1. Проблема искажения и потери информации при общении. Упражнение, которое обычно называют «Испорченный телефон», демонстрирует, что при коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов, значительная часть информации теряется или искажается.
Для участия в упражнении требуется 5 человек. 4 человека выходят за двери, а пятому (который остался) преподаватель зачитывает текст:
Исполнительный директор ОАО «Косметикс трейдинг групп» Ираида Генриховна Эшминальд просила сообщить всем акционерам общества, что собрание акционеров, посвященное переизбранию членов правления, в связи с тяжёлым финансовым положением общества – переносится со вторника 19 сентября в 17-00 на четверг 22 сентября в 16-00. Место проведения собрания изменилось с актового зала Оперного театра на зал заседаний ДК «Шинник».
Задача слушающего – передать то, что он запомнил, следующему участнику. Участники заходят по очереди – слушают и передают дальше полученную информацию.
Для того чтобы количественно оценить потери информации, можно выделить смысловые единицы в исходном тексте. Задача тех, кто не принимает участие в упражнении – фиксировать, какие из перечисленных смысловых единиц были упомянуты очередным участником. Для этого можно использовать таблицу:
|
|
Смысловые единицы | Участники | |||||
Должность | Исполнительный директор | |||||
Название организации | ОАО «Косметикс трейдинг групп» | |||||
Имя | Ираида | |||||
Отчество | Генриховна | |||||
Фамилия | Эшминальд | |||||
Действие | Просила сообщить | |||||
Кому | всем акционерам общества | |||||
Мероприятие | собрание акционеров | |||||
Содержание мероприятия | посвященное переизбранию членов правления | |||||
Повод для мероприятия | в связи с тяжёлым финансовым положением общества | |||||
Действие | переносится | |||||
Исходная дата (день недели, время) | со вторника 19 сентября в 17-00 | |||||
Измененная дата (день недели, время) | на четверг 22 сентября в 16-00 | |||||
Исходное место проведения | актового зала Оперного театра | |||||
Измененное место проведения | зал заседаний ДК «Шинник» | |||||
Кол-во упомянутых единиц: |
После окончания упражнения можно спросить участников, что мешало им запомнить переданное сообщение (большое количество деталей, сложность содержания …).
|
|
Вопросы для обсуждения: 1) Оцените, сколько процентов информации было потеряно в процессе передачи информации.
2) Какая информация запомнилась лучше всего?
3) Какая информация в сообщении, на ваш взгляд, является наиболее важной?
4) Что можно было бы предпринять, для того чтобы важная информация не «потерялась» в процессе передачи?
Литература
1. Основы менеджмента: учебное пособие / Э. М. Коротков [и др.]; под ред. И. Ю. Солдатовой; под ред. М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 272 c.
2. Кривокора Е.И. Деловые коммуникации: Учеб. пособие / Е.И.Кривокора. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 190 с.
3. Мескон М. Х.. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1997. - 702 c.
5.2. Деловые совещания ([1])
Одной из форм деловой коммуникации является деловое совещание. Необходимость в проведении деловых совещаний определяется усложнением проблем, с которыми сталкиваются менеджеры при управлении современными организациями.
Деловое совещание – это организованное целенаправленное общение руководителей и специалистов по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления.
Деловое совещание, как правило, направлено на достижение нескольких целей:
1. обмен информацией между участниками совещания;
2. анализ трудных ситуаций;
3. генерирование новых идей;
4. выработка единого понимания информации;
5. создание мотивации у участников совещания для выполнения принятых решений.
Как форма управленческой коммуникации деловое совещание выполняет очень важную функцию привлечения к участию в управлении и планировании членов трудового коллектива.
Для того чтобы цели совещания были достигнуты, оно должно быть подготовлено. Подготовка совещания включает следующие составляющие:
1. четко спланировать совещание;
2. сформулировать ясную, прогонозируемую и достижимую цель;
3. строго подчинить весь процесс выработанной заранее повестке дня и регламенту;
4. принять решение по всем вынесенным на обсуждение вопросам.
А.П. Панфилова [1] выделяет разные виды совещаний:
Ø проблемные;
Ø информационные (директивные, инструктивные);
Ø оперативные, диспетчерские.
Проблемное совещание проводится в небольшом кругу узких специалистов с целью поиска оптимальных управленческих решений. Схема такого совещания включает доклад (возможен содоклад), вопросы по докладу, обсуждение доклада и выработку общего решения, которое принимается голосованием присутствующих.
Инструктивное совещание организуется непосредственно управленцами (конкретными исполнителями) с целью доведения до работающих общего задания, передачи распоряжений по управленческой вертикали или горизонтали. Оно проводится по схеме сообщения с уточнением определенных задач, сроков выполнения производственного задания для конкретных исполнителей.
Оперативное совещание проводится в назначенные дни и часы для получения информации о текущем состоянии дел по схеме вертикального распределения информации.
Диспетчерское совещание является разновидностью оперативного и проводится внепланово для выявления причин неполадок и определения мер для их устранения.