Внешний мир

Чувство – сенсуализм Локк. 17-18 вв. Воля – волюнтаризм Шопенгауэр. 19 в. Вера – неотомизм Жильсон. 20 в.
Инстинкт – фрейдизм Фрейд. 20 в. Классовые интересы – марксизм Маркс. 19 в. Польза – прагматизм Джеймс. 19-20 вв.
Интуиция – интуитивизм Н.Лосский. 20 в. Реакция – стимул – бихевиоризм Уотсон. 20 в. Акт мысли – актуализм Джентиле 20 в.
Соглашение – конвенциализм Пуанкаре. 20 в. Опыт – эмпириомонизм А.Богданов. 20 в. Символ опыта (ощущение) – эмпириосимволизм Юшкевич. 20 в.
Комплекс элементов – эмпириокритицизм Мах. 20 в. Операция измерения – операционализм Бриджмен. 20 в. Инструмент интеллекта – инструментализм Дьюи. 19-20 вв.
Пробуждение и обновление религиозного чувства – пиетизм Шпенер. 17-18 вв. Отношение «слов» и «вещей» - археология знания Фуко. 20 в. Спокойствие души, безразличие к добру и злу – квиетизм Молинос. 17 в.
  Бессознательное духовное начало всего – панпсихизм Э.Гаргман. 19-20 вв.  

КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И КОНСТРУКЦИИ(по Романову)

  Измерение – определение отношения одной величины (измеряемой) к другой (единице измерения)   Интерпретация– объяснение, истолкование, придание значения чему-либо
  Апология – защита, утверждение каких-либо знаний, норм, оценок   Критика – разбор противоречий, ошибок, недостатков с целью их преодоления
  Идентификация – отождествление эмоций, мыслей субъекта, с результатами духовной деятельности других субъектов   Обоснование – использование определенных знаний, норм для принятия утверждений, оценок, решений о действии
  Гипостизирование – наделение самостоятельным бытием отвлеченных понятий, идей   Экстраполяция – распространение выводов по одной части явления на другие части, весь объект, будущее
  Интерполяция– нахождение промежуточного значения по ряду данных   Интроекция – включение субъектом в свой внутренний мир взглядов, идей, установок других субъектов

ЭКЛЕКТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ (по Романову)

Происхождение термина

От греческого «ЭКЛЕКТИКОС» - способный

выбирать, выбираю. Термин ввел Потамон (2 в.)

 
 


ОБЪЕКТИВНАЯ ОСНОВА изменчивость и относительность человеческого знания
НЕИЗБЕЖНОСТЬ начальный период познания, когда знания носят фрагментарный характер
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ возможность преобразования в энциклопедические знания
ПЕРВЫЕ КРИТИКИ Сократ, Платон, Аристотель
СУЩНОСТЬ объединение несовместимых мнений и идей
СТАНОВЛЕНИЕ – АНТИЧНОСТЬ Филон (2-1 в. до н. э.) Антиох (2-2 в. до н. э.) Ксенарх (1 в. до н. э.)
РАСЦВЕТ Средневековье
ОПАСНОСТЬ Подделка под диалектику


           
   
 
   


РОЛЬ ОБРАЗА В ФИЛОСОФИИ(по Романову)

ВИДЫ ЧЕРТЫ
  ЧУВСТВЕННАЯ СТАДИЯ ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Объективен по своему источнику и субъективен по способу существования
Не имеет самостоятельного бытия вне отношения к материальному субстрату
  СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ ПОНЯТИЕ СУЖДЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ Никогда не исчерпывает все богатство свойств и отношений источника
Может иметь относительно самостоятельный характер. Регулирует поведение

ТРАКТОВКА образа

Гуссерль: чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции
Моррис: знак, средство коммуникация в человеческой культуре
Гегель: нечто многостороннее; в нем форма выступает как определенность
Платон: трансцендентная умопостигаемая форма
Эмпедокл: материальные «истечения» объекта, проникающие в «поры» органов чувств
Пифагор: число
Григорий Палама: отблеск божественного света

Термин образован от «образити». Развитие смысла: резать, рубить, изобразить, нарисовать. Родственные термины: образование, поражение, резвость, порез, резак.

РОЛЬ СИМВОЛА В ФИЛОСОФИИ(по Романову)

СМЫСЛ ЧЕРТЫ
Синоним знака Многосложность структуры
  Категория, раскрывающаяся через сопоставление с сигналом, аллегорией, образом Расчет на активную внутреннюю работу воспринимающего
Можно пояснить (вместе с другими символами), но нельзя разъяснить
Имеет форму диалогического знания

ТРАКТОВКА СИМВОЛА

Кассирер: все явления, которые обнаруживают смысл в чувственном
Юнг: устойчивые фигуры бессознательного – архетипы
Фрейд: психопатологические симптомы
Юшкевич: любое ощущение
Маркс: разновидность образа
Гёте: живое вечное воплощение
Гегель: посредник между сверхчувственным миром и чувственными вещами
Шеллинг: органическое тождество идеи и образа
Ориген: средство приобщения к Богу

Термин появился в 18 веке, заимствован из греческого. Развитие смысла: договор – знак.

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПОЗНАНИЯ: (по Романову)

*Интуиция

*Озарение

*Инсайт

*Сатори

*Самадхи

*Ясновидение

*Яснослышание

*Психометрия

ПОЧЕМУ МЫ ОЖИДАЕМ, ЧТО СОЛНЦЕ ЗАВТРА ВЗОЙДЕТ?

Каждое утро мы ждем, что солнце поднимется над горизонтом. Однако, по мнению философа Дэвида Юма (1711 - 1776), наше ожидание совершенно иррационально. В этой главе мы попытаемся понять удивительное рассуждение Юма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: