Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I. Назовите общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада. Дайте их краткую характеристику




II. В чем состоят особенности развития философии древнего мира Запада и Востока? Различия в проблематике.

III. Ознакомьтесь с учением о «Благородном муже» и принципах управления госу­дарством в трактате Конфуция «Лунь юй» и ответьте на вопросы:

· Какими качествами должен обладать «благородный муж»
(«цзюнь-цзы»)?

· Какую роль играет в конфуцианстве принцип уважения стар­ших и почитания родителей?

· Что понимает Конфуций под человеколюбием?

· На чем основано справедливое управление государством?

· Что необходимо, по мысли Конфуция, чтобы в государстве царили спокойствие и порядок?

См.: Лунь юй. Гл.1, пп.2, 4, 6, 8, 10, 12-13, 16. Гл. 2. пп.1, Ъ-А, 10-20. Гл.З. пп. 7, 26. Гл. 4. пп. 1-5, 8-11, 14-15, 22-25. Гл. 6. пп. 16-19, 27-28. Гл. 7. пп. 1-3, 6-8; 23-29.Гл. 12. пп. 1-22. Гл. 13. пп. 3, 6, 23-

27. Гл. 14. пп. 23-28. Гл. 15 // Древнекитайская философия. Собр. тек­стов: В 2 т. Т. 1. М, 1972. С. 139-174.

Дополнительная литература

Китайская философия: Энцикл. словарь. М., 1994. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.

Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.

IV. Образ идеального государства в диалоге Платона «Государство»

· В чем усматривает Платон причины возникновения государства?

· Какие четыре формы правления исследует Платон, как они
связаны между собой?

· За что критикует Платон демократию?

· Какие четыре добродетели выделяет Платон в образе идеального города-государства?

· Как определяет Платон справедливость?

См.: Платон. Государство. // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.З. Ч. 1. М, 1971. С. 145-152, 217-232, 356-382.

Дополнительная литература

Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976.

История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1. М., 1995.

V. ТЕСТЫ:

1 .Закончите определение: «Философская рефлексия - это...», выде­
лив верные характеристики:

а) форма самосознания, направленная на анализ существующего
научного знания и контроль над его формированием в аспекте содержательных критериев истинности;

б) осознание и осмысление предельных оснований бытия и мыш­
ления, человеческой культуры в целом;

в) анализ личностью собственных поступков, оценка их значения
и последствий;

г) универсальное осознание предметно-практического отношения
человека к миру, направленное на раскрытие природы человека,
его сущностных сил.

2. Укажите, что общего у философии и науки:

а) построение знания в теоретической форме;

б) осознание и осмысление предельных оснований бытия и
мышления;

в) логическая доказательность выводов;

г) постоянное приращение новых знаний;




д) является производительной силой общества;

е) получение нового объективного знания главная и непосредственная цель;

ж) ориентация на критерии разума;

з) рефлексия над универсалиями культуры, в целях создания
обобщенной модели человеческого мира;

и) критический анализ теоретического знания на основе тех мето­дов и приемов, которые свойственны данной области научного исследования.

3. К основным функциям философии относятся (выделите правильные варианты ответа):

а) адаптационная;

б) социально-критическая;

в) воспитательная;

г) управленческая;

д) мировоззренческая;

е) селективная;

ж) методологическая;

з) идеологическая;
и) рекреационная.

4. Выделите характерные черты метафизического метода познания:

а) доминирование аналитической установки мышления;

б) ограничение познавательной деятельности сферой рассудка;

в) абсолютизация изменчивых, относительных сторон познавае­мой действительности;

г) религиозный догматизм;

д) выделение исключительно устойчивых, неизменных характе­ристик познаваемого объекта.

5. Укажите область философского знания, направленную на постижение сущего как такового:

а) гносеология;

б) аксиология;

в) метафизика;

г) физика;

д) антропология.

6. Назовите философскую дисциплину, исследующую всеобщие
предпосылки познания и условия его достоверности:

а) онтология; г) логика;

б) гносеология; д) эвристика;

в) теология; е) герменевтика.

7. Определите период возникновения философии.

а) середина I в.; в) середина I тыс. до н. э.;

б) II - V в.; г) X - VIII вв. до н. э.

8. Укажите, в каких древних цивилизациях появились первые философские учения:



а) Древнем Египте; г) Древней Индии;

б) Древнем Китае; д) Древней Греции;

в) Финикии; е) Вавилонии.

9. Выделите особенности «мифогенной» концепции происхождения
философии:

а) генезис философии - результат развития протонаучного знания;

б) возникновение философии означает преобразование чувствен­но-конкретных образов мифа в понятийно-логическую форму;

в) возникновение философии означает появление опытно-экспериментальных знаний о естественных причинах и законо­мерностях природы.

10. Выделите социокультурные предпосылки генезиса философии:

а) наступление «железного века» и утверждение товарно-денежного обмена в экономике;

б) развитие экспериментального естествознания;

в) социальная дифференциация общества и формирование свет­ских «интеллектуальных элит»;

г) жрецы становятся господствующим сословием;

д) возникновение государства и права;

е) появление и распространение христианства;

ж) выделение личностного начала в культуре;

з) развитие протонаучного эмпирического знания.

11. Объясните, почему возникновение права в древних государствах
порождает потребность в развитии философии:

а) древние правители нуждались в мудрых советниках;

б) возникает необходимость обоснования справедливости и целесообразности морально-правовых норм, их соответствия природе
человека;

в) угнетенные народные массы создавали идеологию, защищав­
шую их интересы.

12. Назовите памятники письменности древнеиндийской культуры, в
которых появляются первые космологические идеи, положившие начало философской традиции:

а) Ригведа;

б) Рамаяна;

в) Яджурведа;

г) Законы Ману.

13. Выделите специфические особенности философии Древней Индии:

а) доминирование морально-политической проблематики;

б) тесная связь с религией;

в) традиционализм;

г) философия развивается самостоятельно как альтернатива рели­
гиозному мировоззрению;

д) характерна ориентация на познание природного мира;

е) цель философского дискурса подчинена задачам религиозной
сотериологии;

ж) эзотеризм.

14. Выберите из списка понятия и категории древнеиндийской философской традиции:

а) Атман; ж) эйдос;

б) атом; з) мокша;

в) дхарма; и) докса;

г) Дао; к) нирвана;

д) сансара; л) нус;

е) Брахман; м) карма.

15. В древнеиндийской философии освобождение от круговорота рождений и смертей называется:

а) сансара;

б) атараксия;

в) мокша;

г) дхьяна;

д) анима.

Литература

1. Алеексеев П., Панин А. Философия.- М., 1996.

2. История философии в кратком изложении.- М., 1991.

3. История китайской философии. / Под ред. М.П. Титаренко.- М., 1989.

4. Основы буддийского мировоззрения (Индия, Китай). Учеб. пособие. -М., 1994.

5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей.- М., 1991.

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философии: от истоков до наших дней. Т. 1–4. СПб, 1997.

7. Философия. / Под ред. В.Н. Лавриненко: Учебник.- М., 2009.

8. Чанышев А. Философия древнего мира.- М., 1993.

Тема № 5 Д. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ





Дата добавления: 2015-04-23; просмотров: 1696; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9421 - | 7473 - или читать все...

Читайте также:

 

3.94.196.192 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.