Развитие и совершенствование летательных аппаратов сопровождается увеличением их энерговооруженности и ростом скорости полета. Это приводит к увеличению количества выделяемого тепла, основными источниками которого являются двигатель, радио- и электрооборудование, а также обшивка летательного аппарата при полете на большой сверхзвуковой скорости. Для обеспечения нормальной работы летательного аппарата и пассажиров экипажа требуется отводить тепло.
В качестве теплопоглотителей обычно используют поступающие в двигатель топливо и воздух. Вспомогательными теплопоглотителями могут служить специальные жидкости: вода, спирт и другие, которые при нагреве и испарении отводят тепло с охлаждаемой поверхности.
В тех случаях, когда источники тепла удалены от стоков, транспортировка тепла осуществляется теплоносителями.
Устройства, предназначенные для передачи тепла от горячих теплоносителей холодным, называются теплообменными аппаратами или теплообменниками.
|
|
От рационального выбора типа теплообменного аппарата и правильной эксплуатации его в значительной мере зависит экономичность и надежность работы всей силовой установки в целом.
На самолётах, эксплуатируемых в гражданской авиации, устанавливаются топливно-масляные радиаторы, служащие для подогрева топлива, поступающего в камеры сгорания, масляно-воздушные радиаторы, в которых охлаждается масло, устройства для кондиционирования воздуха. Теплообменные аппараты применяются также в системах регенерации тепла газотурбинных двигателей с целью повышения их экономичности.