double arrow

Познание

План занятия:

1.Познание как предмет философии.

2.Интуиция и творчество.

3.Практика.

4.Рациональное и чувственное познание. Идеальное.

5.Формы познания.

6.Истина.

7.Понимание и объяснение.

Задание для «Книги Идей»:

1. Выпишите из словаря термины и проиллюстрируйте их: знание, познание, агностицизм, виртуальная реальность.

2. Дайте определение и сделайте рисунок: интуиции, иррационального познания, творчества.

3. Проиллюстрируйте практику как: источник познания; основу познания; цель познания; критерий истины.

4. Выпишите термины и проиллюстрируйте: рациональное познание, рефлексия, незнание, неведение, идеальное, чувственное познание.

5. Сравните и проиллюстрируйте способы познания мира в форме: ощущения, восприятия и представления, понятия, суждения, умозаключения. Выполните упражнение РТВ с этими терминами.

6. Выпишите термины и проиллюстрируйте: заблуждение, истина, относительная истина, абсолютная истина, объективная истина, конкретная и абстрактная истина, критерии истины, верификация, фальсификация. Выполните с этими понятиями упражнение РТВ.

7. Выпишите термины и проиллюстрируйте: понимание, понимание в языковой коммуникации, понимание, связанное с переводом с одного языка на другой, понимание, связанное с интерпретацией текстов, смысл, смыслообразование, текст, герменевтика, герменевтический круг, объяснение, вера. Выполните с этими понятиями упражнение РТВ.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1.Каково место гносеологии в системе философского знания?

2.Раскройте содержание понятия познание как деятельности, связанной с формированием идеальных образов реальности.

3.Может ли гносеологический образ быть «копией» действительности?

4.Каковы основные подходы к рассмотрению и оценке возможностей познания?

5.Что такое агностицизм и в каких формах он существует? В чем отличие агностицизма и скептицизма?

6.Перед оптимистом, скептиком и агностиком стоит дерево. Что каждый из них сказал бы о возможности его познания?

7.Каковы плюсы и минусы философского сомнения?

8.Каковы аргументы гносеологического оптимизма, сенсуализма, рационализма, иррационализма, интуитивизма?

9.Что представляют собой субъект и объект познания?

10.Как различаются понятия «объективный мир» и «объект познания»?

11.Каковы уровни познания? Какую информацию о мире дают формы чувственного, логического, интуитивного познания?

12.Каково соотношение интуиции и логического обоснования в научном открытии?

13.Какова роль дедукции, индукции и аналогии в познании?

14.Что такое «аналитико-синтетическое суждение»?

15.Объясните доводы агностицизма в пользу частичной или полной непознаваемости мира.

16.Чем научное познание отличается от обыденно - практического?

17.Приведите примеры философской полемики по проблеме природы интуитивного познания.

18.Что является целью познания?

19.Каковы философские трактовки истины?

20.Каковы критерии истины, заблуждения, лжи?

21.В чем различие понятий абсолютной, относительной, конкретной истины?

22.Каков критерий логической непротиворечивости доказательства?

23.Почему практика является основным критерием и стинности?

24.Есть ли у Вас критические соображения по поводу утверждения «прак­тика — критерий истины»?

25.Есть ли абсолютное и относительное в истине?

26.Чем истина отличается от правды?

27.Можно ли считать истину смыслом человеческой деятельности?

28.Как характеризует художественное познание тот факт, что шедевры искусства являются откровением и не могут быть превзойдены в будущем?

29.Какое место занимает религиозная вера в общем понятии веры?

30.Постройте схему этапов познания. Эта схема — «последовательная» или
«параллельная»?

31.Какова роль воображения в познании и в художественном творчестве?

32.В чем разница между бессознательным и подсознательным?

33.Как влияют репрезентация, интерпретация и конвенция на результаты позна­ния?

34.Чем отличается эксперимент от наблюдения?

Таблицы и схемы:

ПОЗНАНИЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ (по Романову)

Абстрактная Конкретная Действительность

возможность возможность

       
   
 


Отсутствие препятствий для становления предмета познания
Марксисты: возможность познания – объективная тенденция становления предмета познания. Действительность познания – объективное существование предмета познания.
Гегель: возможность познания – абстрактный момент единства внешнего и внутреннего, действительности. Действительность – момент в развитии Абсолютной Идеи.
Кант: возможность – формальное условие опыта, действительность – материальное условие опыта.
Т.Гоббс: зависимость возможности познания от действительности.
Аристотель: действительность предшествует возможности познания сущности.
Наличие всех условий для осуществления познаний


Виды перехода

Ощущение, чувственное восприятие

Сознательная деятельность -

в обществе

 
 


Стихийная деятельность –

в органическом мире

 
 


Изменение – в неорганическом

мире

СОЗЕРЦАНИЕ (по Романову)

Платон: сверхчувственное

Подходы усмотрение истины, добра,

красоты.

Кант: чувственная интуиция

Непосредственность
Целостность
Учет мировоззренческой установки личности

Черты

 
 

  Активность созерцания
  Свободный выбор предмета созерцания
  Самостоятельное открытие для себя его ценности
Побуждение к последующим творческим действиям
Своеобразие Ценность одного и того же явления может открываться неограниченное количество раз, сохраняя новизну

Мнения

 
 

  Г.В.Гегель: созерцание – объективизация чувств, всеобщие формы которых – пространство и время
  Л.Клагес: инстинктивное, непосредственное знание предмета
  Д.Уотсон: скрытая моторная активность человека

ТРАКТОВКИ ОПЫТА РАЗЛИЧНЫМИ ФИЛОСОФАМИ (по Романову)

  Джон Локк (17 в.) Опыт – воздействие предметов окружающего мира на органы чувств Внешний опыт Внутренний опыт
       
   


Результат

Чувственные идеи Рефлексии

 
 


Простые идеи

Размышление – процесс образования из простых идей новых идей

  Френсис Бэкон (16-17 вв.) Опыт – изображение внешнего мира в сознании человека Светоносный опыт Плодоносный опыт (имеет теоретическое (имеет практическое значение) значение) Чувство Доказательство Экспериментальная (индукция) проверка Идея
  Давид Юм (18 в.) Опыт – освоение восприятий в сознании
       
 
   
 


*Отношения сходства-различия

*Пространственно-временные

отношения

*Отношения причинные

Впечатления Представления

(сильные, живые, (идеи)

точные)

  Рене Декарт (17 в.) Опыт – основа естественных наук, одно из направлений в деятельности ума Опыт Новый метод Сомнение дедукции Старый Врожденные идеи (Бог, числа, фигуры)

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ (по Романову)

  Давид Юм (18 в.) Опыт – освоение восприятий в сознании
       
 
   
 


*Отношения сходства-различия

*Пространственно-временные

отношения

*Отношения причинные

Впечатления Представления

(сильные, живые, (идеи)

точные)

  Рене Декарт (17 в.) Опыт – основа естественных наук, одно из направлений в деятельности ума Опыт Новый метод Сомнение дедукции Старый Врожденные идей (Бог, числа, фигуры)
Осуществляется прямым усмотрением
Не проверяется и не оценивается
Характеристики


  Трактовки
Э.Гуссерль – «узрение» единичных предметов, универсалий в акте рефлексии
А.Бергсон – непосредственное «схватывание» объекта
О.Нейрат – перевод знаний на язык физики

Формы непосредственного знания

 
 


Осознание отличия Осознание своего Принятие в

своего «Я» от внешних положения в пространстве- теоретических

объектов времени системах допущений

Сущность
  Знание n-уровня в отношении к знанию n-уровня

МНЕНИЕ И ЗНАНИЕ. ДОКСА И ЭПИСТЕМЕ (по Романову)

Постановка вопроса:

Ксенофан – человеку присуще (мнение), богам (знание)

Парменид – чувственное восприятие (мнение), мышление (знание)

Платон – выражение становящегося (мнение), неизменности бытия (знание)

Аристотель – мнение – разновидность знания, но ненадежного. Оно имеет смысл, если

признается большинством или мудрыми

РАЗЛИЧИЯ

Мнение Знание
Результат познания Результат предметно – практической деятельности
Удостоверяется логикой и проверяется Практикой Определяется искренностью субъекта
Обладает разной степенью достоверности Всегда выражает отношение к событию (положительное, отрицательное, нейтральное) Обладает разной степенью компетентности
Элементарные знания биологически обусловленные, присущи животным Нет

СХОДСТВА

Фиксируется в форме знаков, сигналов. По своему генезису является социальным феноменом

РОЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОЗНАНИИ (по Романову)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: