Сознание

План занятия:

1. Понятие сознания.

2. Исследование природы сознания.

3. Язык, общение, самосознание.

4. Диалектико–материалистическая концепция сознания.

5. Сознание и бессознательное.

Задание для «Книги Идей»:

Прочтите главу «Человек и его сознание».

1. Выпишите из словаря и проиллюстрируйте следующие термины: язык, сознание, речь, знак, символ.

2. Исследование природы сознания многоаспектно. Выявите сущность (в категориях Я и не – Я ): онтологического аспекта проблемы сознания – учения о сущности сознания; гносеологического аспекта - проблемы отношения между материей и сознанием; этического аспекта –смысложизненных проблем. Проиллюстрируйте свои выводы.

3. Сформулируйте и проиллюстрируйте: коммуникативную; номинативную; информативную; прагматическую функции языка.

4. Как связаны общественное бытие и общественное сознание? Постройте и проиллюстрируйте картину взаимодействия общественного сознания и общественного бытия.

5. Разработайте символическое изображение каждого из уровней общественного сознания: обыденный (общественная психология) и теоретический (идеология).

6.Выпишите из словаря и проиллюстрируйте термины: бессознательное, идеальное, архетип, «умирание во время рождения» (С. Гроф).

Выполните с одним из этих понятий упражнение РТВ.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Почему сознание можно определить как интегральный способ выражения отношения человека к миру, другому человеку, самому себе?

2. Как связаны понятия сознание и самосознание?

3. В какой мере сознание определяется как деятельность, а в какой - как совокупность знаний?

4. Каково ваше представление о душе?

5. В каком соотношении находятся душа и сознание?

6. Поскольку душа индивидуальна и составляет единое целое с телом, можете ли Вы сказать, в какой части тела находится душа?

7. Какие системы сознания Вы можете назвать? Что объединяет их в единое понятие?

8. Какое место в структуре сознания занимают когнитивно - информационныепроцессы?

9. В чем природное отличие персептивных и мыслительных процессов? Образного и понятийного мышления?

10. Какое место в процессах познания мира занимает интуиция?

11. Чем отличается человеческий язык от других знаковых систем?

12. Каково соотношение естественных и искусственных языков?

13. Какой язык А.Ф.Лосев назвал инкорпорированным? В чем его отличие от номинативного языка?

14. Существует ли проблема искусственного интеллекта?

15. Объясните, почему философия, с точки зрения неопозитивизма, должна стать деятельностью по исследованию языка?

16. В чем специфика времени в структуре сознания? Чем оно отличается от физического времени?

17. Сформулируйте суть сознания как самосознания.

18. Каковы возможности языка как средства общения и мышления и в чем
его ограниченность?

19. Какое место в структуре сознания занимает эмоционально-психический мир?

20. Каковы структура и функции эмоций?

21. Как Вы думаете, для чего человеку дано разнообразие эмоциональных состояний (аффекты, переживания, переоценка ценностей в ситуации стресса, фрустрации)?

22. Какое философское осмысление имеет мир эмоционального общения (доверие, любовь, привязанность, надежда)? Память?

23. Как Вы сегодня понимаете проблему некоммуникабельности на основе саморефлексии?

24. Какую роль играет бессознательное в жизни человека?

25. Можно ли рассматривать чувство, рассудок и разум как образец геге­левской триады?

26. Каково взаимодействие понятий сознание и личность?

27. Каково соотношение понятий сознание и понимание?

28. Как соотносятся объективное и субъективное в нашем сознании при
отражении объектов реальности?

29. Как Вы понимаете опережающее отражение?

30. В чем сущность проблем интенциональности, инструментально - операциональной оснащенности, мотивации?

31. Какова взаимосвязь общественного и индивидуального сознания?

32. Какова структура общественного сознания и его основные формы?

33. Чем отличаются обыденное и теоретическое сознание?

34. В чем суть идеологии?

35. Как связаны общественное сознание и социальное действие?

36. Можно ли говорить об идеальности общественного сознания?

37. Что представляет собой бессознательное в учении Фрейда? Как взаимодействуют сознание и бессознательное, с его точки зрения?

38. Какие бессознательные инстинкты Фрейд, считал наиболее сильными? Что такое либидо и сублимация?

39. Каков механизм взаимодействия трех пластов человеческой психики по теории Фрейда? В чем заключается двойственность человеческой природы, с его точки зрения?

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ (по Седовой)

ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА (по Седовой)

ДЕТЕРМИНАЦИЯ СОЗНАНИЯ (по Седовой)

ИДЕЯ В ФИЛОСОФИИ (по Романову)

ИНТЕНЦИЯ В ФИЛОСОФИИ (по Романову)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: