Участники конфликта

Конфликтующие стороны. В конфликтологической литературе их также часто называют противостоящими сторонами, реже — конкурентами, или соперниками. Иногда их именуют противниками, что обычно относится к конфликтам, протекающим в острой форме, где взаимодействие участников действительно больше напоминает борьбу враждующих противников.

В конфликте участвуют, как минимум, две конфликтующие стороны (“конфликтанты”) — отдельные индивиды или целые группы (бывают многосторонние конфликты — между тремя и более сторонами, но мы их рассматривать не будем). Участника проявляющего инициативу на начальном этапе конфликта принято называть инициатором. Если и на других этапах конфликта инициатива остается за этим же участником, то он может рассматриваться как активная сторона.

Кроме того, в конфликте могут быть задействованы и другие участники — сочувствующие (той или другой стороне), провокаторы (подстрекатели), примирители, консультанты, жертвы (известно: “когда паны дерутся, у холопов чубы трещат”).

Важными — с точки зрения возникновения и развития конфликта — считаются социальные и индивидуально-психологические характеристики участников.

Под социальными характеристиками здесь понимаются принадлежность к тому или иному слою общества или общественной группе, профессия, служебное положение, социальная роль, авторитет и пр. Участники конфликта часто обозначаются в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной ситуации (“начальник - подчиненный”, “муж — жена”, “отцы и дети”).

Психологические характеристики — это свойственные человеку личностные черты, особенности восприятия, мышления и т. д. Эти черты часто во многом определяют и возникновение, и протекание, и результаты конфликта.

Одной из индивидуально-психологических характеристик, представляющих наибольшую значимость для рассмотрения участников конфликта, является уровень психологической устойчивости личности. Это характеристика личности, которая определяет сохранение оптимального функционирования психики в условиях фрустрирущего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется в развитии и зависит от:

- типа нервной системы человека;

- опыта человека, профессии;

- навыков и умений поведения и деятельности;

- уровня развития основных познавательных структур личности.

Среди компонентов психологической устойчивости выделяют: эмоциональный, волевой, интеллектуальный (познавательный), мотивационный и психомоторный. Одни исследователи считают ведущим компонентом - познавательный (М.Тышкова). Другие (М. Дьяченко, В. Власов, П. Корчемный, Н. Феденко, А. Столяренко) - считают ведущей эмоционально-волевую устойчивость, включающую в себя эмоциональный и волевой компоненты. В некоторых исследованиях ведущим компонентом психологической устойчивости называют мотивационный компонент. Несмотря на различие точек зрения относительно иерархии компонентов, большинство авто­ров едины во мнении, что психологическая устойчивость — это не просто их сумма, а интегральное образование.[14]

У разных людей соотношение компонентов, составляющих устойчивость – неодинакова. Показателем устойчивости является вариативность. Вариативность рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче.

В результате исследований установлена зависимость эффективности деятельности в трудных ситуациях от уровня психологической устойчивости. С повышением трудности ситуации эффективность деятельности все сильнее начинает зависеть от психологической устойчивости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: