Навигационный искусственный спутник Земли можно представить как навигационный ориентир, поднятый на высоту нескольких тысяч километров над поверхностью Земли и движущийся вокруг неё по заранее рассчитанной орбите. В настоящее время действуют СРНС НАВСТАР (GPS) и ГЛОНАСС.
Для ОМС по ИСЗ применяется дальномерный метод. В этом методе навигационным параметром является наклонная (топоцентрическая) дальность r до спутника.
r = сt,
где с – скорость света;
t – время распространения сигнала от спутника до приёмника.
Ей соответствует изоповерхность в виде сферы с центром, совпадающим с ИСЗ, и радиусом, равным измеренной дальности. При пересечении сферической изоповерхности с поверхностью Земли образуется изолиния – окружность со сферическим радиусом. Место судна получается в точке пересечения таких изолиний от нескольких (3-4) спутников.
Для высокоточного определения места судна по СРНС НАВСТАР используется дифференциальный метод (DGPS). Этот метод заключается в том, что на специальных контрольных станциях (обычно на маяках), координаты которых определяются с высокой точностью методами геодезии и превышают по точности координаты по СРНС, устанавливаются приёмоиндикаторы СРНС. Сравнение координат, полученных по СРНС с геодезическими координатами, позволяет получить дифференциальные поправки к координатам или радионавигационным параметрам, которые по каналам наземной или спутниковой связи ИНМАРСАТ передаются на суда, находящиеся в дифференциальном районе, т.е. в радиусе действия контрольных станций (около 600 миль). DGPS позволяет определять координаты судна с точностью Мо = 3-5 м с P=68% (см. МТ-2000, табл. 4.3, с. 394).
|
|
Точность определения места судна по трём ИСЗ рассчитывается по формуле
Mo = mrГ,
где mr - средняя квадратичная погрешность определения расстояния;
Г - геометрический фактор (GDOP или HDOP).
Мо вычисляется автоматически, при этом оптимальное значение Г может задаваться штурманом. Для точных обсерваций Г должен находиться в пределах 1,5 < Г < 5.
В СРНС НАВСТАР применяется референц-эллипсоид WGS-84, поэтому при использовании навигационных карт с другой геодезической основой необходимо при определении места судна по ИСЗ использовать поправки, указанные непосредственно на карте или в МТ-2000, табл. 2.24, с. 306.