Глава 4 Детерминация и динамика конфликтов и их особенность в социальной работе

После изучения главы 4 бакалавр должен:

• зн ать:

- особенности социального конфликта;

- основные периоды и этапы в развитии социального конф­ликта;

уметь:

- выявлять влияние акцентуаций характера на конфликтное взаимодействие;

владеть:

- понятийным аппаратом конфликтологии при анализе дина­мики конфликтов.

Тема предусматривает рассмотрение следующих вопро­сов: особенности социального конфликта; детерминация соци­альных конфликтов; влияние акцентуаций характера на конфликт­ное взаимодействие.

4. 7. Особенности социального конфликта

Современная теория конфликта доказывает, что конфликт - многоаспектный феномен. По мнению американского социолога Р. Парка, только там, где присутствует конфликт, поведение ста­новится сознательным... Будучи одной из фундаментальных со­циальных парадигм XX в., теория конфликта не только может, но и должна быть воспринята и использована в рамках социальной работы. Конфликт может рассматриваться с нескольких позиций:

I. Конфликт - фундаментальная социологическая теория, методологически ориентированная база профессиональной деятельности социального работника, отправная точка для соци­ального взаимодействия, что позволяет принять его в качестве всеобъемлющего явления, содержащего в себе и положительные, и отрицательные функции и способного выступать основой как дестабилизации, гак и стабильности социальных отношений.

2. Конфликт - теория среднего уровня, которая позволяет со­циальному работнику использовать те или иные учения как ос­новные подходы к анализу реальных социальных противоречий и споров.

3. Конфликт - определенный вид психосоциальных техноло­гий, которые позволяют осуществлять профилактику, диагности­ку, разрешение и управление конфликтной ситуацией.

Первым шагом социального работника в понимании про­блемного поля социального конфликта должно стать определе­ние содержания конфликта. Это сделать не просто. Например, где заканчивается противоречие и начинается конфликт. Приме­ром могут служить работы английского социолога Э. Гидденса, который четко разводит такие понятия, как конфликт и проти­воречие. По Э. Гидденсу, конфликт - реальная борьба, не зави­сящая от причин, его вызвавших, тогда как противоречие - это несовпадающие интересы, которые не всегда приводят к столк­новению (некоторые ученые «противоречие» называют «конф­ликтной ситуацией»). Как известно, социальная работа является особым видом деятельности. Ее цель - удовлетворение социаль­но гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей индивида к со­циальному функционированию. В рамках данного определения социальной работы необходимо рассматривать конфликт со всех сторон его развития в социуме: противоречие - конкуренция -конфликт.

На стадии противоречия (предконфликтной), как правило, ла­тентной, возрастает социальная напряженность, взаимодействие становится конкурентным, но сами отношения еще не приняли характер конфликта. В данном случае конфликт может стать объ­ектом исследования социального работника с нескольких пози­ций, а именно:

- процесс взаимодействия индивидов как многоуровнего фе­номена, основаниями которого являются неудовлетворенные базовые потребности и тесно связанные с ними противоречия в интересах, ценностях и целях (бытовые, семейные, управлен­ческие и т.д.);

- предупреждение и разрешение противоречий, столкнове­ний на основе упреждающего решения социальных проблем как предмета социальной работы.

Один из создателей структурного функционализма Т. Парсон считал, что основным состоянием социальной системы является ее стабильность, которая задается и поддерживается определен­ной нормативно-ценностной структурой. По Т. Парсону, соци­альный конфликт трактуется как поведение или его мотивация, которые находятся в противоречии с одной или несколькими социальными нормами, и потому составляет причину возникно­вения «напряжений» между элементами социальной структуры, появления их дисфункциональности. Американский социолог Л. Козер определяет соцальный конфликт как борьбу из-за ценностей или претензий на власть или ограниченные ресурсы, в которой целями являются не только получение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение сопер­ника. Словом, конфликт можно рассматривать как одну из форм борьбы, в которой цели могут носить негативный характер.

По характеру социальные конфликты могут быть конструк­тивными и деструктивными, т.е. ни хорошими и ни плохими. Например, когда речь идет о разделе наследуемого имущества при отсутствии завещания и когда есть несовершеннолетние дети. Если наследники следуют принципу справедливости в рамках законодательной системы, то можно констатировать конструктив­ный результат. Если кто-то пытается обойти закон в свою пользу, пренебречь интересами несовершеннолетних детей, интересы которых может представлять социальный работник, то отноше­ния обострятся до враждебных и результат будет деструктивным. Адвокаты или представители социальных служб могут побуждать участников конфликта к совместной работе по выработке общего решения, тогда результат будет позитивным. Следовательно, конфликт можно рассматривать как благоприятную возможность и движущую силу к изменению.

