нашего случая они показаны крестиком, а на настоящей матрице они затемнены. Вот эти клетки имеют значение. Если появляется не одна клетка затемненная, а несколько, или если появляется затемнение на других клетках, то это уже считается помехой

Задача испытуемого состоит в том, чтобы опознать появление значащих клеток или отсутствие значащих клеток, т. е. объектов, за 0,6 секунды Такое время задано за 0,6 секунды нужно «обежать» взором эти клетки и установить, имеются ли в них значащие объекты, и если имеются — то какие

Испытуемым рекомендуют осматривать матрицу по часовой стрелке Они должны осмотреть поле и установить, имеются или нет значащие клетки, за 0,6 секунд. Это довольно узкие временные рамки.

Объекты предъявляются испытуемым таким образом, что имеется то одна клетка, то другая, то помехи, то вообще чистое поле, что тоже есть одна из возможных ситуаций, когда нет искомых объектов. Все они даются для опознания, одна задача за другой до тех пор, пока испытуемые не достигают указанного времени опознания

Опыт делается тоже двумя способами Один способ: традиционное упражнение, традиционная тренировка. В этом случае испыту-

Frm


емому показана таблица, указывается, где расположены значащие клетки, как их надо искать, указывается, что появление затемнения в других клетках — это помехи, а не искомый объект. Затем начинается показ всякого рода комбинаций из этих объектов. И в этом тоже достигается заданное время. Но для этого приходится дать в среднем свыше 5000 предъявлений. Есть испытуемые, которые дохо- i дят до этого времени немного больше, чем за 3000 экспозиций, но есть испытуемые, котором требуется свыше. 7000 экспозиций. Так что 5200 — это среднее количество.предъявлений объектов. По достижении нужного результата тренировка считается законченной.

Теперь второй способ. Испытуемому достается та же самая таблица. Дается то же самое указание на порядок обследования этих элементов, но вводится одно дополнение. Клетки по горизонтали метят греческими буквами: а, (3, %, 8, — а клетки по вертикали метят цифрами: 1, 2, 3, 4.

Каждая клетка таким образом получает свои «имя» и «фамилию». Испытуемые должны не просто осматривать и опознавать объект, но называть адрес клетки и определять вслух, есть там затемнение или нет. И только после этого испытуемый делает общее заключение.

Мало того. Произошло еще одно «утяжеление» этого процесса. Следуя «драконовским» методам поэтапности, мы решили ввести материализованный этап. Этот этап заключался в том, что испытуемому давалась маленькая указка, и он водил этой указкой по таблице и показывал по «имени и фамилии» ту или иную значимую клетку и говорил, «есть» или «нет» на пей затемнение Потом шея дальше по часовой стрелке указкой от одной клетки к другой Все время он вел указкой и только в конце отнимал ее от матрицы, говорил о том, что или ничего нет, или называл то, что видел Вот это движение которое идет с помощью материального средства по таблице и за которым следует глаз, на первый взгляд производит, я бы сказал, удручающее впечатление Задача вроде простая, испытуемые — взрослые, ну зачем им нужно водить палочкой по клеткам и обязательно называть то, что и так видно. Однако результаты получились совершенно неожиданные. Оказалось, что в данном случае для достижения нужной величины скорости опознавания потребовалось не 5200 в среднем, а 220-250 экспозиций Всего Это же почти в 20 раз меньше!

Во-вторых, оказалось, что когда вы даете экспозиции традиционным способом, то испытуемым доходит до какой-то требуемой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: