Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы
— по местонахождению, на подгруппы — по широте и глубине охвата
товаров, на виды — по степени удовлетворения потребностей, на
разновидности — по характеру потребностей.
По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый.
Промышленный ассортимент — ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельнымпромышленным предприятием.
Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представленный в
торговой сети.
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется
количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов и
наименований. В зависимости от широты охвата товаров различают виды ассортимента: простой, сложный, развернутый, укрупненный,
сопутствующий, смешанный.
Простой ассортимент товаров (ндп: товары простого ассорти-
мента) — ассортимент товаров, представленный такими видами,
которые классифицируются не более чем по трем признакам.
|
|
Сложный ассортимент товаров (ндп: товары сложного ассортимента) — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам.
Развернутый ассортимент товаров (ндп: внутригрупповой ассортимент) — ассортимент товаров, представленный их разновидностями. Торговый ассортимент магазинов, специализирующихся на продаже аудио-и видеотехники, входят три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны), но зато они представлены большим
количеством товаров разных классов сложности и торговых марок.
Укрупненный ассортимент товаров (ндп: групповой ассортимент) — ассортимент товаров, объединенный по общим признакамв определенной совокупности товаров. Положен в основу организационной
структуры многих торговых предприятий. Так, на непродовольственных оптовых базах склады различаются укрупненнымассортиментом. По тому же признаку в универмагах создаютсяразные секции (одежные, обувные, галантерейные и т. п.).
Видовой ассортимент — набор товаров различных видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих аналогичныепотребности. Он является составной частью ассортимента. Например, ассортимент молока - пастеризованное, стерилизованноеи др. — часть ассортимента молочных товаров.
Марочный ассортимент — набор товаров одного вида, но разныхторговых марок. Такие товары наряду с удовлетворениемфизиологических потребностей в значительной мере нацелены наудовлетворение социальных и психических потребностей. Этипотребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др.
|
|
Сопутствующий ассортимент — набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся косновнымдляданной организации. Товары сопутствующего ассортимента, например, в обувном магазине — это предметы ухода за обувью, а впродовольственном магазине — мыло, спички, некоторые другиехозяйственные товары.
Смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Характерен для магазинов, торгующих одновременно непродовольственными и продовольственными товарами, например, для гипермаркетов.
По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.
Рациональный ассортимент — набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей идостижение целей организации.
Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющийреальные потребности с максимально полезным эффектом дляпотребителя или организации при рациональных затратах на ихприобретение и потребление (реализацию). Товары оптимальногоассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.
В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть
реальным и прогнозируемым.
Реальный ассортимент — действительный набор товаров,имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.
Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.