ГК предусмотрел совершенно новый для российского правопорядка вид реализационного договора — государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд. Закрепление такого договора в законе отражает переход к рыночным основам во взаимоотношениях государства с предпринимателями.
Отношения по поставкам для государственных нужд регулируются нормами § 4 гл. 30 ГК, а также федеральными законами от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» и рядом других. К поставкам для государственных нужд применяются общие правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено специальными нормами, регламентирующими этот вид отношений.
Существуют два уровня государственных нужд: федеральные и региональные. Федеральные государственные нужды определяются как потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация. Государственными нуждами субъектов Российской Федерации признаются потребности соответствующих субъектов Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ.
Кроме отнесенности к определяемым законом государственным нуждам вторым основанием установления договорных связей данного вида служит финансирование поставок за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Перечень федеральных целевых программ и объемы их финансирования предусматриваются в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Финансирование может производиться также из внебюджетных источников. Финансирование поставок на региональные нужды осуществляется из бюджетных средств субъектов Российской Федерации или привлекаемых для этих целей внебюджетных источников.
Для организации ресурсного обеспечения федеральных и других целевых программ Правительство РФ определяет государственных заказчиков. В регионах заказчиков определяют исполнительные органы субъектов Российской Федерации. Заказчиками могут выступать только государственные организации: министерства, службы, агентства, государственные предприятия и учреждения.
Заказчик размещает заказ на конкурсной основе, выбирая таким способом поставщика (исполнителя). Для этого организуются федеральные и региональные торги. В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа, контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса.
В государственном контракте определяются наименование подлежащих поставке товаров, их количество, ассортимент, качество, комплектность изделий, сроки поставки, цена, способ расчетов, порядок отгрузки и другие необходимые условия. В тех случаях, когда товары должны использоваться не самим заказчиком, а другими организациями, в госконтракте предусматривается условие о выдаче заказчиком поставщику отгрузочной разнарядки с указанием в ней реквизитов получателей и сведений о товаре, подлежащем отгрузке каждому получателю. При этом обязанность оплаты стоимости товара лежит на заказчике (ст. 531 ГК).
Государственным контрактом может быть предусмотрена более сложная (двухуровневая) структура связей по поставкам для государственных нужд. В этом случае заказчик после заключения контракта направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. На основании извещения поставщик обязан заключить с покупателем договор на поставку для государственных нужд. Заказчик признается поручителем по оплате покупателем стоимости товара, поставляемого по такому договору, и несет солидарную ответственность с должником (покупателем).
Федеральным законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» установлена неустоечная ответственность за ряд нарушений государственных контрактов на поставку для государственных нужд. При необоснованном уклонении от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность заключения контракта установлена законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта. В случае невыполнения в установленный срок государственного контракта по объему продукции поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 50% от стоимости недопоставленной продукции. Неустойка взыскивается до фактического исполнения обязательства с учетом недопоставленного количества продукции в предыдущем периоде поставки.
Рассмотрение правового регулирования реализационных договоров свидетельствует о значительных пробелах и упущениях, допущенных при подготовке соответствующих глав ГК. При нынешнем состоянии законодательства о договорах невозможно добиться развития и совершенствования торгово-хозяйственных связей, призванных служить основой товарного рынка. В интересах всего общества урегулировать реализационные договоры в специальном кодифицированном акте — Торговом кодексе России.
Литература
1. Андреева Л.В. В защиту необходимости договора оптовой купли-продажи // Хозяйство и право. 1999. № 11.
2. Ватин И.Г. Договор купли-продажи и поставки товаров // РИСК. 1997. №6.
3. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., 1999.
4. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001.
5. Шевченко Л.И. Регулирование отношений поставки: теория и практика. СПб., 2002.