Анализ затрат на 1 рубль объема продукции

Затраты на 1 рубль объема продукции (удельная себестоимость продукции) – универсальный, обобщающий показатель оценки себестоимости продукции. Он может быть рассчитан для любого предприятия, что очень важно при сравнительном анализе уровня себестоимости различных предприятий.

Этот показатель наглядно показывает взаимосвязь между себестоимостью и объемом выпуска продукции.

Затраты на 1 рубль объема продукции показывает себестоимость 1 рубля обезличенной продукции.

УЗ = (С/Бполн: ТП) х 100 (коп.);

При уровне УЗ < 1 производство продукции рентабельно, при УЗ > 1 – убыточно.

Анализ затрат на 1 рубль объема продукции проводится способом сравнения, Изучается его динамика, отклонения от показателей конкурентов, среднего его значения в отрасли, выполнение плана по уровню динамики показателя. Проводится факторный анализ, выявляются резервы снижения затрат на производство продукции.

Пример 2. На основании следующих данных проанализировать затраты на 1 рубль объёма продукции. Сделать выводы.

Таблица 6.2.

Анализ динамики затрат на 1 рубль объема продукции

Показатели Предыду Отчетный Изменения (+,-) щий год год тыс. руб. в %
Полная себестоимость проданной продукции, тыс. руб.   4132 4864 +732 + 17,72
Стоимость реализации продукции в действующих ценах, тыс. руб.   4454 5450 + 996 + 22,36
Затраты на 1 рубль объёма продукции, коп. 92,77 89,25 - 3,52 - 3,79

Выводы (вариант):

Ø за отчетный год произошел прирост как объема реализованной продукции, так и ее полной себестоимости, но темпы прироста объема продукции на 4,64% (22,36-17,72) опережали темпы прироста себестоимости;

Ø в связи с этим затраты на 1 рубль продукции снизились по сравнению с пришлым годом на 3,52 коп. или на 3,79%;

Ø В результате снижения затрат на 1 рубль продукции предприятие получило экономию по себестоимости в сравнении с предыдущим годом в размере (3,52 х 5450): 100 = 191,8 (тыс. руб.).

Факторный анализ затрат на 1 рубль объема продукции проводится по следующим смешанным моделям:

1. УЗ = (С/Б полн: ТП) = [å(VТП общ х УДi х Vi) + Н]: (å VТП общ х УДi х Цi);

где: VTП - объем производства товарной продукции

УDi – удельный вес продукции i–го вида;

Vi – уровень переменных расходов на единицу продукции;

Ц I – цена продукции i–го вида;

Н – абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции.

N n

2/УЗ = (å С/Бi х VТП i): (å Цi х VТПi);

1 1

где: С/Бi – себестоимость продукции i–го вида;

VТПi – количество изделий каждого вида;

Цi - цена единицы продукции;

n - число наименований изделий.

Факторный анализ проводится одним из способов детерминированного факторного анализа, чаще всего способом цепных подстановок, так как модель смешанная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: