Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей и вызывают в них чувство стресса.
Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным отношениям.
Широко распространенной, понятной причиной стресса в организациях является перегрузка или напротив слишком малая рабочая нагрузка (задание, которое следует завершить за конкретный период времени).
Вторым фактором является конфликт ролей, который возникает когда, к работнику предъявляют противоречивые требования. Конфликт ролей может также появиться в результате нарушения принципа единоначалия или из-за различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации.
Третий фактор – это неопределенность ролей, которая возникает, когда работник неуверен в том, что от него ожидают (уклончивые и неопределенные требования).
Четвертый фактор – неинтересная работа.
В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума.
В целях снижения уровня стресса предлагается:
1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее» и «сделать, когда будет время».
2. Научитесь говорить «нет», когда достигните предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы.
3. Наладьте эффективные и надежные отношения со своим руководителем.
4. Не соглашайтесь если кто-то начинает выставлять перед вами противоречивые требования, объясните в чем проблема.
5. Четко определите конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий.
6. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.
7. Каждый день находите время для небольшого отдыха и отключения от рабочих проблем.
Вопросы для семинара:
1.Кратко поясните какие типы конфликтов вам известны.
2.Каковы основные причины конфликтов?
3.Назовите функциональные и дисфункциональные последствия конфликта?
4.Опишите четыре структурных метода разрешения конфликта.
5.Расскажите о возможностях разрешения межличностных конфликтов.
6.Как бороться со стрессом?
Слова для глоссария: стресс, конфликт.