Поставка для государственных нужд

ГК предусмотрел совершенно новый для российского правопорядка вид реализационного договора — государ­ственный контракт на поставку товаров для государ­ственных нужд. Закрепление такого договора в законе от­ражает переход к рыночным основам во взаимоотношениях государства с предпринимателями.

Отношения по поставкам для государственных нужд регулируются нормами § 4 гл. 30 ГК, а также федеральными законами от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продук­ции для федеральных государственных нужд», от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» и рядом других. К поставкам для государственных нужд применяются общие правила о дого­воре поставки, если иное не предусмотрено специальными нормами, регламентирующими этот вид отношений.

Существуют два уровня государственных нужд: феде­ральные и региональные. Федеральные государственные нужды определяются как потребности Российской Федера­ции в продукции, необходимой для решения задач жизне­обеспечения, обороны и безопасности страны и для реа­лизации федеральных целевых программ и межгосудар­ственных целевых программ, в которых участвует Россий­ская Федерация. Государственными нуждами субъектов Российской Федерации признаются потребности соответ­ствующих субъектов Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализа­ции региональных целевых программ.

Кроме отнесенности к определяемым законом государ­ственным нуждам вторым основанием установления до­говорных связей данного вида служит финансирование поставок за счет средств федерального бюджета и внебюд­жетных источников. Перечень федеральных целевых про­грамм и объемы их финансирования предусматриваются в законе о федеральном бюджете на соответствующий фи­нансовый год. Финансирование может производиться так­же из внебюджетных источников. Финансирование поста­вок на региональные нужды осуществляется из бюджетных средств субъектов Российской Федерации или привлекае­мых для этих целей внебюджетных источников.

Для организации ресурсного обеспечения федеральных и других целевых программ Правительство РФ определяет государственных заказчиков. В регионах заказчиков опре­деляют исполнительные органы субъектов Российской Фе­дерации. Заказчиками могут выступать только государ­ственные организации: министерства, службы, агентства, государственные предприятия и учреждения.

Заказчик размещает заказ на конкурсной основе, вы­бирая таким способом поставщика (исполнителя). Для это­го организуются федеральные и региональные торги. В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа, контракт дол­жен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса.

В государственном контракте определяются наименова­ние подлежащих поставке товаров, их количество, ассорти­мент, качество, комплектность изделий, сроки поставки, цена, способ расчетов, порядок отгрузки и другие необходи­мые условия. В тех случаях, когда товары должны исполь­зоваться не самим заказчиком, а другими организациями, в госконтракте предусматривается условие о выдаче заказчи­ком поставщику отгрузочной разнарядки с указанием в ней реквизитов получателей и сведений о товаре, подлежащем отгрузке каждому получателю. При этом обязанность опла­ты стоимости товара лежит на заказчике (ст. 531 ГК).

Государственным контрактом может быть предусмотрена более сложная (двухуровневая) структура связей по постав­кам для государственных нужд. В этом случае заказчик после заключения контракта направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. На осно­вании извещения поставщик обязан заключить с покупателем договор на поставку для государственных нужд. Заказчик признается поручителем по оплате покупателем стоимости товара, поставляемого по такому договору, и несет солидар­ную ответственность с должником (покупателем).

Федеральным законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» установлена неусто­ечная ответственность за ряд нарушений государственных контрактов на поставку для государственных нужд. При необоснованном уклонении от заключения государственно­го контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность за­ключения контракта установлена законом, поставщик упла­чивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта. В случае невыполнения в установленный срок государственного контракта по объ­ему продукции поставщик уплачивает покупателю неустой­ку в размере 50% от стоимости недопоставленной продук­ции. Неустойка взыскивается до фактического исполнения обязательства с учетом недопоставленного количества про­дукции в предыдущем периоде поставки.

Рассмотрение правового регулирования реализацион­ных договоров свидетельствует о значительных пробелах и упущениях, допущенных при подготовке соответствующих глав ГК. При нынешнем состоянии законодательства о до­говорах невозможно добиться развития и совершенствова­ния торгово-хозяйственных связей, призванных служить основой товарного рынка. В интересах всего общества уре­гулировать реализационные договоры в специальном коди­фицированном акте — Торговом кодексе России.

Литература

1. Андреева Л.В. В защиту необходимости договора оптовой купли-продажи // Хозяйство и право. 1999. № 11.

2. Ватин И.Г. Договор купли-продажи и поставки товаров // РИСК. 1997. №6.

3. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдель­ные виды. М., 1999.

4. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001.

5. Шевченко Л.И. Регулирование отношений поставки: тео­рия и практика. СПб., 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: