Методические указания к выполнению задания. При разработке градостроительной документации использу­ются разнообразные исходные данные, среди которых особая роль принадлежит демографическим сведениям

При разработке градостроительной документации использу­ются разнообразные исходные данные, среди которых особая роль принадлежит демографическим сведениям. В генеральном плане городского, сельского поселения среди основных технико-экономи­ческих показателей предусмотрен раздел «Население», в котором отражены все важнейшие показатели: численность, естественное и механическое движение, возрастная структура, численность занято­го населения по отраслям производства, науки и культуры, число семей и одиноких граждан, вынужденных переселенцев и беженцев.

Показатели половозрастной, семейной, социальной структуры населения, величины и состава трудовых ресурсов, этнические осо­бенности населения существенно влияют на формирование и разви­тие городов. Поэтому при разработке градостроительных докумен­тов необходим всесторонний анализ населения, трудовых ресурсов, исследование тенденций по изменению численности и структуры населения.

Важное значение при разработке генерального плана поселения имеет рассмотрение трудовой и возрастной структуры населения.

По возрасту население города можно разделить на следующие основные группы:

· дети (до 15 лет);

· население в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет);

· население старше трудоспособного возраста.

В определении трудовой структуры населения существует несколько подходов. По занятости в общественном производстве население можно разделить на:

· занятое в общественном производстве (или экономически ак­тивное население);

· незанятое в общественном производстве (экономически неак­тивное население или несамодеятельное).

Население, занятое в общественном производстве, может под­разделяться по различным признакам. Так, в соответствии с Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утвер­ждения градостроительной документации население делится на:

· занятых в материальной сфере, в том числе промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, науке и пр.;

· занятых в обслуживающей сфере.

· В зарубежной практике используется выделение населения, занятого в общественном производстве:

· в первичном секторе;

· во вторичном секторе;

· в третичном секторе;

· в четвертичном секторе.

В соответствии с рекомендациями Международной организа­ции труда используется деление экономически активного населения по видам экономической деятельности.

Для определения перспектив и направлений развития города целесообразно рассмотрение градообразующих и градообслуживаюших объектов (функций) развития города.

К градообразующим объектам (т. е. обращенным вне города, «экспортным» функциям, определяющим роль города в регионе и стране) относятся промышленность, строительство, внешний транс­порт, научно-исследовательские организации, высшие и средние специальные учебные заведения и др.

К градообслуживающим относятся объекты, обслуживающие потребности данного города: учреждения культуры, искусства и просвещения, здравоохранения, физкультуры и спорта, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, объек­ты жилищно-коммунального хозяйства и др.

Соответственно население, занятое на объектах, выполняющих градообразующие функции, относится к градообразующим кадрам. А население, занятое на градообслуживающих объектах, относится к обслуживающему населению. Следует учитывать, что это разде­ление имеет некоторую условность.

При определении трудовых ресурсов, занятых в общественном производстве, из общей численности населения в трудоспособном возрасте исключаются группы населения, не участвующие в обще­ственно-полезном труде. Это, например, лица, занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве, инвалиды и льготные пенсионеры в трудоспособном возрасте, учащиеся высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений в возрасте старше 16 лет, обучающиеся с отрывом от производства на дневных отделениях.

Население, незанятое в экономике города, т. е. дети дошколь­ного и школьного возраста, неработающие пенсионеры, лица, заня­тые в домашнем и личном подсобном хозяйстве, учащиеся дневных отделений высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ, инвалиды, относятся к не­самодеятельному населению.

Деление населения на градообразующую, обслуживающую и несамодеятельную группы характеризует трудовую структуру на­селения города.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: