Мы считаем, что способны осуществлять свободный выбор и действовать в соответствии с ним. Несомненно, я способен выбирать: работать мне сегодня или нет, выпить чашечку кофе или обойтись без нее, стащить что-нибудь в магазине или честно расплатиться. Такова позиция «здравого смысла».
Мы полагаем также, что, когда человек поступает честно и благородно, он заслуживает благодарности, а когда поступает плохо, то заслуживает осуждения, а в некоторых случаях — даже наказания.
Но так ли это? В данной главе мы обнаружим, что открытия науки свидетельствуют об ином.
Дивни защищается
На сцене: помещение суда. Слушается дело Дивни, серийного убийцы. Дивни защищает себя сам. Заседание суда близится к концу.
Дивни: Я признаюсь в убийстве всех этих людей.
Судья: И вы не раскаиваетесь в этом?
Дивни: Нисколько.
Судья: И это все, что вы можете сказать в свое оправдание?
Дивни: Нет, не все. Я докажу, что не заслуживаю наказания.
Судья скептически поднимает брови.
Судья: И как вы собираетесь это делать?
Дивни: Я докажу, что не мог не сделать этого.
Судья: Что это значит? Уж не хотите ли вы сказать, что кто-то заставил вас совершить эти преступления?
Дивни: Нет, я не это имею в виду. Никто мне не угрожал. Однако у меня не было выбора, я должен был убить их.
Судья: Понимаю. Вы хотите сказать, что страдаете умственным расстройством, не так ли?
Дивни: Я вполне здоров. Но мои действия несвободны. Поэтому меня нельзя наказывать.
Утверждение Дивни может показаться насмешкой. Однако, как показывает Дивни, оно поддерживается данными науки.