Способы правового регулирования – основное направление воздействия правового регулирования на общественные отношения, закрепленные в юридических нормах либо фиксируемые в принципах права.
Выделяют три основных способа:
· дозволение – такой способ правового регулирования, который состоит в закреплении за субъектами правоотношений юридических возможностей для самостоятельных действий в их собственных интересах.
· запрет – такой способ правового регулирования, который заключается в требовании воздержаться от совершения определенных действий (подразумевается пассивное поведение, т.е. бездействие, связанное с пассивными юридическими обязанностями).
· позитивное обязывание - такой способ правового регулирования, который состоит в требовании действовать активно в интересах управомоченного лица.
Одним из критериев деления права на отрасли служит метод правового регулирования.
Отраслевой метод – особое сочетание трех способов правового регулирования, присущий для регулирования определенной качественно-однородной группы общественных отношений (особый прием юридического воздействия, который возникает в результате специфического сочетания дозволения, запрета и позитивных обязываний).
Эти специфические сочетания выражаются в четырех этапах отраслевого регулирования:
I. взаимное правовое положение участников отраслевых правоотношений:
-юридическое равенство отношений;
-соподчинение.
II. система юридических фактов и фактических составов, которые обеспечивают отраслевые правоотношения.
III. порядок определения прав и обязанностей участников отраслевых правоотношений:
-императивный порядок (участники правоотношений не могут самостоятельно уточнять свои права и обязанности)
-диспозитивный порядок (участники правоотношений могут самостоятельно уточнять свои права и обязанности)
IV. система отраслевых юридических санкций, которые применяются к правонарушителям (у каждой отрасли эта система специфична).
Виды правового регулирования:
I. по наличию у субъекта общественных отношений возможности самостоятельно по собственному усмотрению конкретизировать варианты своего поведения:
- Централизованное ( императивное). Правовое регулирование полностью от начала и до конца осуществляется на властных императивных началах, и у субъекта практически отсутствует возможность самостоятельно конкретизировать варианты своего поведения. Этот вид правового регулирования наиболее широко распространен в сфере публичного права.
Публичное право – совокупность отраслей права, регулирующих отношения связанные с обеспечением общего и общегосударственного интереса. Одной из сторон является государство. Стороны не равноправны.
- Де централизованное (диспозитивное) - это такое правовое регулирование, при котором у участников общественных отношений имеется возможность самостоятельно определять варианты своего поведения. Этот вид в большей степени свойственен частному (гражданскому) праву.
Частное право - совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения между частными лицами, основой которых является частная собственность. Тем самым частное право - это совокупность норм права, защищающих интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами
II. в зависимости от основного используемого или используемых юридических средств:
- Нормативное правовое регулирование (основные средства упорядочивания человеческого поведения – юридические нормы).
- Индивидуальное правовое регулирование (основным средством регулирования выступает индивидуальный правовой акт, который в свою очередь подразделяется на акты применения норм права и на сделку (может быть односторонней или двухсторонней – договоры)).
Акт применения права — это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления.