Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться

Существует множество различных классификаций способностей. Рассмотрим наиболее полную из них:

1. Природные (естественные) – биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками и формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

2. Специфические человеческие – имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на:

2.1. Общие – определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и др.). Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, т.е. обладающий целым комплексом общих способностей, называется одаренным;

2.2. Специальные – определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и др.). Высшая степень развития специальных способностей личности называется талантом.

Общие и специальные способности, как правило, дополняют и обогащают друг друга;

2.3. Теоретические – определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению;

2.4. Практические – лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям.

Сочетание теоретических и практических способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

2.5. Учебные – влияют на успешность педагогического воздействия, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности;

2.6. Творческие – связаны с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью;

2.7. Коммуникативные – связаны с общением, взаимодействием с людьми; способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляем к различной обстановке, вхождения в контакт с людьми, расположения их к себе, владения речью и др.;

2.8. Предметно-деятельностные – определяют успешность взаимодействия людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и др.

Способности следует отличать от задатков.

Задатки – это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: