Соотношение предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ по функциональным блокам

Ведение РФ Совместное ведение РФ и субъектов федерации
Правовой блок
Принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением Обеспечение соответствия конституций республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов федерации Конституции и федеральным законам РФ
Федеральное устройство и территория РФ Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления
Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств Защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон
Установление системы федеральных органов законодательной, исполни­тельной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; фор­мирование федеральных органов го­сударственной власти Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами
Федеральная государственная соб­ственность и управление ею Разграничение государственной соб­ственности
Федеральное коллизионное право Административное, административ­но-процессуальное, трудовое, семей­ное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законода­тельство о недрах, об охране окру­жающей среды
Политический блок
Установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, эконо­мического, экологического, социаль­ного, культурного и национального развития РФ ___
Внешняя политика и международные отношения РФ, международные до­говоры РФ; вопросы войны и мира Координация международных и внешнеэкономических связей субъ­ектов РФ, выполнение международ­ных договоров
Федеральная государственная служба

Таблица 1 (продолжение)

Ведение РФ Совместное ведение РФ и субъектов федерации  
Экономический блок  
Установление правовых основ едино­го рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирова­ние, денежная эмиссия, основы цено­вой политики; федеральные экономи­ческие службы, включая федераль­ные банки Установление общих принципов на­логообложения и сборов  
Федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития
Федеральные энергетические систе­мы, ядерная энергетика, расщепля­ющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, инфор­мация и связь; деятельность в космосе
Внешнеэкономические отношения
Блок безопасности
Оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боепри­пасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования Природопользование, охрана окру­жающей среды и обеспечение эколо­гической безопасности; особо охра­няемые природные территории
Определение статуса и защита госу­дарственной границы, территориаль­ного моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедст­виями, эпидемиями, ликвидация их последствий
Судоустройство; прокуратура; уго­ловное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законо­дательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллекту­альной собственности Кадры судебных и правоохранительных органов; адво­катура, нотариат
Метеорологическая служба, стандар­ты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование геогра­фических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет  
Ведение РФ Совместное ведение РФ и субъектов федерации
Социокультурный блок
Охрана памятников истории и культуры
Государственные награды и почетные звания Общие вопросы воспитания, образо­вания, науки, культуры, физической культуры и спорта
  Координация вопросов здравоохра­нения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная за­щита, включая социальное обеспе­чение
  Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни мало­численных этнических общностей

Из таблицы хорошо видно, что область совместного ведения боль­ше всего смещается в социокультурную сферу, оставляя в исключи­тельном ведении государства рычаги экономического и политическо­го влияния. Правовой блок и блок безопасности пропорционально распределены между уровнями государственной власти в соответствии с закрепленными в Конституции РФ принципами разграничения сфер ответственности. Последовательно делегируя полномочия на мест­ный уровень, государство повышает эффективность своих действий, обеспечивая результативность намерений и возможность контроля за их исполнением на местах.

В соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ «Об общих принци­пах организации законодательных и исполнительных органов государ­ственной власти субъектов РФ» в 2003 г., предусматривается разделе­ние полномочий органов государственной власти субъектов федерации по предметам совместного ведения государства и субъектов Россий­ской Федерации. Первый тип включает в себя полномочия, финанси­руемые из бюджета субъекта Российской Федерации. А второй — пол­номочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, осуществляемые органами государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, но финансируемые в форме целевых субвенций из федерального бюджета. В последнем случае органы фе­деральной власти вправе детально контролировать осуществление этих полномочий и в случае ненадлежащего исполнения принимать их на себя.

Новый закон устанавливает конкретный перечень полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоя­тельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). К ним относятся:

1) материально-техническое и финансовое обеспечение деятельно­сти органов государственной власти и государственных учрежде­ний субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов опла­ты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учрежде­ний субъекта Российской Федерации;

2) организационное и материально-техническое обеспечение прове­дения выборов в органы государственной власти субъекта, рефе­рендумов субъекта Российской Федерации;

3) формирование и содержание архивных фондов субъекта Россий­ской Федерации;

4) формирование и использование резервных фондов субъекта Рос­сийской Федерации для финансирования непредвиденных рас­ходов;

5) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и лик­видации их последствий;

6) передача объектов собственности субъекта Российской Федера­ции в муниципальную собственность;

7) организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологиче­ской безопасности;

8) создание и обеспечение охраны государственных природных за­казников и памятников природы регионального значения;

9) поддержка сельскохозяйственного производства (за исключени­ем мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами);

10) планирование использования земель сельскохозяйственного на­значения;

11) строительство и содержание автомобильных дорог общего поль­зования межмуниципального значения;

12) организация транспортного обслуживания населения автомобиль­ным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транс­портом (пригородное и межмуниципальное сообщение);

13) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получе­ние общедоступного и бесплатного начального общего, основно­го общего, среднего (полного) общего образования, а также до­полнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, не­обходимом для реализации основных общеобразовательных про­грамм в части финансирования расходов на оплату труда работ­ников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержа­ние зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из мест­ных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

14) предоставление начального и среднего профессионального обра­зования (за исключением образования, получаемого в федераль­ных образовательных учреждениях, перечень которых утвержда­ется Правительством Российской Федерации);

15) охрана и сохранение объектов культурного наследия региональ­ного значения;

16) организация библиотечного обслуживания населения библиоте­ками субъекта Российской Федерации;

17) создание н поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверж­дается Правительством Российской Федерации);

18) организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением

федеральных государственных учреждений куль­туры и искусства, перечень которых утверждается Правитель­ством Российской Федерации);

19) поддержка народных художественных промыслов (за исключе­нием организаций народных художественных промыслов, пере­чень которых утверждается Правительством Российской Феде­рации);

20) поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждени­ях национальных языков и иных предметов этнокультурной на­правленности;

21) организация оказания специализированной медицинской по­мощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологиче­ских, онкологических диспансерах и других специализированных

медицинских учреждениях (за исключением федеральных специа­лизированных медицинских учреждений, перечень которых утве­рждается Правительством Российской Федерации);

22) организация обязательного медицинского страхования неработа­ющего населения;

23) организация оказания специализированной (санитарно-авиацноп-ной) скорой медицинской помощи;

24) социальная поддержка и социальное обслуживание граждан по­жилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением де­тей, обучающихся в федеральных образовательных учреждени­ях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одино­ких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на обществен­ном транспорте, иных социальных пособий, а также для возме­щения расходов муниципальных образований в связи с предо­ставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате ус­луг связи;

25) предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты граж­данам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных ус­луг в соответствии с устанавливаемыми органами государствен­ной власти субъекта Российской Федерации стандартами Оплаты жилья и коммунальных услуг;

26) предоставление служебных жилых помещений для государствен­ных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

27) материально-техническое и финансовое обеспечение оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных ме­стностях;

28) определение границ нотариальных округов в пределах террито­рии субъекта Российской Федерации и численности нотариусов;

29) организация и осуществление межмуниципальных инвестицион­ных проектов;

30) организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта;

31) организация тушения пожаров (за исключением лесных и особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях);

32) заключение внешнеэкономических соглашений субъекта Россий­ской Федерации;

33) установление, изменение и отмена региональных налогов и сбо-. ров, а также установление налоговых ставок по федеральным на­логам в соответствии с законодательством Российской Федера­ции о налогах и сборах;

34) привлечение субъектом Российской Федерации заемных средств, а также обслуживание и погашение внутренних и внешних долгов субъекта Российской Федерации;

35) наделение городских поселений статусом городского округа;

36) определение границ муниципальных образований в установлен­ном порядке;

37) выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных обра­зований в порядке, установленном федеральным законом; t

38) учреждение печатного средства массовой информации для обна­родования (официального опубликования) правовых актов ор­ганов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации;

39) установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Россий­ской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

40) материально-технического обеспечение деятельности мировых судей;

41) предоставление материальной и иной помощи для погребения.

Законодательному органу государственной власти субъекта РФ за­коном предоставлены полномочия главным образом по следующим направлениям:

1) принятие конституции (устава) субъекта РФ, а также поправок к ней;

2) установление в пределах полномочий порядка проведения выбо­ров в органы местного самоуправления, утверждение бюджета субъекта РФ и отчета о его исполнении, представленного выс­шим должностным лицом субъекта федерации;

3) установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта федерации, а также по­рядка деятельности органов местного самоуправления;

4) утверждение программ социально-экономического развития субъ­екта РФ, представленных высшим должностным липом субъекта федерации;

5) определение размеров налогов и сборов, отнесенных федераль­ным законом к ведению субъекта федерации, а также определе­ние порядка их взимания;

6) утверждение бюджетов территориальных государственных вне­бюджетных фондов субъекта РФ и принятие отчетов об их ис­полнении;

7) установление порядка управления и распоряжения собствен­ностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъек­та федерации, в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятии иных организационно-правовых форм;

8) заключение и расторжение договоров субъекта РФ;

9) определение порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ;

10) утверждение порядка проведения выборов в законодательный орган государственной власти субъекта федерации, а также вы­боров высшего должностного лица субъекта РФ;

11) определение административно-территориального устройства субъ­екта Российской Федерации и порядка его изменения;

12) утверждение схемы управления субъектом федерации, а также определение структуры высшего исполнительного органа госу­дарственной власти субъекта РФ;

13) установление структуры исполнительных органов государствен­ной власти

субъекта Российской Федерации.

Исполнительную власть субъекта РФ возглавляет руководитель выс­шего исполнительного органа власти, имеющий собственное наименова­ние, установленное конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиции данного субъекта. Сферу полномочий высшего должностного лица исполнительной вла­сти субъекта федерации составляют меры по реализации, обеспече­нию и защите прав и свобод личности, обеспечению безопасности, разработка и исполнение бюджета субъекта федерации, управление и распоряжение собственностью субъекта федерации в соответствии с законодательством, право указания органу местного самоуправления

на несоответствие изданных им законодательных актов федеральному и региональному законодательству, заключение договоров с феде­ральными органами исполнительной власти о разграничении предме­тов ведения и полномочий и др.

Заключаемый между Президентом РФ и уполномоченным лицом субъекта федерации договор не может изменять конституционный статус субъекта федерации и призван конкретизировать предметы сов­местного ведения с учетом социально-экономических и географиче­ских особенностей региона, а также должен быть направлен на соци­ально-экономическое выравнивание различий между территориями.

Федеральным законом от 29.07.2000 г. № 106-ФЗ введено право от­решения Президентом РФ высшего должностного лица субъекта фе­дерации от должности, что влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта в случае издания высшим должностным лицом субъ­екта нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ и ее федеральным законам.

Для координации работы федеральных органов власти с регионами при Президенте РФ действует комиссия по взаимодействию органов государственной власти РФ и субъектов РФ. Кроме этого в регионах действуют также территориальные представительства исполнитель­ной власти (министерств и ведомств).

1.1. Государственная и муниципальная кадровая политика – это система мер, направленных на формирование процесса воспроизводства кадрового потенциала в соответствии с целями, задачами и интересами муниципального образования.

Огромное значение государственной и муниципальной кадровой политики заключается в том, что она:

· Отражает уровень развития субъкта РФ, органов исполнительной власти (ОИВ) в составе субъекта РФ и муниципальных образований, их потребности в кадрах и резерве, состояние (качественный состав) кадров и уровень их профессионализма;

· Обусловливает закономерности развития кадровых процессов, их зависимость от характера и уровня общественно-политического и экономического положения муниципального образования;

· Определяет содержание программы набора, отбора, подготовки и переподготовки кадров, пути и средства кадрового обеспечения реформы местного самоуправления.

Список литературы, рекомендуемой для изучения:

Нормативно-правовые акты РФ и Омской области

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

2. Федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 02.03.07 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

4. ПРИКАЗ Главного организационно-кадрового управления Омской области от 21 января 2014 г. № 1 "О государственной информационной системе Омской области "Реестр государственных гражданских служащих Омской области"

5. ПРИКАЗ Главного организационно-кадрового управления Омской области от 3 декабря 2012 года № 15 "О внесении изменений в приказ Главного организационно-кадрового управления Омской области от 24 октября 2005 года № 2 "О примерных должностных регламентах"

6. ПРИКАЗ Главного организационно-кадрового управления Омской области от 7 ноября 2011 г. № 21 "О внесении изменений в приказ Главного организационно-кадрового управления Омской области от 20 ноября 2009 года № 8 "Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Омской области в Главном организационно-кадровом управлении Омской области"

7. ПРИКАЗ Главного организационно-кадрового управления Омской области от 1 августа 2011г. № 15 "Об утверждении Положения о порядке применения поощрений и награждений к лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Омской области в Главном организационно - кадровом управлении Омской области"

8. ПРИКАЗ Главного организационно-кадрового управления Омской области от 20 января 2011 г. № 1 "Об утверждении Методики проведения оценки потребности в оказании (выполнении) государственных услуг (работ)"

9. ПРИКАЗ Главного организационно-кадрового управления Омской области от 19 марта 2010 г. № 6 "О мерах по реализации постановления Правительства Омской области от 17 марта 2010 года № 44-п «О направлении предложений (заявок) на целевую контрактную подготовку специалистов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования»"

10. ПРИКАЗ Главного организационно-кадрового управления Омской области от 9 декабря 2009 г. № 9 "О внесении изменений в приказ от 24 октября 2005 г. № 2 "О примерных должностных регламентах"

11. ПРИКАЗ Главного организационно-кадрового управления Омской области от 20 ноября 2009 г. № 8 "Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Омской области в Главном организационно-кадровом управлении Омской области"

12. ПРИКАЗ Главного организационно-кадрового управления Омской области от 21 сентября 2009 г. № 7 "Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Омской области в Главном организационно-кадровом управлении Омской области, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Омской области обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"

13. ПРИКАЗ Главного организационно-кадрового управления Омской области от 31 августа 2009 г. № 6 "О предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"

14. ПРИКАЗ Главного организационно-кадрового управления Омской области от 29 сентября 2008 г. № 7 "О направлениях обучения в 2009 году"

15. ПРИКАЗ Главного организационно-кадрового управления Омской области от 12 сентября 2008 г. № 5 "Об упорядочении оплаты труда работников Главного организационно-кадрового управления Омской области, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Омской области"

16. ПРИКАЗ от 3 октября 2007 г. № 6 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие муниципальной службы в Омской области на 2007 – 2010 годы"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: