Перед изучением патологической физиологии этого раздела курса необходимо вспомнить механизм нормальной деятельности органа и его функцию. Для большей ясности, вопросы этиологии и патогенеза нужно изучать в двух направлениях:
· Поражения конкретного органа или системы.
· Влияние факторов внешней среды и поражения других органов и систем на нарушение функции изучаемого органа.
Патологическая физиология системы крови
При изучении этой темы студент должен разобраться, какое влияние оказывают болезнетворные факторы, а также температура, атмосферное давление, кормление, содержание и эксплуатация животных на морфологический и физико-химический состав крови.
Разберитесь в количественном и качественном изменениях красной крови при анемиях. Особое внимание надо обратить на компенсаторные реакции при различных видах анемий.
При изучении патологии белой крови разберитесь с явлениями лейкоцитоза и лейкопении и их разновидностями. Выясните, что такое лейкоцитарная формула, для чего необходимо ее выведение. Объясните сдвиг ядра влево и вправо. Надо уяснить, что лейкоцитозы и лейкопения – симптомы заболеваний, появляющиеся в результате действия различных факторов на организм, а потому это явление вторичного порядка. Патогенез же лейкозов связан с первичным поражением кроветворных органов. Лейкоз – самостоятельная нозологическая форма болезни. Сделайте анализ количественного и качественного состава лейкоцитов при разных формах лейкоза.
Вопросы для самоконтроля
1. Современное представление о кроветворении.
2. Гипер- и гиповолемия, их виды. Гематокрит.
3. Причины возникновения общих, анемий, их виды и компенсаторные реакции при анемиях.
4. Качественные изменения красной крови при анемиях.
5. Лейкоцитоз и лейкопения, их виды.
6. Лейкоцитарная формула. Сдвиг ядра нейтрофилов влево и вправо.
7. Лейкоз, его виды и отличие от патологического лейкоцитоза.
8. Стадии лейкоза. Формы лейкоза.