Существует множество различных классификаций способностей. Рассмотрим наиболее полную из них:
1. Природные (естественные) – биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками и формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.
2. Специфические человеческие – имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на:
2.1. Общие – определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и др.). Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, т.е. обладающий целым комплексом общих способностей, называется одаренным;
2.2. Специальные – определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и др.). Высшая степень развития специальных способностей личности называется талантом.
|
|
Общие и специальные способности, как правило, дополняют и обогащают друг друга;
2.3. Теоретические – определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению;
2.4. Практические – лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям.
Сочетание теоретических и практических способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
2.5. Учебные – влияют на успешность педагогического воздействия, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности;
2.6. Творческие – связаны с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.
Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью;
2.7. Коммуникативные – связаны с общением, взаимодействием с людьми; способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляем к различной обстановке, вхождения в контакт с людьми, расположения их к себе, владения речью и др.;
2.8. Предметно-деятельностные – определяют успешность взаимодействия людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и др.
Способности следует отличать от задатков.
Задатки – это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности.