9.1. Значение, задачи и источники информации для анализа производства и реализации продукции
9.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
9.3. Анализ ассортимента и структуры продукции
9.4. Анализ качества произведенной продукции
9.5. Анализ ритмичности работы предприятия
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Его основные задачи:
1. оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
2. определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
3. выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
4. разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность и др.
Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или, но оплате (выручке).
Для оценки выполнения производственной программы имеют значение, и натуральные показатели. Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту, качестве за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и его недовыполнением на плановый объем.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу и по экспорту продукции.
Цель анализа — выработка рекомендаций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период с учетом потребностей рынка и возможностей предприятия.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции надо учитывать, с одной стороны, спрос на данную продукцию, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых, и других, имеющихся в распоряжении ресурсов. Система формирования ассортимента продукции включает в себя следующие основные моменты:
1. определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
2. оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
3. изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
4. оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции дает одноименный коэффициент.
Рассчитывают также коэффициент обновления ассортимента. Причины изменения ассортимента продукции могут быть как внешние, так и внутренние.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели.
Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели:
1) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
2) удельный вес продукции высшей категории качества;
3) средневзвешенный балл продукции;
4) средний коэффициент сортности;
5) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
6) удельный вес сертифицированной продукции;
7) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
8) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества:
1) полезность;
2) надежность;
3) технологичность;
4) эстетичность изделий.
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию и др.
Первая задача анализа — изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по уровню качества продукции.
Вторая задача анализа — определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции, выручку от реализации продукции и прибыль.
Косвенным показателем качества продукции является брак.
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции; определяют потери от брака.
Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.
Ритмичность — равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции.
Для оценки ритмичности работы предприятия используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели — коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности и проч.
Косвенные показатели ритмичности — наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта и т.п.
В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой.
Анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции.
В заключение анализа разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)
10.1. Значение, задачи и объекты анализа себестоимости продукции
10.2. Понятие и методика определения суммы постоянных и переменных затрат
10.3. Анализ общей суммы затрат на производство продукции
10.4. Анализ издержкоемкости продукции
10.5. Анализ себестоимости отдельных видов продукции
10.6. Анализ прямых материальных затрат
10.7. Анализ прямых трудовых затрат
10.8. Анализ косвенных затрат
От уровня себестоимости зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования, конкурентоспособность продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
1. абсолютная сумма операционных затрат в целом и по элементам;
2. издержкоемкость продукции;
3. себестоимость отдельных изделий;
4. отдельные статьи затрат;
5. затраты по центрам ответственности.
Источники информации: «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)» и т.д.
Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат.
Группировка затрат по статьям калькуляции указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.
Различают также затраты прямые и косвенные.
Важное значение в процессе управления затратами имеет их деление на постоянные и переменные в зависимости от объема деятельности организации.
Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли.
Для эффективного управления процессом формирования себестоимости продукции важно правильно определить сумму постоянных и переменных затрат. Для этой цели используются разные методы:
1. минимаксный (метод высшей и низшей точек);
2. графический;
3. статистический;
4. селективный, построенный на содержательном анализе каждой статьи и элемента затрат.
Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения динамики общей суммы операционных затрат в целом и по основным элементам.
Общая сумма затрат может измениться из-за:
1. объема выпуска продукции в целом по предприятию,
2. ее структуры;
3. уровня переменных затрат на единицу продукции;
4. суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции.
В свою очередь себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изменения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией.
Важный обобщающий показатель себестоимости продукции — затраты на рубль продукции, который характеризует издержкоемкость продукции. Он выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. В процессе анализа следует изучить динамику, выполнение план и провести межхозяйственные сравнения по этому показателю.
Следующий этап анализа — определение влияния факторов на изменение уровня данного показателя.
Издержкоемкость продукции непосредственно зависит от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости произведенной продукции.
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых периодов, других предприятий в целом и по статьям затрат.
Как правило, наибольший удельный вес в себестоимости промышленной продукции занимают затраты на сырье и материалы. Общая сумма затрат по этой статье зависит от объема производства продукции, ее структуры и изменения удельных материных затрат на отдельные изделия. Последние, в свою очередь зависят от количества (массы) израсходованных материалов на единицу продукции и их стоимости.
Сумма материальных затрат на выпуск отдельных изделий зависит от тех же факторов, кроме структуры производства продукции.
Расход сырья и материалов на единицу продукции зависит от их качества, замены одного вида материала другим и др.
Уровень средней цены материала зависит от рынков сырья и т.д.
На многих предприятиях могут иметь место сверхплановые возвратные отходы сырья, которые можно реализовать или использовать.
Если на предприятии имеются покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, то нужно определить, насколько выгодна для предприятия кооперация.
Прямая заработная плата занимает значительный удельный вес в себестоимости продукции и оказывает большое влияние на формирование ее уровня.
Общая сумма прямой зарплаты зависит от объема производства продукции, ее структуры и уровня зарплатоемкости изделий. Последний в свою очередь определяется трудоемкостью и уровнем оплаты труда за 1 чел.-ч.
Зарплата на выпуск отдельных изделий зависит от тех же факторов, кроме структуры производства продукции
Далее необходимо узнать, как изменилась себестоимость каждого вида продукции за счет его трудоемкости и уровня среднечасовой оплаты труда.
Трудоемкость продукции и уровень оплаты труда зависят от внедрения новой, прогрессивной техники и технологии, механизации и автоматизации производства, организации труда, квалификации работников и других инновационных мероприятий.
Косвенные затраты в себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие расходы. При анализе этих расходов производится сравнение фактической их величины на рубль произведенной продукции в динамике за 5-10 лет, а также с плановым уровнем отчетного периода.
В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение косвенных затрат.
Далее необходимо выяснить причины перерасхода или экономии средств по каждому виду затрат.
В заключение анализа косвенных затрат подсчитываются резервы возможного их сокращения и разрабатываются конкретные рекомендации по их освоению.
Основными источниками резервов снижения себестоимости продукции являются:
1. увеличение производства продукции за счет более полного использования производственной мощности предприятия;
2. сокращение затрат на производство за счет экономии сырья, материалов, энергии и т.д.