Первый раздел «Классификация, ассортимент и требования к качеству отдельных групп или видов товаров» должен включать основные определения, применимые к выбранному товару; сведения о том, как классифицируется выбранный товар в соответствие с современными стандартами и техническими регламентами; информацию о существующих на сегодняшний день видах товара и об ассортименте товара, представленном на рынке; сведения о требованиях к органолептическим и физико - химическим показателям качества в соответствие с нормативными и техническими документами на исследуемый в работе товар.
Второй раздел «Характеристика ассортимента отдельных групп или видов товаров в конкретном торговом предприятии» должен включать информацию об ассортименте выбранного товара на примере конкретного торгового предприятия. В данном разделе должна быть представлена таблица ассортимента, проанализирована структура и рассчитаны показатели ассортимента товара.
Вид таблицы ассортимента товаров:
Таблица 1 – Ассортимент молока питьевого, реализуемого ООО «Ашан»
Наименование товара | Производитель | Нормативный документ | Вид молока по температурной обработке | Жирность, % | Упаковка | Цена, руб |
Молоко питьевое «Каждый день» | ОАО «Зеленодольский молочный комбинат» | ГОСТ Р 52090 - 2003 | Ультрапастеризованное | 1,5 | Картон ная Tetra Pak | 30,90 |
Далее производится анализ структуры ассортимента. Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент. Структура ассортимента может быть представлена в виде диаграмм или таблиц. Вид представления структуры ассортимента:
14%
72%
Растворимый В зернах М олотый
Рисунок 1 – Структура ассортимента кофе, реализуемого магазином ИП «Маркет» в зависимости от вида кофе
8% 3%3% 2%2%
10% 48%
24%
Германия Россия Колумбия Испания Италия Индия Бразилия Австрия
Рисунок 2 - Ассортимент кофе, реализуемого магазином «Инь-Ян» в зависимости от производителя
Таблица 2 - Сегментация компаний в ассортименте соковой продукции, реализуемой в ЗАО «ТД «Перекресток»
Производитель соков | Доля, % |
Лебедянсий | |
Мултон | |
Вимм- Билль- Данн | |
Нидан | |
Другие | |
Всего: |
Далее студентами могут быть рассчитаны и приведены показатели ассортимента.
Товарный ассортимент характеризуется следующими свойствами и показателями:
- Широтой ассортимента - количеством видов, разновидностей, наименований товаров однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется коэффициентом широты (Кш), который определяется по формуле:
Кш = Шд/ Шб×100% (1)
где Кш - коэффициент широты;
Шд - широта действительная (фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии);
Шб - широта базовая, принятая за основу для сравнения (максимально возможное количество).
Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами.
В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того, увеличиваются транспортные расходы.
Широта в то же время не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.
- Полнотой ассортимента - способностью набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Это свойство характеризуется действительными и базовыми показателями и коэффициентом полноты (Кп), который определяется по формуле:
Кп=Пд / Пб×100% (2)
где Кп - коэффициент полноты,
Пд - полнота действительная (фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы), Пб - полнота базовая (планируемое количество).
- Устойчивостью ассортимента - способностью набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности, спрос на одни и те же товары. Определяется по формуле:
Ку =У/ Шд × 100% (3)
где Ку - коэффициент устойчивости;
У - устойчивость (количество видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей);
Шд - широта действительная;
- Новизной (обновлением ) ассортимента - способностью набора товаров, удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Определяется по формуле:
КН=Н/Щд×100% (4)
где Кн- коэффициент обновления,
Н – новизна (количество новых товаров в общем перечне),
Шд - широта действительная;
- Рациональностью - способностью набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента.
Третий раздел «Оценка качества отдельных групп или видов товаров» является экспериментальной частью и содержит результаты конкретных экспериментальных данных, полученных дипломником при оценке качества пищевых продуктов или непродовольственных товаров, реализуемых на конкретных предприятиях.
В выпускной квалификационной работе студенты должны изучать маркировку товаров на предмет соответствия ее предъявляемым требованиям, а также проводить органолептическую оценку качества образцов. Экспериментальная часть выпускной работы должна начинаться с подраздела «Характеристика объектов и методов исследования», в котором подробно описываются характеристика исследуемых образцов, порядок и место отбора образцов, а также методы испытаний, используемые в работе.
В подразделе «Результаты исследования» приводятся результаты собственных исследований, проведенных дипломником в соответствии с индивидуальным планом. Основные результаты исследования могут быть представлены в виде таблиц, графиков или диаграмм. Не допускается дублирование одних и тех же результатов в виде табличного и графического материала. Виды таблиц:
Таблица 3 – Данные маркировки исследуемых образцов товара
Требования ГОСТ к маркировке | Фактический результат | |||
Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | Образец №4 | |
Наименование продукта | ||||
Адрес производителя с указанием…. | ||||
И т.д. |
Таблица 4 – Результаты органолептической оценки качества товара
Показатель | Требования ГОСТ | Фактический результат | |||
Обр.№1 | Обр.№2 | Обр.№3 | Обр.№4 | ||
Внешний вид | |||||
Вкус и аромат и т.д. |
Таблице данных или рисунку должна предшествовать текстовая часть. После таблицы и рисунка приводится критический анализ приведенных данных с подробным их обсуждением.