Введение. Знание русского языка, владение культурой речи — необходимые профессиональные качества сотрудника органов внутренних дел

Знание русского языка, владение культурой речи — необходимые профессиональные качества сотрудника органов внутренних дел, одни из обязательных условий его эффективной работы. Язык выступает в качестве орудия профессио­нальной деятельности юриста: все правовые нормы фиксируются в формах языка, правоприменительные акты также имеют языковую форму. Чтобы формировать и формулировать правовые нормы, охранять их в различных юридических доку­ментах, разъяснять эти нормы гражданам, подбирая при этом нужные слова, аргу­ментирующие, точно и грамотно выражающие мысли, сотрудник органов внутрен­них дел должен превосходно знать русский язык, безупречно владеть его нормами.

От того, соблюдаются ли в профессиональной и общественной деятельности сотрудника органов внутренних дел, а также в быту языковые нормы, насколько адекватно отражают содержание излагаемой информации используемые юристом слова и термины, правильно ли формулируются отдельные фразы, предложения, во многом зависит общественное мнение об уровне общей и профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел, его личный авторитет и авторитет органа государства, который он представляет.

В настоящее время уровень языковой подготовки многих практических работников не отвечает современным потребностям деятельности правоохранительных органов. К сожалению, многие сотрудники органов внутренних дел не умеют составлять документы, соответствующие требованиям официально-делового стиля речи, действующего законодательства, правилам ведения делопроизводства, не умеют логично, точно и убедительно выражать свои мысли.

Юридическая деятельность относится к числу лингво-интенсивных специальностей, характерных повышенной речевой ответственностью. Владение устным и письменным словом — существенный признак профессиональной квалификации сотрудников. Наблюдения показывают, что сотрудники не владеют технологиями и средствами успешного речевого общения, не обладают историко-теоретическими знаниями о практике речевого общения, речевыми умениями, технической «выучкой», практической ловкостью владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения. Речь большого количества сотрудников отличается невыразительностью, неточностью, неправильностью, нарушением этикетных норм, в общении часто отсутствует логичность, глубина, конкретность, смысловая позитивность. В целом речевое поведение сотрудников отличается закрытостью, отстраненностью от адресата.

Важное отличие деятельности сотрудников внутренних дел от остальных видов деятельности заключается и в том, что она протекает в экстремальных условиях. Это не только общение с необычными людьми и столкновение с острыми моментами в опасных ситуациях. Экстремальность составляет и то, что вся деятельность сотрудников внутренних дел протекает по поводу применения запрещающих норм права или нарушения правил поведения. Каждый гражданин знает, что все его ответы в беседе, состоявшейся с представителем власти, значимы и для него самого, и для многих других. От хода взаимодействия с сотрудником органов внутренних дел зависит поворот в его судьбе, если он сам — нарушитель норм. Если же он дает показания относительно другого человека, то его сведения также важны: они могут решить исход сложного дела. На повышение уровня экстремальности влияет привычное, сложившееся негативное отношение к сотрудникам органов внутренних дел. Такое отношение создает напряженность в ситуациях общения. Противоправное действие, влекущее за собой санкции, также вызывает у человека тревогу. Прогнозирование или предвидение воздействия высказывания требует конкретных умений: умелого выбора языковых средств, адекватных целям, условиям, ситуации общения; учета соответствия вербальных и невербальных средств общения.

Министерство внутренних дел требует, чтобы сотрудники были безупречны, тактичны при обращении с гражданами, следили за культурой своей речи.

Культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в ситуации профессионального общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют достичь наибольшего эффекта в коммуникации.

Профессиональная речевая культура — это владение средствами всей системы языка и умение оптимально употреблять их в соответствующих коммуникативных условиях монолога, диалога, полилога, учитывающих задачи профессионального общения.

В педагогическую модель профессиональной речевой культуры включаются:

Техника речи — комплекс навыков в постановке профессионального движения и голоса, в расширении диапазона голоса, укреплении его силы и выносливости, в обогащении речевой интонации, в улучшении дикции, а также отработке правильного темпа речи.

Эти свойства речи проявляются в результате длительной работы, выполнения двигательных, голосовых и артикуляционных упражнений. Техника речи, как элемент модели профессиональной речевой культуры не может быть освоена без целенаправленного труда. Ее надо изучать и практиковать как особую отрасль знания и деятельности. Отклонения от нормы мешают слышать говорящего, а значит, и слушать. Последствия — неприятие сказанного, потеря эффективности речевого воздействия. Упражнения по развитию фонационного (речевого) дыхания начинаются с исправления осанки. Звонкость голоса, его яркость достигаются упражнениями на расслабление речевых мышц и развитие резонаторных ощущений. Необходимо упражняться в произнесении слов, сохраняя ясность и одинаковую силу каждого слога. Совершенствуя дикцию, каждый достигнет желаемых результатов. Отчетливое произнесение скроет природный плохой тембр, «спасет» при неярком голосе. Овладеть профессиональной техникой речи, ознакомившись лишь с теоретическими положениями, невозможно. Осваивая технику речи, каждый должен как можно больше выступать перед аудиторией.

Правильность речи (нормативность) — соответствие речи действующим языковым нормам: орфоэпическим (произношения), лексическим (связанные со словоупотреблением, осмыслением точности, уместности) и грамматическим (связаны с морфологическим, синтаксическим уровнями языка). Вопрос о нормативности возникает, когда есть выбор из двух и более вариантов, каждый из которых достаточно часто встречается в речи стремящихся к владению нормированным литературным языком. В большинстве случаев правильным признается лишь один из вариантов. Так, современная норма разрешает только одно ударение: начАть, срЕдства, киломЕтр. Хотя возможны случаи, где нормативными признаются оба варианта: дОговор-догОвор.

Норма культивируется в профессиональной среде с помощью обучения языку, подражания речевым образцам, которые возводятся в ранг одобряемых и рекомендуемых. Навык отбора правильных речевых форм сотрудником ОВД должен осуществляться с опорой на авторитетность источника и следование культурной традиции. Сотрудник ОВД, имеющий профессиональную культуру речи, должен уметь сопоставлять несколько параллельных форм и решать, какую из них выбрать, чем лучше (хуже) один или другой вариант. Нормы языка находят свое отражение во всех словарях современного русского языка. Особое внимание сотруднику важно уделять работе со словарями: орфографическими и орфоэпическими, толковыми, трудностей словоупотребления, сочетаемости слов и др. Привычка обращения к словарям помогает не только в трудных случаях, но и развивает внимание к неизвестным словам, потребность выяснить их значение, закреплять в памяти, вводить в свою речь, обогащая ее.

Этикетность речи — социально заданные правила поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений, стереотипных высказываний, применяемых в ситуациях установления, поддержания или прекращения контакта с собеседником, в системе «ты — вы» — форм общения. Речевой акт осуществляется по принятым в обществе в данное время правилам, которые определяются многими факторами: официальными или неофициальными отношениями между участниками речевого акта, их возрастом и т. п. Так, приветствия «здравствуйте, добрый день» нейтральны и уместны всегда, то такие формы как «приветик», «до скорого», «пока» возможны между близкими людьми.

Сотрудники органов внутренних дел, учитывая данный компонент модели профессиональной культуры речи, должны знать, как обращаться к собеседнику в различных ситуациях, как привлечь внимание, уметь знакомиться и прощаться, выражать благодарность и извинение, обладать навыками приветствия, одобрения, комплимента и др. Это существенный элемент речевой культуры сотрудника органов внутренних дел, он связан с понятиями социальной нормы речевого поведения и вежливости. Социально заданное употребление речевого этикета дает возможность обозначать важные параметры собеседников в рамках: свой — чужой; близкий — далекий; приятный — неприятный и т. д. Соблюдение уважительности, вежливости по отношению к адресату с помощью речевого этикета создает благоприятный микроклимат общения и способствует хорошим межличностным отношениям.

Особая область этики общения — запреты на использование определенных языковых средств (сквернословие). Под запретом могут быть и некоторые интонационные средства: разговор «на повышенных тонах», срывы на крик. При этом этика общения не запрещает эмоциональную речь с «сильными» выражениями. Сотрудник полиции обязан знать, что нельзя исправлять у собеседника вслух национальные ошибки в речи, употреблять в речи фразы «Я же по-русски вам говорю!», «русским языком вам объясняют», «иди за переводчиком, если двух слов связать не можешь». Сотрудники должны отказаться от стилистически сниженных, просторечных слов, словесной тактики угрозы, неоправданного, неуместного фамильярного обращения: «хватит мне ломать комедию, давай рассказывай», «ага, не помнит он. А кто помнить будет? Лермонтов?», «Были у нас такие, как ваш сынок дорогой — девочек насиловали, а потом убивали», «Неужели? Честное октябрятское, да?», «Кто-то из нас явно лжет. Как думаете, кто?».

В рамках данного элемента модели профессиональной речевой культуры специалист органов внутренних дел должен уметь: снимать напряженность с помощью речевых средств (правильная реакция на проявление отрицательных эмоций — страха, гнева; спокойная, неторопливая, достаточно тихая речь, проявление интереса к собеседнику; корректно направить речевое общение; использовать простые и ясные слова, говорить с каждым «его» языком; говорить ровным тоном, без иронии; быть вежливым, корректным, сдерживать эмоции даже при условии психических нагрузок; соблюдать правила аргументации как способа найти истину. Принципиально значимо для сотрудника органов внутренних дел также умение слушать. «...Профессиональная болезнь многих — неумение, неспособность слышать другого. Это абсолютизирование себя — одна из причин разобщения друг с другом». Умение слушать связано с вниманием, наблюдательностью, социальным статусом личности. Наличие данного умения говорит об особой культуре — культуре слушания, потому что «умение слушать является самым необходимым, и именно оно требует совершенствования в наибольшей мере».

Коммуникативность речи — существенные свойства, приобретенные в процессе естественной коммуникации, а также с помощью специального обучения, которые в совокупности свидетельствуют о наилучшей приспособленности речи к процессу общения, взаимообмена и передачи идей, мнений, чувств, сведений, фактов, директив и т.д. Основным ориентиром при осмыслении коммуникативных качеств речи выступает содержательность, то есть информационная новизна и насыщенность речевого высказывания. Содержательность обеспечивается целым рядом конкретных качеств речи, в основе выделения которых лежит соотношение речи с языком (качества речи: правильность, богатство, чистота) и неязыковыми явлениями: речь-мышление (качества: логичность, ясность, простота, краткость); речь — ее назначение (уместность); речь-эстетика (образность, выразительность, благозвучие).

Правильность речи – соблюдение норм, воспринимаемых говорящим и слушающим как носителями языка в качестве образца, «культа», «идеала».

Чистой считается речь, в которой нет элементов, чуждых литературному языку, лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов.Слова и фразеологизмы языка становятся таковыми из-за частого неуместного их употребления говорящим: вот, собственно говоря, видите ли, понятно, так, понимаете, короче говоря, значит и т.п. Сами по себе они не несут никакой смысловой и информационной нагрузки. Кроме того, подобные слова психологически действуют на слушателя. А.А.Шибаев даже сочинил стихотворение на этот счет:

Вы, это самое, того,

Когда вы говорите,

То, значит, это, как его,

Ну, в общем, не тяните,

Вот, это значит, так сказать,

Что мне хотелось вам сказать.

Появление лишних слов связано с волнением в процессе говорении, а также с неумением мыслить публично, подбирать нужные слова и фразеологизмы для выражения своих мыслей. Это своего рода свидетельство о бедности индивидуального словарного запаса говорящего.

Чистота языка требует исключить из общения диалектную, просторечную, жаргонную лексику и фразеологию, не злоупотреблять заимствованными словами. Но иногда употребление языковых средств диалектного, просторечного и жаргонного характера может быть оправдано целями коммуникации. Например, в протоколе допроса могут употребляться жаргонизмы в качестве доказательного материала.

Ясность речи может быть достигнута четкой композицией документа, логичностью изложения, убедительностью аргументов. Речь становится неясной из-за низкой культуры общения.

Под совершенствованием культуры речи сотрудников органов внутренних дел понимать процесс формирования на основе усвоенных знаний необходимых навыков и умений эффективного применения речевых средств, позволяющих сотрудникам решать коммуникативные задачи.

Совершенствование профессиональной культуры речи должно базироваться на специальных знаниях, умениях и навыках, структура которых видится как единство трех блоков:

- когнитивного;

- деятельностного;

- аффективно-мотивационного.

К когнитивному блоку относятся знания об общериторических идеях, принципах, законах и понятиях, об особенностях общения в специфической ситуации деятельности; об основных видах речевой деятельности, обусловленных диалогическим характером общения, об особенностях профессионально востребованных жанров; знания о коммуникативных качествах речи, способствующих эффективному общению.

В деятельностный блок входят профессионально-значимые, проявляющиеся в профессиональной деятельности умения и навыки. В структуре речевых умений и навыков должны быть следующие элементы: умение выбрать речевую стратегию и тактику, приемы; навык диалогизировать любой жанр речи, умение аргументировано мотивировать совместность работы; прогнозировать содержание речевого события, строить речь по законам риторики; навыки максимально эффективно и нормативно использовать вербальные, паравербальные невербальные средства общения; умение и навыки риторически формировать и использовать собственные личностные качества.

Аффективно-мотивационный блок является системой внутренних побудителей к речевой деятельности, к реализации собственной личности в профессии с помощью риторических средств. Познавательная деятельность наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки) включает и мотивационные (мотивы, интересы, отношения). Именно последние определяют значимость того, что познается и усваивается.

Мотивация — это источник активности. Поэтому в процессе развития профессиональной культуры речи важно создать условия, когда сотрудник побуждается «реально действующими мотивами». Только в этом случае языковые знания усваиваются не формально, а осознанно. Их усвоение становится для сотрудника органов внутренних дел «внутренне своим», интересным, так как в процессе формирования познавательной мотивации развиваются устойчивые познавательные интересы.

Человек в устном общении проводит 65 процентов своего времени. По данным американских ученых, расход чистого времени на беседы у среднего жителя Земли составляет 2,5 года. За это время каждый из нас успевает «наговорить» около 400 томов объемом по тысяче страниц каждый. Японские лингвисты выяснили, что служащие Японии тратят на устную речь около половины времени своего бодрствования — семь часов в сутки, на чтение уходит 1,5 часа, на письменную речь — всего 47 минут. Эти данные говорят, что человек мыслящий (homosapiens) превратился в человека говорящего (homoeloquens). И при этом — низкая культура речи. При одной только мысли о предстоящем докладе, переговорах или беседе с руководителем многих бросает в дрожь, пересыхает во рту, появляется страх. Вы не такой? Вы в этом уверены? Х. Маккей в книге «Дорога к вершине» рассказал о проведенном исследовании «10 самых больших страхов американцев». Страх № 1 в Америке — выступление перед публикой. Когда об этом говорят на лекциях, люди смеются, а затем кивают головами. Почему публичные выступления приводят в ужас? Это во многом связано с чувством незащищенности. Мы боимся выглядеть глупо, понимая несовершенность собственной речи.

Поскольку речь воспитателя имеет определенное общественное звучание, к ней предъявляются повышенные требования, пренебрежение которыми отрицательно влияет на профессиональный авторитет, нам необходимо учиться грамотной, понятной, логической, убедительной речи. Психологи справедливо утверждают, что речь есть орган формирования и формулирования мысли. Известно также, что если какой-либо орган или функция человека бездействуют, они становятся нежизнеспособными, атрофируются. Если человек выполняет профессиональные функции в системе «человек-человек», куда с полным основанием относятся сотрудники органов внутренних дел — воспитатели, такого специалиста необходимо специально учить говорить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: