double arrow

ЛЕКЦИЯ 15. ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ОБРАЗОВ


Й.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Гораздо более продуктивное по времени, то этому нужно учить специально, надо изменить структуру действия. Этому новому действию нужно не просто учиться, а переучиваться, чтобы освободиться от старого. Переучивание всегда труднее, чем первоначальное обучение, и оно требует возвращения к материальной форме действия, потому что иначе вы это не проконтролируете, ведь это же идеальное действие взора. Если вы ловите взглядом кончик указки, а указку двигаете по заданному и осознанному маршруту, то и взгляд идет за кончиком указки.

Очень важно, что эти и подобные результаты открывают новый путь к исследованию психических процессов вообще. Ведь психические процессы до сих пор считались первоначально внутренними, доступными только самонаблюдению. А в таком виде исследования остаются крайне ограниченными по своим возможностям, естественно, имея в виду психическое только в его окончательном виде. Исследователи разводили руками и думали, что же можно реально исследовать.

А реально можно исследовать физиологические процессы. Это все-таки материальная вещь. Хотя мы очень далеки от того, чтобы проследить путь отдельного процесса в головном мозгу, но в принципе это возможно. А если исходить из того, что психологическое есть чисто субъективное, то тут и принципиальной возможности никакой нет.

Вот поэтому так сильна тенденция современной психологии искать эти физиологические основы. Против этого, конечно, нельзя и не стоит возражать, потому что очень хорошо, если будут раскрыты физиологические основы. Но они не раскрывают того, что на этих основах вырастает, т. е. самого психологического процесса.

Другая линия поисков — это поиски в сторону логики. Это то, куда идет такой большой исследователь, как Пиаже. Он считает, что совершенно правомерно искать физиологические механизмы так называемых психических процессов, но это же не объясняет логики того, что отображено в психике. То, что отображено, подчиняется логике внешних вещей Значит, надо изучать логику как другую основу для изучения психологического.

Ну а где же психология? Как видите, с этой точки зрения психологии и нет Есть только явление. А явления не составляют предмета науки. Ну а если теперь вы знаете этот процесс, тогда другое


ила

дело. Тогда физиологические основы — сами по себе. Это тоже нужно знать: человек не воздушное существо. Но это только возможности для реализации тех или иных психологических процессов. Только возможности! А то, что будет реализовано, зависит от того, что будет воспитано.

Значит, мы получаем, таким образом, специфический метод исследования собственно психологических процессов. В чем заключаются эти собственно психологические процессы? Они заключают-ся в той системе связей, которую мы воспитываем и которая обеспечивает выполнение действий как внешних, так и внутренних. Эту систему мы заранее задаем. Другое дело, Что мы ее потом должны воспитать на основе условных связей, т. е. по законам высшей нервной деятельности. А что именно воспитываем, какую систему, с каким содержанием — это то, что мы реально делаем как психологи.

В обычном обучении эта система остается неопределенной, потому что обычное обучение не учитывает всех условий воспитания, не знает этой системы. Но теперь, когда мы с ней уже достаточно знакомы, мы знаем, что даже тогда, когда систему связей и не учитывают, ее все-таки воспитывают. Хотя и плохо, с целым рядом дефектов.

Значит, таким образом мы получаем собственно психологический метод. Я вам раньше говорил о предмете психологии, а теперь мы получаем метод психологического исследования, который заключается в том, чтобы формировать психологические явления с заданными (обязательно заданными!) свойствами Если вы не построите этих заданных условий, тогда и не будете знать, что от чего получилось Л если вы их целенаправленно построите, тогда вы это будете знать. Вы будете создавать, если их нет, тс условия, которые обеспечивают формирование заданных свойств. И когда вы будете знать эту систему, тогда вы будете знать, почему у вас не хватает каких-то свойств (когда их не хватает). Не потому, что способностей у испытуемого нет, а потому, что вы не обеспечили усвоение некоторых средств психической деятельности

До сих пор живы идеалистические представления, что психическая деятельность — это духовный акт, который имеется у человека от рождения и не подвержен изменениям А на самом деле этот духовный акт есть не что иное, как перенесенное в идеальный план предметное действие, вооруженное своими особыми средствами.

ЛЕКЦИЯ 15. ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ОБРАИ**



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: