Устройство покрытий и оснований из чёрного щебня (гравия) и смесей, обработанных органическими вяжущими в установке

При приготовлении холодных смесей и холодного чёрного щебня необходимо принимать меры против слёживаемости при их хранении на складах, для чего в смесь перед выпуском из смесителя вводят 2 – 3 % по массе известкового молока, с которым продолжают перемешивание в течение минуты.

Аналогично асфальтобетонным смесям, чёрный щебень, по температурному режиму укладки и уплотнения в покрытие или основание бывает холодным и горячим.

Для холодных смесей применяют среднегустеющие и медленногустеющие битумы. Для горячих – вязкие битумы различных марок (БН, БНД).

Отличительная особенность производства работ по устройству слоёв покрытий и оснований из холодных смесей заключается в возможности их складирования и сохранения при положительных температурах на достаточно долгий период. Кроме того, при устройстве верхних слоёв покрытий из холодных гравийных и щебёночных смесей, их окончательное уплотнение осуществляется после открытия движения по дороге автомобильным транспортом. С этой целью на первое время скорость движения по автомобильной дороге следует ограничивать.

Составы чёрных гравийных и щебёночных смесей уточняют в лабораториях, применяя вариантное сравнение и отдавая предпочтение оптимальному по совокупности технико-экономических показателей.

Срок хранения холодных смесей с применением дёгтя не должен превышать 4 месяцев.

Устройство асфальтобетонных покрытий (рис.51)

Асфальтобетонные покрытия устраивают однослойными или двухслойными.

При устройстве двухслойных покрытий в нижнем слое применяют крупнозернистые асфальтобетонные смеси, в верхнем – мелкозернистые.

Работы по устройству асфальтобетонных покрытий из горячих смесей начинают при температуре не ниже + 5о С весной и завершают при температуре не ниже + 15о С осенью, холодных соответственно от + 5о С весной до + 10о С осенью с учётом времени на формование.

Асфальтобетонную смесь в покрытие укладывают только на сухое, чистое и непромёрзшее основание. Очистку основания выполняют механическими щётками и сжатым воздухом, а сушку увлажнённого основания – горячим песком (до 250 – 300о С) или специальными нагревателями – сушильными агрегатами.

Поверхность основания или нижнего слоя покрытия за 3 – 5 часов до начала укладки асфальтобетонной смеси при необходимости обрабатывают битумной эмульсией (0,6 – 0,9 или 0,3 – 0,4 л/м2) или жидким битумом (0,5 – 0,8 или 0,2 – 0,3 л/м2).

Асфальтобетонную смесь следует укладывать, как правило, на всю ширину покрытия несколькими укладчиками сразу. Толщину укладываемого слоя регулируют выглаживающей плитой (трамбующим брусом). Необходимо учесть запасы по толщине слоя на уплотнение от 15 до 30 % для горячих смесей и 40 – 70 % для холодных.

Уплотняют асфальтобетонные смеси звеном самоходных катков, состоящим из лёгких (до 8 тонн) и тяжёлых (массой до 15 тонн) с гладкими вальцами (статического давления) или вибрационных массой 4,5 – 8 тонн, а также самоходных на пневматических шинах массой 16 – 30 т.

Температура смеси во время уплотнения в зависимости от типа и марки для горячих смесей варьируется от 140 до 70о С.

Начинать уплотнение асфальтобетонных покрытий следует лёгкими гладковальцовыми катками с выключенными вибраторами при проезде со скоростью 2 – 3 км/ч ведущим колесом вперёд, с целью недопустить образования волн. Укатку ведут от краёв полосы к середине с перекрытием предыдущего следа на 20 – 30 см.

При устройстве асфальтобетонных покрытий слоями увеличенной толщины (до 20 см) следует применять обычные укладочные и уплотняющие машины. В целях обеспечения ровности следует начинать уплотнение самоходными катками на пневматических шинах и заканчивать гладковальцовыми – двухосными двухвальцовыми и трёхосными трёхвальцовыми.

При уплотнении асфальтобетонных покрытий используются также комбинированные катки.

Для окончательного уплотнения холодных асфальтобетонных смесей осуществляют регулируемое автомобильное движение в течение 10 суток.


Рис.51


Устройство цементобетонных оснований и покрытий (рис.52 и рис.33)

Бетонные покрытия устраивают одинаковой толщины по всей ширине проезжей части с односкатным поперечным профилем для проезжей части с разделительной полосой и двухскатным поперечным профилем при проезжей части без разделительной полосы. Поперечный уклон принимают в пределах 15 – 20 ‰.

Армированные бетонные покрытия устраивают на дорогах I – III категорий при насыпях из скальных грунтов высотой более 3 м, насыпях проходящих через болота, насыпях высотой более 5 м, насыпях на подходах к путепроводам через железные дороги (длиной 200 м) и на других участках, где может наблюдаться неравномерная осадка земляного полотна.

В покрытии нарезают продольные и поперечные деформационные швы, образующие плиты покрытия. Продольный шов предусматривают при ширине покрытия более 4,5 метров для устранения продольных трещин от неравномерного воздействия движения.

Швы расширения устраивают для повышения продольной устойчивости покрытия при нагреве бетона. Швы сжатия предназначены для предотвращения появления трещин в покрытии при понижении температуры бетона и его усадке. Расстояние между швами сжатия (длину плиты) назначают в зависимости от толщины покрытия, климата, надёжности (количество плит в процентах без трещин за расчётный срок эксплуатации) и расхода продольной арматуры для армированных покрытий. Расстояние между швами расширения назначают в зависимости от толщины покрытия, климата, армирования и температуры воздуха во время производства работ. Ширину швов, глубину паза и его заполнения назначают в зависимости от длины плит.

Швы сжатия, расширения и продольный шов армируют стальными штырями круглого профиля.

Пазы поперечных и продольных швов заполняют битуморезиновыми, битумополимерными и полимерными мастиками или запрессовывают в них полимерные готовые прокладки.

Армируют покрытия плоской сеткой с расстояниями между осями продольных стержней от 100 до 200 мм и между осями поперечных стержней – 500 мм. Диаметр продольных стержней – по расходу арматуры, поперечных – 6 мм. Сетки укладывают на 6 см ниже поверхности покрытия и не доводят до поперечных швов на 50 см.

На дорогах I и II технических категорий вдоль краёв покрытия устраивают укрепительные полосы из монолитного и сборного бетона шириной 0,75 см. На дорогах III категории ширина укрепительной полосы 0,5 м. В монолитных бетонных укрепительных полосах устраивают только швы сжатия без армирования и нарезают их как продолжение швов основного покрытия.

Выравнивающий слой под бетонным покрытием служит для устранения неровностей основания. Для выравнивающего слоя применяют: чёрный песок или щебёночно-песчаную смесь, обработанную битумом, толщиной 3 – 5 см (при этом большая толщина принимается при подаче бетона по основанию); необработанный песок и щебень фракции 0 – 5 мм толщиной 4 – 5 см.

При строительстве бетонных покрытий особые требования предъявляются к основанию автомобильной дороги. Его устраивают преимущественно из каменных материалов и грунтов, укреплённых неорганическими вяжущими.

Ширина основания должна обеспечивать возможность установки рельс-форм (8 – 8,5 м) и проход гусениц безрельсовых бетоноукладочных машин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: