Теория ожиданий

Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события.

При анализе мотиваций к труду рассматриваются следующие взаимосвязи:

Ожидания в отношении затрат труда – результатов – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Если люди чувствуют, что прямой связи между ними нет, то согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать. Так, например, рабочий на заводе может ожидать, что если он будет производить продукцию высокого качества с минимальными отходами сырья, то это позволит ему повысить свой разряд.

Ожидания в отношении результатов – вознаграждений – есть ожидание определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. Например, рабочий может ожидать, что повысив свой разряд, он будет получать более высокую заработную плату или станет бригадиром.

Еще один фактор, определяющий мотивацию в теории ожиданий – это валентность.

Валентность – это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности. Например, рабочий за повышение норм выработки может получить прибавку к жалованию, в то время как он рассчитывал на продвижение по службе.

3.2.Теория справедливости – предполагает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: