Искусство критики

Хотя в обыденной жизни под критикой чаще всего подразумевают замечания или выражение недовольства чем-либо, понятие критика имеет более широкий смысл. Русское слово «критика» происходит от греческого κριτική, что в переводе означает «обзор». То есть критика в общем смысле – это обсуждение различных явлений из какой-либо области человеческой деятельности. Обсуждение предполагает анализ, выявление противоречий, а также оценку. Несмотря на распространенное мнение, объектом критики не обязательно является плохо сделанная работа или чьи-либо недостатки, но и качественные результаты деятельности человека, например, литературное произведение или научная теория.

Критика может быть конструктивной и деструктивной. На наш взгляд, в основе выделения этих двух видов критики лежат мотивы критикующего.

Конструктивная критика мотивируется (побуждается) желанием критикующего отметить положительные стороны сделанного и помочь понять, что нужно изменить, чтобы получить требуемый результат. Например, «Отлично! А вот это, мне кажется, можно сделать так, будет надежнее!» По мнению российского психолога Н.И.Козлова, не нужно критиковать человека, если вы не знаете, что подсказать и как помочь ему.

В основе деструктивной критики обычно лежат эгоистические мотивы, которые могут и не осознаваться самим критикующим: повысить свою самооценку за счет принижения заслуг другого человека, продемонстрировать свои профессиональные знания, повысить свою значимость, иногда – свести счеты или получить эмоциональный заряд, накричав на подчиненного. Поскольку в этом случае личность критикуемого в расчет не принимается, то для деструктивной критики часто используются деструктивные средства: пренебрежительные или оскорбительные суждения, высмеивание, безапелляционные оценки. Такая критика не позволяет критикуемому «сохранить лицо», но ничего не говорит ему о том, как исправить положение.

Существует большое количество рекомендаций по формулировке критических замечаний. На наш взгляд, основным условием эффективной критики является наличие у критикующего уважительного отношения к критикуемому, даже если этот человек совершил какой-то проступок. Для создания у себя такой позитивной установки можно использовать простой прием: прежде чем критиковать, нужно вспомнить о двух-трех положительных качествах критикуемого.

В добавление к сказанному перечислим несколько правил, соблюдение которых повысит эффективность критических замечаний.

1. Критикуйте не личность, а конкретный поступок.

2. По возможности не критикуйте публично, чтобы не задевать самолюбия сотрудника.

3. Критикуйте по конкретному поводу, не вспоминая при этом прошлых проступков.

4. Критические замечания необходимо высказывать непосредственно критикуемому человеку – это позволит избежать искажения ваших слов при передаче их третьим лицом.

5. Частое использование критики по отношению к одному и тому же человеку приведет к снижению его чувствительности к критике.

6. Критика должна быть аргументированной, то есть основанной на фактах, а не на субъективных суждениях.

7. Критика должна быть конструктивной, то есть оканчиваться определенными предложениями по устранению недостатков.

8. Критикуя кого-либо, не ждите немедленного признания ошибок: любому человеку нужно определенное время, чтобы принять то, с чем изначально он был не согласен, и изменить свои взгляды.

А.П.Панфилова [1] выделяет четыре 4 шага (этапа), осуществление которых позволяет точно сформулировать критическое замечание.

1 этап – ввод в критику, создание доброжелательной атмосферы в начале разговора (например: начните с похвалы, с искреннего признания достоинств критикуемого).

2 этап – критические замечания, высказывания по существу вопроса.

3 этап – визуальный контакт с критикуемым для определения его реакции на критику.

а) адекватная реакция (контакт глаз, кивки головой) – переход к завершению критики.

б) обида – использование психологического приема «валидол» (отметить то, что сделано хорошо; сказать, что недостатки вполне устранимы) а затем – приема «авансированная похвала» (выражение уверенности в том, что критикуемый справиться с необходимыми доработками), после этого переход к завершению критики.

в) агрессивная реакция – предложить критикуемому самому решить, принимать ли высказанные замечания; отнестись к ним как к информации к размышлению (такая стратегия позволит избежать усиления конфликта).

4 этап – завершение критики, эмоциональная поддержка («Я уверен, вы с этим справитесь»), возможно: предложение помощи.

Вопросы для самоконтроля

1. С какой целью используется критика в деловом общении?

2. Какие виды критики вы знаете? Охарактеризуйте каждый из них.

3. Как вы понимаете правило «Критикуйте не личность, а поступок». Приведите пример критики в адрес личности. Почему такая критика считается неэффективной?

4. Перечислите основные этапы формулировки критического замечания.

5. По каким невербальным признакам можно определить, что человек адекватно реагирует на критику?

6. Какие невербальные признаки свидетельствуют об обиде критикуемого?

7. Какие невербальные признаки можно считать проявлениями агрессии в ответ на критику?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: