Оценка качества отдельных групп или видов товаров

Первый раздел «Классификация, ассортимент и требования к качеству отдельных групп или видов товаров» должен включать основные определения, применимые к выбранному товару; сведения о том, как классифицируется выбранный товар в соответствие с современными стандартами и техническими регламентами; информацию о существующих на сегодняшний день видах товара и об ассортименте товара, представленном на рынке; сведения о требованиях к органолептическим и физико - химическим показателям качества в соответствие с нормативными и техническими документами на исследуемый в работе товар.

Второй раздел «Характеристика ассортимента отдельных групп или видов товаров в конкретном торговом предприятии» должен включать информацию об ассортименте выбранного товара на примере конкретного торгового предприятия. В данном разделе должна быть представлена таблица ассортимента, проанализирована структура и рассчитаны показатели ассортимента товара.

Вид таблицы ассортимента товаров:

Таблица 1 – Ассортимент молока питьевого, реализуемого ООО «Ашан»

Наименование товара Производитель Нормативный документ Вид молока по температурной обработке Жирность, % Упаковка Цена, руб
Молоко питьевое «Каждый день» ОАО «Зеленодольский молочный комбинат» ГОСТ Р 52090 - 2003 Ультрапастеризованное 1,5 Картон ная Tetra Pak 30,90
             
             

Далее производится анализ структуры ассортимента. Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент. Структура ассортимента может быть представлена в виде диаграмм или таблиц. Вид представления структуры ассортимента:

14%

72%

Растворимый В зернах М олотый

Рисунок 1 – Структура ассортимента кофе, реализуемого магазином ИП «Маркет» в зависимости от вида кофе

8% 3%3% 2%2%

10% 48%

24%

Германия Россия Колумбия Испания Италия Индия Бразилия Австрия

Рисунок 2 - Ассортимент кофе, реализуемого магазином «Инь-Ян» в зависимости от производителя

Таблица 2 - Сегментация компаний в ассортименте соковой продукции, реализуемой в ЗАО «ТД «Перекресток»

Производитель соков Доля, %
Лебедянсий  
Мултон  
Вимм- Билль- Данн  
Нидан  
Другие  
Всего:  

Далее студентами могут быть рассчитаны и приведены показатели ассортимента.

Товарный ассортимент характеризуется следующими свойствами и показателями:

- Широтой ассортимента - количеством видов, разновидностей, наименований товаров однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется коэффициентом широты (Кш), который определяется по формуле:

Кш = Шд/ Шб×100% (1)

где Кш - коэффициент широты;

Шд - широта действительная (фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии);

Шб - широта базовая, принятая за основу для сравнения (максимально возможное количество).

Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами.

В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того, увеличиваются транспортные расходы.

Широта в то же время не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.

- Полнотой ассортимента - способностью набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Это свойство характеризуется действительными и базовыми показателями и коэффициентом полноты (Кп), который определяется по формуле:

Кпд / Пб×100% (2)

где Кп - коэффициент полноты,

Пд - полнота действительная (фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы), Пб - полнота базовая (планируемое количество).

- Устойчивостью ассортимента - способностью набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности, спрос на одни и те же товары. Определяется по формуле:

Ку =У/ Шд × 100% (3)

где Ку - коэффициент устойчивости;

У - устойчивость (количество видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей);

Шд - широта действительная;

- Новизной (обновлением ) ассортимента - способностью набора товаров, удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Определяется по формуле:

КН=Н/Щд×100% (4)

где Кн- коэффициент обновления,

Н – новизна (количество новых товаров в общем перечне),

Шд - широта действительная;

- Рациональностью - способностью набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента.

Третий раздел «Оценка качества отдельных групп или видов товаров» является экспериментальной частью и содержит результаты конкретных экспериментальных данных, полученных дипломником при оценке качества пищевых продуктов или непродовольственных товаров, реализуемых на конкретных предприятиях.

В выпускной квалификационной работе студенты должны изучать маркировку товаров на предмет соответствия ее предъявляемым требованиям, а также проводить органолептическую оценку качества образцов. Экспериментальная часть выпускной работы должна начинаться с подраздела «Характеристика объектов и методов исследования», в котором подробно описываются характеристика исследуемых образцов, порядок и место отбора образцов, а также методы испытаний, используемые в работе.

В подразделе «Результаты исследования» приводятся результаты собственных исследований, проведенных дипломником в соответствии с индивидуальным планом. Основные результаты исследования могут быть представлены в виде таблиц, графиков или диаграмм. Не допускается дублирование одних и тех же результатов в виде табличного и графического материала. Виды таблиц:

Таблица 3 – Данные маркировки исследуемых образцов товара

Требования ГОСТ к маркировке   Фактический результат  
Образец №1 Образец №2 Образец №3 Образец №4
Наименование продукта        
Адрес производителя с указанием….        
И т.д.        

Таблица 4 – Результаты органолептической оценки качества товара

Показатель Требования ГОСТ Фактический результат
Обр.№1 Обр.№2 Обр.№3 Обр.№4
Внешний вид          
Вкус и аромат и т.д.          

Таблице данных или рисунку должна предшествовать текстовая часть. После таблицы и рисунка приводится критический анализ приведенных данных с подробным их обсуждением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: