Медиаметрические исследования – это изучение количественного размера аудитории конкретного издания, программы, передачи. Такой метод берет начало в коммерческом подходе к СМИ, для которого главный показатель качества – зрительская аудитория, которая влияет на объем рекламы в зависимости от рейтингов изданий, программ, передач.
Рейтинг – это место, ранг в той или иной шкале изменения популярности. Произошло от английского слова rating – оценка, отнесение к тому или иному классу, рангу, разряду.
Сейчас появилось хорошее учебное пособие, в котором подробно описана эта область социологии журналистики: Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. – М., 2004. Советуем вам его почитать.
Исследованием аудитории и общественного мнения в России занимаются социологические центры:
ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения)
ЛЕВАДА-ЦЕНТР (Центр Юрия Левады)
ФОМ (Фонд общественного мнения)
КОМКОН
МОНИТОРИНГ.РУ
Основные российские социологические журналы:
|
|
«Социологические исследования», «Социологический журнал»
«Социология: методология, методы, математические модели (Социология 4 М)».
* См.: Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян эпохи Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина. – М., 2001. – Кн. 1. – С. 19, 20.
* См.: Грушин Б. А. Четыре жизни России. – Кн. 1. –С. 34–38.
* См.: Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. – М., 1999.
* Нет сведений.
* См.: Человек социалистического общества и процессы массовой коммуникации.– Будапешт; Л., 1979. – Т. 1. – С. 102.
* См.: Социологические исследования журналистики. – М., 1986.
** См.: Социологические проблемы общественного мнения и деятельности средств массовой информации. – М., 1979. – С. 19.
* См.: Смирнова М. Г. Провинциальный читатель в профиль и анфас. – М., 1992. – С. 46–48.
* См.: Региональные СМИ и демократия (На примере Вологодской области). – М., 2003.
* См.: Федотова Л. Н. Указ. раб. – С. 25.
* См.: Вихалемм П. Образ жизни и активность в информационной среде // Массовая коммуникация и развитие социалистического образа жизни. – Тарту, 1986.
* См.: Лауристин М. Опыт и проблемы изучения эффективности районных и городских газет // Массовая коммуникация и развитие социалистического образа жизни. – Тарту, 1986.
* См.: Зазыкин В. Г. О психологических аспектах анализа писем телеаудитории // Аудитория. – М., 1988. – Вып. 7.
* См.: Региональные СМИ и демократия в России (На примере Вологодской области). – М., 2003.
* См.: Верховская А. И. Методы анализа писем в редакционной работе. – М., 1984.