Оценка уровня состояния безопасности подсистемы «Машина»

Безопасность производственного оборудования (машины) - свойство оборудования (машины) сохранять безопасное состояние при выполнении, заданных функций в условиях, установленных нормативно-технической документации.

Основными этапами в оценке уровня состояния безопасности подсистемы "Машина" являются:

- декомпозиция подсистемы "машина" на элементы (предполагает расчленение общей конструкции машины или оборудования на отдельные механизмы, узлы или части для выявления исходящих от них опасностей или их опасных сочетаний);

- идентификация опасностей в подсистеме "машина" (предполагает установления опасностей и их причин, которые создаются каждым элементом - механизмом, узлом или частью конструкции машины);

- идентификация средств защиты от опасностей в подсистеме машина" (предполагает установления полного перечня средств защиты от опасностей исходящих от каждого элемента, механизма, узла или части конструкции машины);

- определение критерия состояния безопасности подсистемы "Машина " (показатель характеризующий отношение выявленного количества средств защиты от опасностей в подсистеме "машина" к необходимому количеству согласно нормативно-технической документации).

Процедура оценки уровня безопасности подсистемы "машина" предполагает оценку безопасности конструкции машины или оборудования при испытаниях (новых или после ремонта) методами осмотра, апробирования и изучения с последующими сравнениями с требованиями нормативно-технической документации.

Осмотром и апробированием оценивают:

- наличие защитных кабин (каркаса безопасности);

- безопасность входа и выхода на рабочее место;

- удобство и безопасность эксплуатации его в темное время;

- удобство наблюдения за рабочим органом, приборами и ориентирами;

- электробезопасность и пожаробезопасность;

- наличие и работа устройств исключающих запуск двигателя при включенной коробке переменных передач;

- наличие средств обеспечения безопасности сборочных единиц машин, работающих под давлением или при высокой температуре;

- обеспечение условий труда (наличие отопления, кондиционирования, стеклоочистителей, ремней безопасности, устройств фиксирующих навеску машины в транспортном положении);

- наличие, надежность и окраску ограждений опасных мест;

- наличие площадок, поручней и упоров для ног, мест зачаливания и домкратов.

Измерением оценивают:

- ограждения опасных зон;

- нагрузку на управляемые колеса;

- статическую устойчивость машины;

- осевой зазор рулевого колеса и эффективность тормозов;

- размер рабочего места оператора и обзорность с него;

- шум, вибрации, и параметры микроклимата на рабочем месте;

- габаритные размеры машины;

- крепление привязных ремней безопасности;

- содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочей зоны;

- освещенность рабочей зоны в темное время суток;

- внешний шум;

- защитные свойства кабины и каркаса;

- размеры рабочего места оператора.

Методика и аппаратура для оценки безопасности предусмотрена определенной нормативно-технической документации.

Безопасность труда оценивается вероятностью безопасной работы (Рб), определяемой по формуле:

, ()

где: mt - математическое ожидание суммарной продолжительности опасных ситуаций в течение смены, ч; Т - длительность смены, ч.

Безопасность на машинах различной конструкции, но одного назначения оценивают по коэффициенту (Ку), определяемому по формуле:

, ()

где: N - число опасных ситуаций, ед.; W - единица выполненной сменной работы, ед.

Уровень состояния безопасности подсистемы "машина" может быть оценен коэффициентом уровня безопасности (Куб) и определен по формулам:

, ()

, ()

где: N - общее количество соответствия требованиям нормативно-технической документации, ед.; n - количество фактического соответствия требованиям нормативно-технической документации, ед.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: