Чувство – сенсуализм Локк. 17-18 вв. | Воля – волюнтаризм Шопенгауэр. 19 в. | Вера – неотомизм Жильсон. 20 в. |
Инстинкт – фрейдизм Фрейд. 20 в. | Классовые интересы – марксизм Маркс. 19 в. | Польза – прагматизм Джеймс. 19-20 вв. |
Интуиция – интуитивизм Н.Лосский. 20 в. | Реакция – стимул – бихевиоризм Уотсон. 20 в. | Акт мысли – актуализм Джентиле 20 в. |
Соглашение – конвенциализм Пуанкаре. 20 в. | Опыт – эмпириомонизм А.Богданов. 20 в. | Символ опыта (ощущение) – эмпириосимволизм Юшкевич. 20 в. |
Комплекс элементов – эмпириокритицизм Мах. 20 в. | Операция измерения – операционализм Бриджмен. 20 в. | Инструмент интеллекта – инструментализм Дьюи. 19-20 вв. |
Пробуждение и обновление религиозного чувства – пиетизм Шпенер. 17-18 вв. | Отношение «слов» и «вещей» - археология знания Фуко. 20 в. | Спокойствие души, безразличие к добру и злу – квиетизм Молинос. 17 в. |
Бессознательное духовное начало всего – панпсихизм Э.Гаргман. 19-20 вв. |
КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И КОНСТРУКЦИИ(по Романову)
|
|
Измерение – определение отношения одной величины (измеряемой) к другой (единице измерения) | Интерпретация– объяснение, истолкование, придание значения чему-либо |
Апология – защита, утверждение каких-либо знаний, норм, оценок | Критика – разбор противоречий, ошибок, недостатков с целью их преодоления |
Идентификация – отождествление эмоций, мыслей субъекта, с результатами духовной деятельности других субъектов | Обоснование – использование определенных знаний, норм для принятия утверждений, оценок, решений о действии |
Гипостизирование – наделение самостоятельным бытием отвлеченных понятий, идей | Экстраполяция – распространение выводов по одной части явления на другие части, весь объект, будущее |
Интерполяция– нахождение промежуточного значения по ряду данных | Интроекция – включение субъектом в свой внутренний мир взглядов, идей, установок других субъектов |
ЭКЛЕКТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ (по Романову)
Происхождение термина
От греческого «ЭКЛЕКТИКОС» - способный
выбирать, выбираю. Термин ввел Потамон (2 в.)
ОБЪЕКТИВНАЯ ОСНОВА изменчивость и относительность человеческого знания |
НЕИЗБЕЖНОСТЬ начальный период познания, когда знания носят фрагментарный характер |
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ возможность преобразования в энциклопедические знания |
ПЕРВЫЕ КРИТИКИ Сократ, Платон, Аристотель |
СУЩНОСТЬ объединение несовместимых мнений и идей |
СТАНОВЛЕНИЕ – АНТИЧНОСТЬ Филон (2-1 в. до н. э.) Антиох (2-2 в. до н. э.) Ксенарх (1 в. до н. э.) |
РАСЦВЕТ Средневековье |
ОПАСНОСТЬ Подделка под диалектику |
|
|
РОЛЬ ОБРАЗА В ФИЛОСОФИИ(по Романову)
ВИДЫ | ЧЕРТЫ |
ЧУВСТВЕННАЯ СТАДИЯ ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Объективен по своему источнику и субъективен по способу существования |
Не имеет самостоятельного бытия вне отношения к материальному субстрату | |
СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ ПОНЯТИЕ СУЖДЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ | Никогда не исчерпывает все богатство свойств и отношений источника |
Может иметь относительно самостоятельный характер. Регулирует поведение |
ТРАКТОВКА образа
Гуссерль: чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции |
Моррис: знак, средство коммуникация в человеческой культуре |
Гегель: нечто многостороннее; в нем форма выступает как определенность |
Платон: трансцендентная умопостигаемая форма |
Эмпедокл: материальные «истечения» объекта, проникающие в «поры» органов чувств |
Пифагор: число |
Григорий Палама: отблеск божественного света |
Термин образован от «образити». Развитие смысла: резать, рубить, изобразить, нарисовать. Родственные термины: образование, поражение, резвость, порез, резак.
РОЛЬ СИМВОЛА В ФИЛОСОФИИ(по Романову)
СМЫСЛ | ЧЕРТЫ |
Синоним знака | Многосложность структуры |
Категория, раскрывающаяся через сопоставление с сигналом, аллегорией, образом | Расчет на активную внутреннюю работу воспринимающего |
Можно пояснить (вместе с другими символами), но нельзя разъяснить | |
Имеет форму диалогического знания |
ТРАКТОВКА СИМВОЛА
Кассирер: все явления, которые обнаруживают смысл в чувственном |
Юнг: устойчивые фигуры бессознательного – архетипы |
Фрейд: психопатологические симптомы |
Юшкевич: любое ощущение |
Маркс: разновидность образа |
Гёте: живое вечное воплощение |
Гегель: посредник между сверхчувственным миром и чувственными вещами |
Шеллинг: органическое тождество идеи и образа |
Ориген: средство приобщения к Богу |
Термин появился в 18 веке, заимствован из греческого. Развитие смысла: договор – знак.
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПОЗНАНИЯ: (по Романову)
*Интуиция
*Озарение
*Инсайт
*Сатори
*Самадхи
*Ясновидение
*Яснослышание
*Психометрия
ПОЧЕМУ МЫ ОЖИДАЕМ, ЧТО СОЛНЦЕ ЗАВТРА ВЗОЙДЕТ?
Каждое утро мы ждем, что солнце поднимется над горизонтом. Однако, по мнению философа Дэвида Юма (1711 - 1776), наше ожидание совершенно иррационально. В этой главе мы попытаемся понять удивительное рассуждение Юма.