Реакция субъектов на конфликт: деструктивный и конструктивиый пути развития конфликтов. При описании поведенческих форм реагирования на конфликты в интерперсональных ситуациях применяются разнообразные обозначения:

соперничество (конкуренция, доминирование, борьба, на­пористость);

уход (избегание);

уступчивость (приспособление);

кооперативные стратегии (интеграция, сотрудничество);

компромиссные стратегии.

Различие обозначений определяет следующие альтернативы реагирования человека на конфликты, возникающие у него с са­мим собой и другими:

- уход от конфликтного взаимодействия - избегание, игнори­рование конфликта;

- борьба с собой или с партнером - попытка подавить конф­ликт;

- диалог- объединяет стратегии поиска преодоления конфлик­та с помощью выбора оптимальной альтернативы его решения, интеграции противостоящих позиций или выработки компромис­са между ними.

Выделяется ряд фундаментальных факторов, оказывающих влияние на конструктивный или деструктивный характер разви­тия конфликта, в числе которых:

- характер проблем, затронутых конфликтом;

- характеристики конфликтующих сторон;

- степень сходства - различия между сторонами;

- факторы ситуации;

- стратегии поведения в конфликте.

Люди, попадая в конфликт, ведут себя по-разному: от избе­гания и ухода от сотрудничества и решения проблемы до судеб­ного процесса и борьбы. Задача социального работника в рамках профессии - направить конфликт в позитивное русло и добиться его разрешения с минимальными потерями для всех участников. Не менее важной составляющей является умение обучить кли­ентов элементарным навыкам по выходу из конфликта или его разрешению. Пожалуй, главная цель, которую ставит профессия перед современным социальным работником, - вернуть клиенту способность

действовать самостоятельно в любой жизненной ситуации, без «страховки» социального работника, что и счита­ется критерием профессионального успеха. Для ее решения со­циальные работники должны обладать психологическими зна­ниями и владеть специальными технологиями по работе с клиентами (человеком), разными социальными группами (детьми, семьей, инвалидами, пенсионерами и др.), а также - навыками по развитию у своих подопечных активности и самостоятель­ности.

Таким образом, сфера профессиональной деятельности соци­ального работника разнообразна и не всегда имеет четкие грани­цы. Подготовка будущих специалистов в этой области включает помимо учебного компонента обязательную практику под руковод­ством опытного наставника. В процессе становления социально­го работника большое значение придается также формированию индивидуально-психологических черт, отвечающих требованиям профессии, а также развитию профессиональных навыков, сре­ди которых можно назвать умение устанавливать контакты, вести переговоры, сотрудничать с представителями смежных профес­сий, выступать формальным и неформальным лидером.

Профессиональная деятельность социального работника в условиях конфликта осложняется двумя обстоятельствами:

во-первых, конфликты не всегда прогнозируемы. Возник­новение и специфика конфликта как соцального явления может быть не только разнообразной, но и зависимой от индивидуаль­ных особенностей участвующих в нем субъектов. Например, по утверждению Э. Гидденса, конфликты могут возникать даже при отсутствии объекта конфликта: противоречие или противостоя­ние интересов не обязательно ведет к открытой борьбе, но стол­кновения могут иногда возникнуть и между сторонами, которые неоправданно полагают, что их интересами пренебрегают. При­мером таких конфликтов могут быть религиозные, этнические проблемы;

во-вторых, социальному работнику иногда трудно оста­ваться в рамках профессионального поля, сохранять дистанцию при конфликтном взаимодействии двух и более субъектов, не быть втянутым в конфликт. Примером подобного случая может служить ситуация, когда социальный работник вынужден высту­пать в роли «посредника» или «адвоката», а потому волей-нево­лей вступать в конфликтные отношения с другими субъектами конфликта - официальными или неофициальными лицами, уч­реждениями.

Вывод напрашивается сам собой: негативные процессы, со­провождающие развитие современного общества, делают конф­ликтологические знания необходимыми для профессиональной деятельности социального работника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: