| Чувство – сенсуализм Локк. 17-18 вв. | Воля – волюнтаризм Шопенгауэр. 19 в. | Вера – неотомизм Жильсон. 20 в. |
| Инстинкт – фрейдизм Фрейд. 20 в. | Классовые интересы – марксизм Маркс. 19 в. | Польза – прагматизм Джеймс. 19-20 вв. |
| Интуиция – интуитивизм Н.Лосский. 20 в. | Реакция – стимул – бихевиоризм Уотсон. 20 в. | Акт мысли – актуализм Джентиле 20 в. |
| Соглашение – конвенциализм Пуанкаре. 20 в. | Опыт – эмпириомонизм А.Богданов. 20 в. | Символ опыта (ощущение) – эмпириосимволизм Юшкевич. 20 в. |
| Комплекс элементов – эмпириокритицизм Мах. 20 в. | Операция измерения – операционализм Бриджмен. 20 в. | Инструмент интеллекта – инструментализм Дьюи. 19-20 вв. |
| Пробуждение и обновление религиозного чувства – пиетизм Шпенер. 17-18 вв. | Отношение «слов» и «вещей» - археология знания Фуко. 20 в. | Спокойствие души, безразличие к добру и злу – квиетизм Молинос. 17 в. |
| Бессознательное духовное начало всего – панпсихизм Э.Гаргман. 19-20 вв. |
КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И КОНСТРУКЦИИ(по Романову)
| Измерение – определение отношения одной величины (измеряемой) к другой (единице измерения) | Интерпретация– объяснение, истолкование, придание значения чему-либо |
| Апология – защита, утверждение каких-либо знаний, норм, оценок | Критика – разбор противоречий, ошибок, недостатков с целью их преодоления |
| Идентификация – отождествление эмоций, мыслей субъекта, с результатами духовной деятельности других субъектов | Обоснование – использование определенных знаний, норм для принятия утверждений, оценок, решений о действии |
| Гипостизирование – наделение самостоятельным бытием отвлеченных понятий, идей | Экстраполяция – распространение выводов по одной части явления на другие части, весь объект, будущее |
| Интерполяция– нахождение промежуточного значения по ряду данных | Интроекция – включение субъектом в свой внутренний мир взглядов, идей, установок других субъектов |
ЭКЛЕКТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ (по Романову)
Происхождение термина

От греческого «ЭКЛЕКТИКОС» - способный
выбирать, выбираю. Термин ввел Потамон (2 в.)
![]() |
| ОБЪЕКТИВНАЯ ОСНОВА изменчивость и относительность человеческого знания |
| НЕИЗБЕЖНОСТЬ начальный период познания, когда знания носят фрагментарный характер |
| ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ возможность преобразования в энциклопедические знания |
| ПЕРВЫЕ КРИТИКИ Сократ, Платон, Аристотель |
| СУЩНОСТЬ объединение несовместимых мнений и идей |
| СТАНОВЛЕНИЕ – АНТИЧНОСТЬ Филон (2-1 в. до н. э.) Антиох (2-2 в. до н. э.) Ксенарх (1 в. до н. э.) |
| РАСЦВЕТ Средневековье |
| ОПАСНОСТЬ Подделка под диалектику |
![]() | ![]() | ||||
![]() |
РОЛЬ ОБРАЗА В ФИЛОСОФИИ(по Романову)
| ВИДЫ | ЧЕРТЫ |
| ЧУВСТВЕННАЯ СТАДИЯ ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Объективен по своему источнику и субъективен по способу существования |
| Не имеет самостоятельного бытия вне отношения к материальному субстрату | |
| СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ ПОНЯТИЕ СУЖДЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ | Никогда не исчерпывает все богатство свойств и отношений источника |
| Может иметь относительно самостоятельный характер. Регулирует поведение |
ТРАКТОВКА образа
| Гуссерль: чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции |
| Моррис: знак, средство коммуникация в человеческой культуре |
| Гегель: нечто многостороннее; в нем форма выступает как определенность |
| Платон: трансцендентная умопостигаемая форма |
| Эмпедокл: материальные «истечения» объекта, проникающие в «поры» органов чувств |
| Пифагор: число |
| Григорий Палама: отблеск божественного света |
Термин образован от «образити». Развитие смысла: резать, рубить, изобразить, нарисовать. Родственные термины: образование, поражение, резвость, порез, резак.
РОЛЬ СИМВОЛА В ФИЛОСОФИИ(по Романову)
| СМЫСЛ | ЧЕРТЫ |
| Синоним знака | Многосложность структуры |
| Категория, раскрывающаяся через сопоставление с сигналом, аллегорией, образом | Расчет на активную внутреннюю работу воспринимающего |
| Можно пояснить (вместе с другими символами), но нельзя разъяснить | |
| Имеет форму диалогического знания |
ТРАКТОВКА СИМВОЛА
| Кассирер: все явления, которые обнаруживают смысл в чувственном |
| Юнг: устойчивые фигуры бессознательного – архетипы |
| Фрейд: психопатологические симптомы |
| Юшкевич: любое ощущение |
| Маркс: разновидность образа |
| Гёте: живое вечное воплощение |
| Гегель: посредник между сверхчувственным миром и чувственными вещами |
| Шеллинг: органическое тождество идеи и образа |
| Ориген: средство приобщения к Богу |
Термин появился в 18 веке, заимствован из греческого. Развитие смысла: договор – знак.
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПОЗНАНИЯ: (по Романову)
*Интуиция
*Озарение
*Инсайт
*Сатори
*Самадхи
*Ясновидение
*Яснослышание
*Психометрия
ПОЧЕМУ МЫ ОЖИДАЕМ, ЧТО СОЛНЦЕ ЗАВТРА ВЗОЙДЕТ?
Каждое утро мы ждем, что солнце поднимется над горизонтом. Однако, по мнению философа Дэвида Юма (1711 - 1776), наше ожидание совершенно иррационально. В этой главе мы попытаемся понять удивительное рассуждение Юма.










