Введение. для студентов специальности

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ В ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТАХ

для студентов специальности

190702 «Организация дорожного движения»

дневной и заочной форм обучения

Составитель Л.С. Трофимова

Омск

Издательство СибАДИ

УДК 629.113.004.5

ББК 39.38

Рецензент канд. доктор экономических наук, профессор В.В. Бирюков

Работа одобрена методической комиссией АТФ в качестве методических указаний для расчёта экономической оценки проектных решений в дипломных проектах для студентов специальности190702 «Организация дорожного движения» дневной и заочной форм обучения

.

Методические указания для расчёта экономической оценки проектных решений в дипломных проектах для студентов специальности 190702 «Организация дорожного движения» дневной и заочной форм обучения /Сост.Л.С. Трофимова. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2007.- 28 с.

В настоящих методических указаниях представлены методики определения экономической оценки проектных решений.

Табл.18. Библиогр.: 2 назв.

© Издательство СибАДИ, 2007

Введение

Все мероприятия по организации дорожного движения требуют определенных, часто значительных, денежных средств. Назначению мероприятий по организации дорожного движения (ОДД) должно предшествовать их тщательное технико-экономическое обоснование. В области ОДД требуется проведение детального и систематического анализа причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП), задержек транспорта, пассажиров, пешеходов и т. д., который позволит найти оптимальное решение при выборе типа обустройства дорог, что улучшит условия движения при наименьших затратах. Такой анализ дает возможность выявить резервы экономии различных затрат и определить экономическую основу рационального планирования первоочередных мероприятий, улучшающих организацию дорожного движения. Поэтому намечаемые к осуществлению мероприятия должны быть экономически обоснованы и при наименьших затратах способствовать эффективному улучшению организации дорожного движения.

Необходимость в технико-экономическом обосновании мероприятий по улучшению условий движения возникает всегда, когда требуется определить экономическую эффективность капиталовложений. Практически в каждом случае может быть несколько возможных вариантов совершенствования какого-нибудь звена, из которых необходимо выбрать наиболее эффективный.

Одним из важнейших методических положений, которые следует учитывать при организации дорожного движения, является необходимость сравнительной оценки эффективности принимаемых решений. При этом оценка разработок должна соответствовать общепринятым положениям определения эффективности внедряемых мероприятий в национальной экономике.

При оценке мероприятий по ОДД следует различать социальный и экономический эффекты.

Социальный эффект характеризуется совершенствованием общественных отношений, изменениями в экологическойсреде, условиях и охране труда, всестороннем развитии личности.

Экономический эффект характеризуется сокращением потерь национальной экономики за счет совершенствования организации дорожного движения.

Взаимная связь экономического и социального эффектов определяется тем, что экономический эффект является материальной основой социального, а рост социального эффекта создает лучшие условия для роста экономического эффекта. Мероприятия, дающие социальный эффект, в конечном счете, повышают производительность труда и многие технико-экономические показатели в любой области приложения труда.

Однако экономический и социальный эффекты могут расти разными темпами. Кроме того, положительному экономическому эффекту может сопутствовать отрицательный социальный эффект. Поэтому основная задача в области организации и безопасности дорожного движения — это внедрение таких мероприятий и разработка таких технических средств, которые обеспечивали бы положительные значения обоих видов эффекта. Естественно, затраты на предотвращение отрицательного социального эффекта нельзя рассматривать как нерациональные, «излишние» с экономической точки зрения. Эти затраты являются элементом общественно необходимых затрат и должны учитываться при расчетах экономического эффекта (в той части, в которой возможна их стоимостная оценка).

Структуру потерь национальной экономики из-за несовершенства организации дорожного движения можно представить следующим образом:

1. Потери национальной экономики от ДТП

1.1 гибель человека,

полученные телесные повреждения,

материальный ущерб от повреждения дорожных сооружений

материальный ущерб от повреждения транспортных средств

нарушение ритмичности работы автотранспортного предприятия

нарушение ритмичности работы предприятий, связанное с невыполнением сроков доставки грузов и пассажиров,

материальный ущерб от порчи или утраты грузов

2. Ухудшение санитарного состояния воздушного бассейна

3. Потери времени пешеходами

4. Дополнительные потери времени из-за снижения скорости движения, простоя у перекрестков, перепробегов

4.1 потери времени пассажирами общественного и индивидуального транспорта,

4.2.перерасход топливно-смазочных материалов,

4.3.увеличение износа материальной части транспортных средств,

4.4.деформация дорожного покрытия на участках торможения,

4.5.увеличение себестоимости перевозок грузов и пассажиров

Одной из важных проблем при оценке эффективности мероприятий, направленных на улучшение организации дорожного движения, является выявление и определение социально-экономических потерь, связанных с несовершенством организации дорожного движения. Значительное влияние на их снижение может оказать совершенствование конструктивной безопасности автомобилей, технического состояния и обустройства автомобильных дорог, профессиональной подготовки водителей.

В общем виде эффективность мероприятий, улучшающих организацию дорожного движения, заключается:

– в повышении уровня безопасности движения (сокращение числа ДТП и уменьшение тяжести их последствий);

– в снижении потерь времени транспортных средств;

– в снижении потерь времени пассажиров в общественном и индивидуальном транспорте;

– в снижении уровня транспортного шума;

– в улучшении санитарного состояния воздушного бассейна (снижение концентрации загрязняющих воздух веществ);

– в уменьшении концентрации вредных веществ, загрязняющих придорожную полосу.

Итак, в состав затрат национальной экономики, на которые прямо или косвенно влияют мероприятия по ОДД, и изменение которых должно учитываться при рассмотрении вопроса о целесообразности проведения таких мероприятий, входят следующие.

I. Единовременные затраты:

– капитальные вложения в объект (дорогу, инженерные сооружения на ней, системы управления дорожным движением), осуществляемые в период его строительства о);

– капитальные вложения, необходимые для осуществления в процессе эксплуатации объекта работ по его реконструкции, расширению, техническому перевооружению(Крек);

– комплексная экономическая оценка территории, отводимой под строительство (Кт).

II.Текущие затраты:

– эксплуатационные расходы предприятий автомобильного транспорта (Стр);

– потери национальной экономики, связанные с дорожно-транспортными происшествиями (Сдтп);

– затраты, связанные с эксплуатацией оборудования технических средств регулирования дорожного движения, автоматических систем управления движением и т. п.(Сэ);

– затраты на ремонты и содержание автомобильных дорог и дорожных инженерных сооружений (Сд);

– потери национальной экономики от загрязнения воздуха и шумового воздействия (С3, Сш);

При оценке степени влияния способов организации дорожного движения на затраты национальной экономики (как единовременные, так и текущие) важно установить: во-первых, характер влияния мероприятий (т. е. изменение каких именно затрат оно вызывает), во-вторых, оценить количественно степень этого влияния, т. е. определить экономический эффект, который можно достигнуть в результате внедрения этого мероприятия. Задача эта должна решаться еще на стадии технико-экономического обоснования мероприятия, т. е. до его претворения в жизнь.

Ситуация 1. Экономическая оценка мероприятий по обустройству остановочного пункта городского пассажирского транспорта заездными карманами, устройство ограждений, организация пешеходных переходов, строительство тротуаров, установка знака, введение световых сигналов, введение одностороннего движения, оборудование трамвайных остановок, разметка проезжей части, с целью снижения количества и тяжести последствий ДТП

При экономической оценке проектных решений необходимо выполнить:

1. Расчёт капитальных вложений для реализации проектных решений.

2. Расчёт затрат при эксплуатации оборудования.

3. Определение суммарных потерь от ДТП.

4. Определение предполагаемого сокращения количества ДТП.

5. Оценка степени снижения ущерба от ДТП при проведении мероприятий.

6. Расчёт годового экономического эффекта от мероприятий по ОДД.

7. Расчёт срока окупаемости капитальных вложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: