double arrow

Смысл и эволюция понятия мотивации


Тема 7. Мотивация.

План:

1.Смысл и эволюция понятия понятие мотивации.

2.Содержательные теории мотивации.

3.Процессуальные теории мотивации.

Смысл и эволюция понятия мотивации.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, менеджер должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее.

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управлении, можно дать такое определение:

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Задолго до того, как слово «мотивация» вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из применяемых приемов был метод кнута и пряника. В Библии, древних приданиях и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его головой. Вплоть до начала XXв., в условиях, когда большинство людей боролось за выживание, человек брался за любой самый тяжкий труд, чтобы улучшить свой экономическое положение.

После 1910 года, ученые определили понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу, тем самым применив принцип материальной заинтересованности.

В 20-х годах XXв. Элтон Мэйо попытался использовать в управлении методы психологии. Он пришел к выводу о том, что необходимо принимать во внимание психологию человека (работника), что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, значительно влияют на производительность индивидуального труда.

Концепция «человеческих отношений» доминировала в теории управления до середины 50-х годов.

Современные теории мотивации разделяют на две категории:

- содержательные(основываются на определении тех внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать так, а не иначе)

- процессуальные, основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

Человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо.

Первичные потребности – это физиологические потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и т.д.

Вторичные потребности по природе своей психологические, например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому-либо или чему-либо.




Психологи определили, что потребности служат мотивом к действию.

Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Цели в этом смысле – это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности.

Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется у них с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата.

Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации.

Существует огромное количество разнообразных конкретных человеческих потребностей, тех целей, которые, по разумению каждого человека, приводят к удовлетворению его потребностей, а также типов поведения при достижении этих целей.

Вознаграждение – это все, что человек считает ценным для себя. Но понятия ценности у людей специфичны, а следовательно, и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности. Руководитель имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним.

Внутреннее вознаграждение дает сама работа, это н-р, чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважении, дружба и общение.

Внешнее вознаграждение дается организацией – это заработная плата, продвижение по службе, символы служебного статуса.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: