double arrow
I. Назовите общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада. Дайте их краткую характеристику

II. В чем состоят особенности развития философии древнего мира Запада и Востока? Различия в проблематике.

III. Ознакомьтесь с учением о «Благородном муже» и принципах управления госу­дарством в трактате Конфуция «Лунь юй» и ответьте на вопросы:

· Какими качествами должен обладать «благородный муж»
(«цзюнь-цзы»)?

· Какую роль играет в конфуцианстве принцип уважения стар­ших и почитания родителей?

· Что понимает Конфуций под человеколюбием?

· На чем основано справедливое управление государством?

· Что необходимо, по мысли Конфуция, чтобы в государстве царили спокойствие и порядок?

См.: Лунь юй. Гл.1, пп.2, 4, 6, 8, 10, 12-13, 16. Гл. 2. пп.1, Ъ-А, 10-20. Гл.З. пп. 7, 26. Гл. 4. пп. 1-5, 8-11, 14-15, 22-25. Гл. 6. пп. 16-19, 27-28. Гл. 7. пп. 1-3, 6-8; 23-29.Гл. 12. пп. 1-22. Гл. 13. пп. 3, 6, 23-

27. Гл. 14. пп. 23-28. Гл. 15 // Древнекитайская философия. Собр. тек­стов: В 2 т. Т. 1. М, 1972. С. 139-174.

Дополнительная литература

Китайская философия: Энцикл. словарь. М., 1994. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.

Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.

IV. Образ идеального государства в диалоге Платона «Государство»

· В чем усматривает Платон причины возникновения государства?

· Какие четыре формы правления исследует Платон, как они
связаны между собой?

· За что критикует Платон демократию?

· Какие четыре добродетели выделяет Платон в образе идеального города-государства?

· Как определяет Платон справедливость?

См.: Платон. Государство. // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.З. Ч. 1. М, 1971. С. 145-152, 217-232, 356-382.




Дополнительная литература

Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976.

История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1. М., 1995.

V. ТЕСТЫ:

1 .Закончите определение: «Философская рефлексия - это...», выде­
лив верные характеристики:

а) форма самосознания, направленная на анализ существующего
научного знания и контроль над его формированием в аспекте содержательных критериев истинности;

б) осознание и осмысление предельных оснований бытия и мыш­
ления, человеческой культуры в целом;

в) анализ личностью собственных поступков, оценка их значения
и последствий;

г) универсальное осознание предметно-практического отношения
человека к миру, направленное на раскрытие природы человека,
его сущностных сил.

2. Укажите, что общего у философии и науки:

а) построение знания в теоретической форме;

б) осознание и осмысление предельных оснований бытия и
мышления;



в) логическая доказательность выводов;

г) постоянное приращение новых знаний;

д) является производительной силой общества;

е) получение нового объективного знания главная и непосредственная цель;

ж) ориентация на критерии разума;

з) рефлексия над универсалиями культуры, в целях создания
обобщенной модели человеческого мира;

и) критический анализ теоретического знания на основе тех мето­дов и приемов, которые свойственны данной области научного исследования.

3. К основным функциям философии относятся (выделите правильные варианты ответа):

а) адаптационная;

б) социально-критическая;

в) воспитательная;

г) управленческая;

д) мировоззренческая;

е) селективная;

ж) методологическая;

з) идеологическая;
и) рекреационная.

4. Выделите характерные черты метафизического метода познания:

а) доминирование аналитической установки мышления;

б) ограничение познавательной деятельности сферой рассудка;

в) абсолютизация изменчивых, относительных сторон познавае­мой действительности;

г) религиозный догматизм;

д) выделение исключительно устойчивых, неизменных характе­ристик познаваемого объекта.

5. Укажите область философского знания, направленную на постижение сущего как такового:

а) гносеология;

б) аксиология;

в) метафизика;

г) физика;

д) антропология.

6. Назовите философскую дисциплину, исследующую всеобщие
предпосылки познания и условия его достоверности:

а) онтология; г) логика;

б) гносеология; д) эвристика;

в) теология; е) герменевтика.

7. Определите период возникновения философии.

а) середина I в.; в) середина I тыс. до н. э.;

б) II - V в.; г) X - VIII вв. до н. э.

8. Укажите, в каких древних цивилизациях появились первые философские учения:

а) Древнем Египте; г) Древней Индии;

б) Древнем Китае; д) Древней Греции;

в) Финикии; е) Вавилонии.

9. Выделите особенности «мифогенной» концепции происхождения
философии:

а) генезис философии - результат развития протонаучного знания;

б) возникновение философии означает преобразование чувствен­но-конкретных образов мифа в понятийно-логическую форму;

в) возникновение философии означает появление опытно-экспериментальных знаний о естественных причинах и законо­мерностях природы.

10. Выделите социокультурные предпосылки генезиса философии:

а) наступление «железного века» и утверждение товарно-денежного обмена в экономике;

б) развитие экспериментального естествознания;

в) социальная дифференциация общества и формирование свет­ских «интеллектуальных элит»;

г) жрецы становятся господствующим сословием;

д) возникновение государства и права;

е) появление и распространение христианства;

ж) выделение личностного начала в культуре;

з) развитие протонаучного эмпирического знания.

11. Объясните, почему возникновение права в древних государствах
порождает потребность в развитии философии:

а) древние правители нуждались в мудрых советниках;

б) возникает необходимость обоснования справедливости и целесообразности морально-правовых норм, их соответствия природе
человека;

в) угнетенные народные массы создавали идеологию, защищав­
шую их интересы.

12. Назовите памятники письменности древнеиндийской культуры, в
которых появляются первые космологические идеи, положившие начало философской традиции:

а) Ригведа;

б) Рамаяна;

в) Яджурведа;

г) Законы Ману.

13. Выделите специфические особенности философии Древней Индии:

а) доминирование морально-политической проблематики;

б) тесная связь с религией;

в) традиционализм;

г) философия развивается самостоятельно как альтернатива рели­
гиозному мировоззрению;

д) характерна ориентация на познание природного мира;

е) цель философского дискурса подчинена задачам религиозной
сотериологии;

ж) эзотеризм.

14. Выберите из списка понятия и категории древнеиндийской философской традиции:

а) Атман; ж) эйдос;

б) атом; з) мокша;

в) дхарма; и) докса;

г) Дао; к) нирвана;

д) сансара; л) нус;

е) Брахман; м) карма.

15. В древнеиндийской философии освобождение от круговорота рождений и смертей называется:

а) сансара;

б) атараксия;

в) мокша;

г) дхьяна;

д) анима.

Литература

1. Алеексеев П., Панин А. Философия.- М., 1996.

2. История философии в кратком изложении.- М., 1991.

3. История китайской философии. / Под ред. М.П. Титаренко.- М., 1989.

4. Основы буддийского мировоззрения (Индия, Китай). Учеб. пособие. -М., 1994.

5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей.- М., 1991.

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философии: от истоков до наших дней. Т. 1–4. СПб, 1997.

7. Философия. / Под ред. В.Н. Лавриненко: Учебник.- М., 2009.

8. Чанышев А. Философия древнего мира.- М., 1993.

Тема № 5 Д. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ






Сейчас читают про: