1. Заполните таблицу:
Виды коммуникативных барьеров | Причина возникновения | Пример (краткое описание ситуации) |
Избегание | Стремление защититься от «опасного» (неприятного) источника информации | Человек находит причины для откладывания встречи с неприятным для него человеком |
... |
2. Прочитайте диалог матери и дочери из фильма «Родня» («Мосфильм», 1981, реж. Н. Михалков). Выделите коммуникативные барьеры, возникающие в процессе коммуникации.
– Стасик приходил?
– Приходил.
– За что ты его ударила?
– Кого?
– Стасика. Я тебя просила об этом?
– А меня не надо просить. Я и сама все вижу!
– Что ты видишь? Что ты видишь-то, что ты понимаешь-то в наших делах?
– О, Господи, да куда уж тут понять в ваших делах!
- Ты знаешь что, мамочка, у тебя своя жизнь, у нас – своя. И нечего тут наводить свои порядки! И руки распускать тоже не надо. А если бы он тебе сдачи дал?
- Хто? Етот?
- Что это такое – «етот»? Это что еще за «етот»? Этот, между прочим, – мой муж, и отец моего ребенка!
|
|
- А чего ж это отец твоего ребенка дома не живет?
- А это наше дело, личное, мамочка! Тебя это не касается! Личное! Я тут с утра до вечера, как рыба об лед. Как рыба об лед, с утра до вечера, с утра до вечера! Чтоб в доме все было, чтоб все было как у людей. Чтоб надеть было что. Чтоб было что на стол поставить, и в шкаф что повесить. Да что там – из кожи вон лезу!
- То-то я и вижу, что ты уже вся вылезла! Ты посмотри на кого ты похожа – кукла американская! Да если тебя умыть – сама знаешь, что получится!
- Да что ты в этом понимаешь?
- Понимаю! И понимаю, почему ты мажешься!
- А ты как хотела? Ты хочешь, чтоб я как ты? Чтоб я всех разогнала, а сама одна осталась? Да? Это ты можешь жить одна. Тебе вообще никто никогда не был нужен. Никто и никогда!
- Неправда это!
- Да, правда, правда! Правильно, что отец от тебя сбежал, правильно! Потому что тебе всегда надо, чтобы все было только по-твоему, только по-твоему! И больше не по чьему.
- Кто тебе сказал, что отец от меня сбежал?
- (обращаясь к дочери) Ира, прекрати свои дурацкие шутки! Дай мне хоть один раз спокойно поговорить с бабушкой! Танк, мама, ты же – танк! Ты только давишь, крушишь, ломаешь, суешься, куда тебя не просят! Тебе помолчать надо – ты обязательно встрянешь!
- Я всегда правду говорю!
- Да кому она нужна, твоя правда? Правда... Один уже от твоей правды сбежал!
- Он не сбежал. Я его сама выгнала. Любила больше жизни и выгнала. А как ты думала? Чтоб я жила с таким баламутом? Черти где шалается всю ночь. Летчик-фронтовик! А потом приходит, является: то трактор у них застрял в болоте – вытаскивали… А от самого женскими духами пахнет! А уж как поддавать начал – этого я терпеть не могла!
|
|
- А должна была терпеть, мамочка!
- И врать?
- Да, и врать!
- Что ты говоришь, дочка, опомнись! Врать лучше?
- Представь себе, лучше! А кому она нужна, твоя правда? Зачем она? Какая правда? Что мне тридцать, а я на тридцать пять выгляжу? Что в институт поступила и зубрила с утра до вечера, чтобы только из этой деревни удрать? Что работу свою ненавижу? Мужа не люблю? Вот она, правда! Зачем она мне нужна? А что тебе хорошего от твоей правды, что ты от нее имела? Ничего! Одна. Свободная, гордая, независимая… Ты хоть понимаешь, что одинокая женщина – это неприлично? Не-при-лич-но?
- А-а-а. Ну правильно. Не врать, не дергаться, не вешаться первому встречному на шею – это неприлично. А Гена, при живом муже – это прилично, да?
- Какой Гена?
- Крокодил Гена! Чебурашку смотрела?
- Причем тут крокодил? Успокойся! Крокодил вообще к жене вернулся.
- А-а, значит Гена лопнул? Теперь люди добрые, караул! Давайте Стасика обратно!
- Да что ты…, что ты… Что ты говоришь-то?
- Я что надо говорю!
- Что ты в этом понимаешь? Я просто хочу, чтобы у моего ребенка был отец. Чтоб он рос в нормальной, здоровой обстановке.
‹…›
3. С какими коммуникативными барьерами вы, как студент, сталкиваетесь в своей учебной деятельности? Приведите примеры.
Литература
1. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Питер, Смысл, 2005 - 280 с.