Глава 8. Организация хозяйственных связей рыночных субъектов
по оптовым закупкам и продаже товаров....................................... 215
8.1. Порядок установления хозяйственных связей и операции
по оптовым поставкам товаров................................................................... 215
8.2. Методы поставки товаров оптовым покупателям
и оказываемые им услуги............................................................................. 219
8.3. Поставка товаров для государственных нужд........................................... 224
Глава 9. Организация товародвижения и товароснабжения
розничной торговой сети..................................................................... 231
9.1..Взаимосвязь экономических категорий «товародвижение»
и «товароспабжение».................................................................................... 231
9.2. Факторы звенности товародвижения........................................................... 234
9.3. Организационно-экономические формы товародвижения
и товароснабжения........................................................................................ 2.48
9.4. Организация доставки товаров в.магазины............................................... 2*14
9.5. Экономико-математические методы управления процессами товародвижения и товароснабжения 252
|
|
Глава 10. Организация тарного хозяйства в торговле.................................. 261
10.1. Значение тарной индустрии для экономики страны................................... 261
10.2. Классификация и унификация тары............................................................ 267
10.3. Роль тары и упаковки в рациональной организации торговых
и технологических процессов....................................................................... 271
10.4. Организация тарооборота.............................................................................. 275
Глава 11.Товарные склады в торговле........................................................... *..281
11.1. Роль, функции и классификация складов................................................... 281
11.2. Виды складских сооружений и оборудование складов............................. 287
11.3. Устройство и основы проектирования складов......................................... 291
11.4. Устройство специальных складов............................................................... 295
Глава 12. Организация работы на складах....................................................... 302
12.1. Работа складов общего пользования............................................................ 302
( |
2.2. Расчет складских площадей и основные показатели работы
складов...................................................................................................................... 305
2.3. Организация технологического процесса на складах...................................... 310
■ i2.4. Оперативное управление работой складов.................................................. 318
Глава 13.Транспортно-экспедиционные операции.......................................... 323
13.1. Выбор транспортных средств для перевозки товаров............................... 323
13.2. Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом.... 326
13.3. Организация перевозок товаров автомобильным транспортом............... 329
|
|
13.4. Основные направления развития транспортно-экспедиционного
обслуживания товарных рынков........................................................................... 337
риложение............................................................................................................... 339
ение
ВВЕДЕНИЕ
Коренные изменения, произошедшие в ро ссий ской экономике с начала реформ, тесно связаны^ с развитием торговли. Именно в торговле России началось возрождение предпринимательства, формирование свободной хозяйственной инициативы, разгосударствление предприятий, их приватизация.
Частный сектор в торговле занял главенствующее место, более 95% товарооборота в 2002 г. приходилось на негосударственные торговые, предприятия.
В торговле сегодня работает около 10,0 млн человек, это примерно 15 % от общего количе ства занятых в экономике страны; число предприятий в торговле на начало 2003 г. составило примерно 1 млн 200 тыс. единиц, т. е. почти 35% всех предприятий России. В валовом внутреннем продукте доля торговли превышает 22%.
Та ким об разом, торговля^— одна из важнейших сфер жизнеобеспе- чения нас еления. Пр и ее посредстве пр оизведенные товары получают признание потребителей, осуществляется рыночное согласование товарного предложени я и пок упательского спроса.
Торговля является источг шком поступления текущих денежных средств7"а7 следовательно, и финансовой стабильности государства. Налог на добавленную стоимость, акцизы — это элементы цены, которые извлекаются при каждой операции купли-продажи и напрямую поступают в бюджет.
Исходя из большого экономического и социального значения торговли, в Российской Федерации разработана Концепция развития внутренней торговли, в которой сформулированы следующие основные цели:
• определить роль торговли на нынешнем этапе развития реформ, особенно в деле содействия восстановлению позиций отечественных товаропроизводителей на потребительском рынке, создания надежного партнерства между предприятиями торговли, промышленности и сельского хозяйства;
• усовершенствовать организационную и технологическую структуру внутренней торговли, провести реформу торговых предпри-
ятий на основе перехода их на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования;
• определить пути взаимодействия внутренней и внешней торговли в интересах укрепления экономики страны и развития внутреннего потребительского рынка;
• обосновать концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры внутренней торговли, включая оптовую торговлю, розничную торговлю и общественное питание;
• создать отраслевую информационную систему внутренней торговли и службу мониторинга торговых предприятий;
• ввести эффективную систему государственного регулирования торговли, контроля и защиты прав потребителей.
Достижение высокой степени либерализации экономики и финансовой стабилизации в стране создало условия для перехода к решению задачи реформирования предприятий. Речь идет об осуществлении комплекса мер по изменению законодательно-нормативной и ринансово-хозяйственной среды функционирования предприятий. В сфере внутренней торговли реформа предполагает:
• выбор оптимальной организационно-правовой формы торговых предприятий, способной оказывать влияние на формирование внутреннего рынка и активизацию деятельности отечественных товаропроизводителей;
• создание благоприятных условий для интегрирования хозяйственной деятельности различных торговых структур;
• определение концепции развития различных видов и типов торговых предприятий, включая создание современных розничных и оптово-розничных «цепей», основанных на общих подходах к формированию ассортимента, выбору технических средетв.оснащения, оформлению интерьера и внешнего вида предприятий, применению единообразных форм обслуживания;
|
|
• улучшение управления па предприятиях, стимулирование повышения их эффективности и конкурентоспособности, снижение издержек обращения и создание условий для реализации товаров поумеренным ценам;
• четкое разграничение ответственности и прав собственников,
управляющих, наемного персонала и потребителей, развитие
механизма корпоративного управления, защита прав акционе
ров, обеспечение свободного перераспределения нрав участия
Введение
в капитале акционерных обществ и перехода таких прав к эффективным собственникам;
• обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий.
Изменение принципов хозяйствования, усложнение процессов товарного обращения, ускорение научно-технического прогресса в торговле увеличивают потребность в высококвалифицированных специалистах. Эти специалисты должны иметь не только глубокую теоретическую подготовку, но и обладать навыками практической организационной работы.
Цель данного учебника — формирование у будущих специалистов торговли знаний в области организации работы розничных и оптовых торговых предприятий, торговых и технологических процессов, установления хозяйственных связей, организации товародвижения и товароснабжения, складского и тарного хозяйства, проведения транс-портно-экспедиционных операций.
В процессе изучения курса «Организация торговли» используются данные смежных экономических дисциплин — «Общеэкономическая теория», «Экономика торговли», «Маркетинг», «Менеджмент», «Коммерческая логистика».