Оптовые торговые и посреднические организации

От организационно-правовой формы субъектов торго­вой деятельности, регламентируемой гражданским законо­дательством, следует отличать их функциональный вид, определяемый местом в торговом обороте и основным со­держанием деятельности. Эти различия почти не разрабо­таны юридической наукой, хотя уже стали общепринятыми в практике. Итак, следует различать юридический вид (или, иначе говоря, организационно-правовую форму) и функци­ональный вид организации как субъекта торгового права.

Выше были указаны виды специальных участников рынка, являющихся организаторами торговой деятельности. Наряду с ними достаточно четко функциональные различия закрепи­лись в оптовой торговле и посреднической деятельности. Это объяснимо, поскольку на посредников приходится 75% това­рооборота — как внутреннего, так и внешнего.

Торгово-посреднические организации подразделяются на виды в зависимости от выполняемых ими на товарном рынке функций, характера совершаемых с товаром операций, основ­ных видов используемых договоров и других оснований.

В зависимости от того, приобретает ли торгово-посред­ническое звено право собственности на товар, выделяют: 1) оптовые торговые и посреднические организации, приобре­тающие право собственности на реализуемый с их участием товар; 2) посреднические организации, не приобретающие прав собственности на товар, а оказывающие в качестве ос­новного вида своей деятельности услуги по доведению то­вара от изготовителя к потребителю.

В группу независимых торгово-посреднических звень­ев входят организации, приобретающие и реализующие товар от своего имени и за свой счет. С учетом характера со­вершаемых операций среди них различают: фирмы-диле­ры, торговые дома, дистрибьюторы, трейдеры и ряд других.

Прохождение через них товаров от изготовителей к потре­бителям оформляется цепочкой договоров.

Дилерами называются оптовые организации, специали­зирующиеся на торговле товарами определенных видов (товарных групп). При принятии на себя обязанностей продажи товаров какой-либо организации-изготовителя по соглашению с ней посредник становится дилером этой фир­мы или, как чаще говорят, ее официальным дилером. Дилеры должны быть юридическими лицами. Другой их признак — самостоятельное, т.е. от своего имени и за собственный счет, совершение покупок и продаж товара. Они могут прини­мать на себя по договору с изготовителем сервисные обя­занности, обеспечение покупателей сменными узлами и де­талями к техническим изделиям.

Торговые дома представляют собой многофункцио­нальные организации. Наряду с приобретением и последу­ющей продажей товаров они осуществляют производствен­ную деятельность по обработке, расфасовке, упаковке, подсортировке реализуемых товаров и др. Они работают по широкой номенклатуре товаров.

Торговый дом строится как единое юридическое лицо либо в форме контрактного объединения, т.е. связанного договора­ми о совместной деятельности сообщества торговых, произ­водственных, складских, транспортных и иных организаций.

Международными соглашениями с участием России и нормативными актами субъектов РФ предусматривается создание торговых домов для внешнеторговой деятельно­сти. Такие торговые дома образуются для содействия выхо­ду отечественных производителей на зарубежные рынки.

В качестве достоинств торговых домов в литературе отмечается оперативное реагирование на изменения конъюн­ктуры рынка, выполнение важных дополнительных функций в связи с производством и сбытом товаров, объединение мел­ких и средних оптовых организаций, достигаемое на этой ос­нове снижение издержек обращения, стоимости маркетинго­вых исследований и рекламных мероприятий.

Трейдеры — специализированные посредники, соверша­ющие сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. В отличие от дилеров трейдерами могут быть не только юридические лица, но и индивидуальные пред­приниматели. Другое важное отличие в том, что трейдеры специализируются на краткосрочных сделках, коротких операциях.

Дистрибьюторские фирмы являются участниками внешне­торгового оборота. Дистрибьюторы выступают реализаторами закупленного по импорту товара на территории своей страны. Для них показательным является долгосрочный характер от­ношений с иностранным поставщиком. Дистрибьюторы созда­ют свою сбытовую сеть, формируют складские запасы товаров, занимаются изучением спроса и рекламой. Крупные произво­дители и сбытовые фирмы нередко осуществляют реализацию своих товаров в других странах, подыскивая дистрибьюторов и заключая с ними дистрибьюторский контракт.

В коммерческой практике дистрибьюторов подразделя­ют в зависимости от наличия складских площадей на: 1) имеющие склады (регулярные) и 2) арендующие склады либо не имеющие складских помещений. Регулярные дист­рибьюторы выполняют функции накопления и хранения товаров, заключают договоры на поставку в будущих пери­одах, оказывают услуги по подсортировке и подбору ассор­тиментных групп товаров. Дистрибуторы, не имеющие складов, в основном участвуют в транзитных поставках.

У нас в стране производители порой ошибочно заключа­ют дистрибьюторские контракты с посредниками для сбы­та товара здесь же, в России. В этих случаях дистрибьютор на самом деле является дилером, а вместо дистрибьюторского контракта с ним должен заключаться договор на ис­ключительную продажу товара.

Организации вышеперечисленных видов занимаются самостоятельной покупкой и последующей продажей това­ров. От них следует отличать субъектов, не приобретаю­щих прав собственности на товар, а лишь содействующих реализации товаров. Таковы комиссионеры, фирмы-стоки­сты, брокеры, торговые агенты и др.

Так, фирмы, действующие во внешнеторговом обороте, не­редко выступают в качестве комиссионеров, совершая сделки от своего имени, но по поручению клиентов и за их счет.

Специализированными посредниками являются фир­мы-стокисты. Они осуществляют по договору комиссии ис­ключительную продажу товара определенного экспортера. Поступающий от иностранного комитента товар хранится на так называемом консигнационном складе. Но в отличие от товара, получаемого дистрибьютором, право собствен­ности на этот товар сохраняется за иностранным постав­щиком (консигнантом). Этот товар реализуется по догово­рам средним и мелким покупателям.

Распространенный вид посредников — брокеры. Они заключают договоры от имени и за счет принципала. На биржах товары продаются в основном при посредничестве брокеров. Они действуют в качестве фирм, нередко имею­щих свою филиальную сеть, либо в качестве независимых брокеров. Роль брокеров на рынке определяется доскональ­ным знанием спроса и предложения на определенные това­ры и способностью оперативно выполнять поручения.

Важная группа субъектов — торговые агентства и аген­ты. Их функции состоят в подыскивании покупателей для фирмы-продавца, в пользу которой работает агент. Агент проводит переговоры с возможным покупателем и сообща­ет информацию фирме-продавцу для заключения договора.

Имеется ряд других видов организаций, специализиро­ванных по функциям в сфере торгового оборота.

Конечно же, не очень удобно пользоваться иноязычными терминами «дилер», «дистрибьютор», «стокист» и др. Од­нако обозначать субъектов необходимо, а российских экви­валентов, синонимов при всем богатстве русского языка по­просту нет.

Современный словарь торговых терминов насчитывает более 4000 слов, почти все они — иноязычные. Термины эти широко вошли в обращение, без них невозможен нормаль­ный торговый оборот. Ещё затруднительнее то, что боль­шинство таких терминов не имеет в российской торговле легально закрепленных, четких определений, что приводит к недопустимой многозначности в их применении. Этот недостаток должен преодолеваться наукой коммерческого права и развитием торгового законодательства.

Следует учитывать, что в данном случае речь идет о фор­мировании не общеразговорного, а профессионального языка, как, например, в медицине, математике, кибернетике. Это совсем иной случай, нежели повсеместное навязывание чужеродных слов — саммитов, топ-моделей, блокбастеров и т.п., — когда печать и телевидение фактически размывают, выхолащивают русский язык.

С аналогичной проблемой сталкиваются и в других странах. Так, в ФРГ в стремлении сохранить чистоту не­мецкого языка дистрибьютора назвали «торговец по дого­вору» (Fertragshandler), в Бельгии и Греции его называют концессионером. Но это совершенно неопределенные обо­значения, поскольку любой торговец работает по договору. Сами немцы отмечают непригодность данного термина. Да и концессионер — это латинское слово. Таким образом, по­требности практики заставляют переходить на общеприня­тую терминологию и строго определять понятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: