Диалектика

План занятия:

1. Понятие диалектики. Фундаментальные черты развития.

2. Эволюция философских взглядов на проблему развития.

3. Синергетика как концепция самоорганизации материальных систем.

4. Закон единства и борьбы противоположностей.

5. Закон перехода количества в качество.

6. Закон отрицания.

7. Категории диалектики.

8. Детерминизм и индетерминизм.

9. Закон. Динамические и статистические закономерности.

Задание для «Книги Идей»:

Прочтите главу «Диалектика».

1. Выпишите определение из словаря и проиллюстрируйте следующие термины: диалектика, развитие, диалектический метод, метафизический метод.

2. Выполните упражнение РТВ, взяв за основу ступени развертывания противоречий: тождество – различие – противоположность – конфликт – разрешение – тождество. Нарисуйте комикс.

3. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает всеобщий механизм развития. Проиллюстрируйте основные категории закона: качество, количество, мера, скачок, эволюция, революция. Выполните упражнение РТВ, иллюстрируя этот закон.

4. Закон отрицания выражает направленность, преемственность развития, его форму. Выполните упражнение РТВ, иллюстрируя форму циклического развития: тезис – антитезис – синтез и спираль как символическое выражение данного закона.

5. Выпишите определения из словаря и проиллюстрируйте следующие термины: закон, детерминизм и индетерминизм, динамическая закономерность, статистическая закономерность.

6. Выпишите определения из словаря и проиллюстрируйте парные категории диалектики: общее и единичное, свобода и необходимость, закономерность и случайность, причина и следствие, возможность и действительность, форма и содержание, целое и часть, сущность и явление.

7. Проиллюстрируйте основные требования принципа противоречия на конкретной проблеме из области дизайна:

· выявление предметного противоречия;

· всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия;

· исследование другой противоположности;

· рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей на основе знания каждой из них;

· прослеживание этапов развития данного противоречия;

· анализ механизма разрешения противоречия как процесса и результат его развертывания и обострения;

· определение места противоречия в системе других противоречий предмета.

8. проиллюстрируйте на конкретной проблеме из области дизайна следующие искажения требований диалектического метода:

· субъективизм;

· односторонность или субъективистское объединение случайно «вырванных» сторон предмета;

· игнорирование его сущности или подмена ее второстепенными, несущественными моментами;

· абстрактный подход к предмету без учета определенных условий места, времени и других обстоятельств;

· некритическое рассмотрение предмета;

· модернизация или архаизация прошлого;

· отождествление предпосылок возникновения предмета с ним самим;

· понимание разрешения противоречия как «нейтрализации» его сторон.

Вопросы и схемы для обсуждения на семинаре:

1.Каковы фундаментальные черты развития?

2.В чем взаимосвязь понятий развитие и движение?

3.Почему развитие обязательно необратимо и направленно?

4.Как и с чем в развитии осуществляются преемственность и связи прошлого, настоящего и будущего?

5.Как эволюционировали философские взгляды на проблему развития?

6.В чем отличие теологические концепций, тейярдизма, эмерджеризма, эволюционизма на проблему развития?

7.В чем сущность синергетического подхода к проблеме развития?

8.Каковы различия закрытых и открытых систем? Проиллюстрируйте тенденцию закрытых систем к линейности, равновесности и противоположную тенденцию открытых систем.

9.Каковы возможности применения идей синергетики к анализу социальных и духовных явлений?

10.Раскройте представление о диалектике как концепции саморазвития на основе внутренней противоречивости вещей, явлений, процессов.

11.Каковы исторические формы диалектики? Приведите примеры рассуждений в духе стихийной диалектики древних, идеалистической диалектики, материалистической диалектики, диалектики с позиций субъект – объектных отношений.

12.Каковы принципы диалектики?

13.В чем суть и потенциал универсального применения закона единства и борьбы противоположностей?

14.Каковы этапы развертывания борьбы противоположностей?

Проиллюстрируйте внутренние и внешние, основные и не основные, главные и неглавные, антагонистические и неантагонистические противоречия.

15.Каким образом закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник и причину развития? Сопоставьте логику действия этого диалектического закона с доказательством существования Бога Фомой Аквинским: «Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное. Так как ничто не может быть одновременно само по себе и движущим и движимым без постороннего вмешательства, то приходится признать, что существует Перводвигатель, то есть Бог… Второй довод: все, что мы видим, с чем соприкасаемся, есть следствие чего-то, что породило это нечто, то есть все имеет свою причину. Должна быть главная причина – Первопричина, а это и есть Бог».

16.В чем сущность закона перехода количественных изменений в качественные?

17. Как наличие свойств проявляет сущность и содержание вещи? Почему без свойств вещь превращается в Ничто?

18.Как понятия мера и скачок отражают действие закона перехода количественных изменений в качественные?

19.Как закон отрицания отражает направленность развития, поступательность и цикличность в развитии, явление "как бы возврата"?

20.В чем отличие метафизического и диалектического отрицания?

21.Чем категории философии отличаются от категорий конкретных наук?

22.В чем диалектическое противоречие категорий единичное и общее? Как оно разрешается в понятиях отдельное и особенное?

23.Покажите, как в индукции и дедукции проявляется логическое следствие объективных взаимоотношений единичного и общего (в применении к теории и практике дизайна).

24.Каков философский потенциал категорий часть и целое (с отологической, гносеологической, антропологической, этической, эстетической точек зрения)?

25.Как эти категории объясняют разделенность, дискретность, фрагментарность мира и его составной характер, целостность, непрерывность?

26.В чем единство и противоречие мелизма и холизма, анализа и синтеза?

27.Как категории часть и целое отражаются в понятиях элемент и система?

28.Чем обеспечиваются органичная целостность системы, ее структурность?

29.Почему качества системы не сводятся к сумме свойств ее элементов?

30.В чем диалектическое единство и противоречие категорий содержание и форма?

Проиллюстрируйте категорию содержание как совокупность частей, элементов и всевозможных отношений между ними, а категорию формы как способа существования содержания (в применении к теории и практике дизайна).

31.В чем диалектическое единство и противоречие категорий явление и сущность?

32.Каково гносеологическое значение понятия видимости?

Проиллюстрируйте определяющую роль сущности и внешнее, поверхностное значение явления в применении к теории и практике дизайна. Покажите процесс познания как переход от явления к сущности.

33.Что в диалектике понимается под детерминизмом бытия?

34.Как принципы общего детерминизма (всеобщая обусловленность явлений, систем и процессов; генетическое, причинное порождение; многообразие типов детерминации; упорядоченность, закономерность связей детерминации) можно применить к теории и практике дизайна?

35.Как связаны детерминизм и проблема свободы?

Продемонстрируйте, как реализуется понятие каузальной связи (наличие процесса порождения, генетического обусловливания, временное предшествование, сосуществование, возможность обратных связей, цепи причинности) в теории и практике дизайна.

36.Какой круг реалий описывают понятия полной и специфической причины?

37.Чем отличаются причина и повод?

38.В чем диалектическое единство и противоречие категорий необходимость и случайность?

39.Какие формы может принимать случайность?

40.Какова сочетаемость необходимого и случайного в реальных процессах бытия?

41.Как осуществляются взаимные переходы необходимости и случайности?

42.В чем диалектическое единство и противоречие категорий возможность и действительность?

43.Как происходит взаимопорождение возможности и действительности в процессах развития?

44.Каковы спектры возможностей?

45.Продемонстрируйте формальные и реальные, абстрактные и конкретные, обратимые и необратимые возможности, вероятность как количественную меру возможности, а также невозможность в теории и практике дизайна.

46.Каковы онтологические основы прогнозирования?

Выделите проблемы, относящиеся к теме «Диалектика» в философском тренинге Стивена Лоу «Неужели это искусство?»

НЕУЖЕЛИ ЭТО ИСКУССТВО?

Я думаю, когда произведение выставляют без меня, — это отвратительно. Так делать нельзя. Вот это — моя кровать. Если кто-то выставит ее на вернисаже, это будет плохо. Но если я сде­лаю это, то получится произведение искусства.

По-видимому, сегодня почти всякую вещь можно назвать произведением искусства, например, маринованную акулу Дамьена Хирста или неубранную кровать Трэси Эми­на. Но что такое искусство? Что есть общего в «Макбете», обломке древней скульптуры, «Щелкунчике», росписи Сик­стинской капеллы и кровати Эмина? Какое общее свойство делает каждую из этих вещей произведением искусства? От­ветить на этот вопрос чрезвычайно трудно. Здесь я расскажу об одной из популярных теорий, принадлежащей Людвигу Витгенштейну (1889—1951).

Что такое произведение искусства?

На сцене художественная галерея. Фокс, художник, вни­мательно вглядывается в одно из полотен. О'Корки пытает­ся вовлечь его в разговор.

О'Корки: Вы знаете, я не уверен, что это - искусство.

Фокс: Конечно, это искусство. Ведь это висит в художественной галерее, не так ли?

О'Корки: Вы понимаете, искусство это или нет, когда видите предмет, прав­да?

Фокс: Я сам художник. Мои работы выставлены в другом зале.

О'Корки: Очень хорошо, что вы художник! Уж вы-то должны знать, что такое искусство.

Фокс: Думаю, что знаю.

О'Корки: Ну, тогда скажите мне, что такое искусство!

Этот внешне простой вопрос кого угодно может поставить в тупик. Мы привыкли думать, что знаем, что такое искусство. Но знаем ли мы? На самом деле для большинства наиболее очевидных определений искусства легко построить контрпримеры. Возьмем, например, первую попытку Фокса.

Фокс: Мне кажется, какой-то предмет можно назвать произведением ис­кусства, если он предназначен доставлять нам удовольствие, если он прекрасен.

О'Корки: Так не пойдет. Большая часть традиционного искусства действи­тельно приятна. Однако существуют произведения искусства, кото­рые не являются прекрасными и не задумывались как таковые. По­смотрите, например, на неубранную кровать Трэси Эмина. Не слиш­ком-то она привлекательна, не так ли?

Фокс: Пожалуй.

О'Корки: Тем не менее вы относите ее к искусству, верно?

Фокс: Да, конечно.

О'Корки:: Поэтому вы вынуждены признать: произведение искусства не обя­зательно должно быть прекрасным.

Чтобы попытаться отвести возражение О'Корки, Фокс мог бы настаивать на том, что кровать Эмина в своем роде прекрасна. Но тогда почти каждый искусственный предмет можно назвать «прекрасным» в этом слабом смысле, даже мои носки. Тем не менее мои носки не являются произведением искусства.

С другой стороны, Фокс мог бы утверждать, что кровать Эмина не является подлинным искусством и поэтому не может служить контрпримером для его определения. Безусловно, многие люди считают, что неубранная кровать вряд ли может рассматриваться как произведение искусства. Одна­ко прежде чем принимать такую скептическую позицию, сто­ит взглянуть на историю искусства. Вы обнаружите, что по­чти каждое новое движение вызывало одну и ту же реакцию: «это не настоящее искусство». Такой была позиция многих людей по отношению к импрессионизму, например. Все на свете Радикально Новое очень быстро становится просто Новым, затем – Модным, затем – Пошлым, Потом – Прошлым.

Орудия мысли: поиск необходимых и достаточных усло­вий

Пытаясь ответить на вопрос «Что такое искусство?», мы ищем некоторое определение. Вот три примера определений того вида, который я имею в виду:

1.Необходимо, что нечто является лисой тогда, и только тогда, когда оно является лисьей самкой.

2.Необходимо, что некто является братом тогда, и только тогда, когда он является ребенком мужского пола среди не­скольких детей одних родителей.

3.Необходимо, что нечто является треугольником тогда, и только тогда, когда оно является трехсторонней плоской фи­гурой.

Это весьма необычные определения. Каждое из них ука­зывает на те черты (или совокупность черт), которыми долж­ны обладать все определяемые предметы, и только они, при­чем не в какой-то конкретной ситуации, а во всех возможных ситуациях. Например, в любой возможной ситуации только треугольник имеет три стороны и является плоской фигурой.

Нам нужно похожее определение искусства. Мы хотим продолжить следующее утверждение:

Необходимо, что нечто является произведением искус­ства тогда, и только тогда, когда...

Таким образом, нас не удовлетворит такое определение произведения искусства, которое просто ссылается на не­сколько примеров таких произведений. И нельзя ограничиться указанием одного или нескольких свойств, которыми в силу случайных исторических обстоятельств действительно обла­дают некоторые произведения искусства.

Мы хотим знать, что для них существенно. Мы хотим знать, что будет верно для всех произведений искусства и только для них во всех возможных ситуациях. Выражаясь точнее, можно было бы сказать: нам нужно указать такие черты, обладание которыми и необходимо, и достаточно для того, чтобы предмет можно было назвать произведением искус­ства. Такие определения я называю философскими опре­делениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: