Кривая совокупного предложения отряжает изменения совокупного реального объема производства всех конечных товаров и услуг в связи с изменением уровня цен

Макроэкономическое равновесие в модели «Совокупный спрос — совокупное предложение»

Кривая совокупного спроса в этой модели внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке. Но построена эта кривая в иной системе координат (см.рис. 11):

На оси абсцисс указываются значения реального объема производства (реального ВНП). Важно не смешивать показатели реального и номинального ВНП. На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен (например, в миллиардах долл.), а уровень цен, или дефлятор (индекс цен).

Зная формулу реального ВНП, легко понять, что в любой точке на кривой АО можно определить величину номинального ВНП: номинальный ВНП - реальный ВНП * дефлятор. Если в качестве упрощения предположить, что кривая AD имеет единичную эластичность1, то величина номинального ВНП будет оставаться постоянной в любой точке кривой АР. Это напоминает постоянный объем выручки при продаже какого-либо товара, имеющего эластичность спроса по цене, равную 1.

Итак, кривая AD иллюстрирует изменение суммарного (совокупного) уровня всех расходов домашних хозяйств, бизнеса и правительства в зависимости от изменения уровня цен. Характер этой кривой говорит о том, что при повышении уровня цен объем реального объема производства будет меньше я соответственно при снижении уровня цен объемы реального ВНП будет больше.

Объяснение отрицательного наклона кривой АО принято связывать с двумя важнейшими эффектами в рыночном хозяйстве: 1) эффектом процентной ставки 2) эффектом реального богатства, 3) эффектом импортных закупок..

Логика рассуждений в первом случае такова: если наблюдается повышение уровня цен в стране, то при неизменном объеме денежной массы происходит повышение ставки процента. То есть, повышение уровня цен увеличит спрос на кредит, соответственно увеличится и цена кредита – процент. Известно, что чем выше ставка процента, тем ниже инвестиционный спрос. Но и потребительский спрос реагирует на повышение процентной ставки — ведь многие товары длительного пользования приобретаются на основе потребительского кредита. Если цена кредита будет слишком высока, то человек откажется от этого кредита и соответственно от покупки, которую он собирался осуществить за счет этого кредита. Это касается не только домохозяйств, но и предпринимателей, которые откажутся от кредита, если доход от полученного в результате него капитала окажется ниже процента по кредиту. Т.о. Удорожание кредита приведет к уменьшению потребительских расходов. Итак, более высокому уровню цен будет соответствовать меньший объем реального производства и совокупного спроса.

Во втором случае речь пойдет о влиянии изменения уровня цен в стране на величину реального богатства (иногда используется термин реальные кассовые остатки) населения. Богатство домашних хозяйств в значительной части представлено в виде различных финансовых активов: облигации, срочные счета и др., имеющих постоянную номинальную стоимость. Так, если вы имеете облигацию номиналом в 1000 долл., то при повышении уровня цен в 2 раза, реальное богатство, представленное этой облигацией, уменьшается в 2 раза. Т.е. люди окажутся в 2 раза беднее и отложат решение о крупной покупке. Уменьшение реального богатства (реальных кассовых остатков) приведет к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен, что и отражается в отрицательном наклоне кривой AD.

Третий аспект – эффект импортных закупок. Если уровень цен у нас в стране поднимется, а за границей станется неизменным, то отечественные покупатели предпочтут покупать импортные товары. В свою очередь снизится спрос и на отечественные товары за рубежом (т.к. они станут слишком дороги). Это в результате приведет к увеличению импорта и сокращению экспорта, тем самым сократится объем чистого экспорта (экспорт минус импорт) в совокупном спросе.

Модель совокупного спроса предполагает и исследование неценовых факторов, приводящих к смещению кривой AD.

Неценовые факторы, или рычаги, смещающие кривую спроса следующие:

1. Изменения в потребительских расходах.

а) Благосостояние потребителя

б) Ожидания потребителя

в) Задолженность потребителя

г) Налоги

2. Изменения в инвестиционных расходах

а) Процентные ставки

б) Ожидаемые прибыли от инвестиций

в) Налоги с предприятий

г) Технология

д) Избыточные мощности

3. Изменения в государственных расходах

4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта.

А) Национальный доход в зарубежных странах

Б) Валютные курсы.

Рассмотрим их подробнее.

1. Потребительские расходы. Потребители могут изменить характер закупок отечественных товаров независимо от изменения в уровне цен. В таком случае сместится вся кривая совокупного спроса. Она сдвинется влево, если потребители примут решение покупать меньше товаров, чем раньше, при данном уровне цен. И наоборот, кривая сместится вправо, если потребители примут решение увеличить объем закупок при данном уровне цен.

Изменения одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Такими факторами являются:

а) БЛАГОСОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители: финансовых активов, таких, как акции и облигации, и недвижимости (дома, земля). Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как к средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. И наоборот, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы при данном уровне цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо. Важное соображение: в данном случае мы не имеем в виду рассмотренный ранее эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков, который предполагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменений в уровне цен. В противоположность этому изменения в реальной стоимости материальных ценностей, о которых идет речь, не зависят от изменений уровня цен; это неценовой фактор, который смещает всю кривую совокупного спроса. Примером может служить резкое повышение курса акций, которое приводит к росту благосостояния потребителя даже при неизменном уровне цен. А резкое уменьшение реальной стоимости домов и земли приведет к уменьшению благосостояния потребителя, независимо от изменений в общем уровне цен.

б) ОЖИДАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо. И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшатся, то их потребительские расходы, а следовательно, и совокупный спрос сократятся.

Точно так же массовое ожидание новой волны инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос. Почему? Потому что потребитель может принять решение купить товары до повышения цен. И наоборот, ожидание снижения цен в ближайшем будущем приведет к уменьшению сегодняшнего потребления, то есть люди откажутся от части покупок, чтобы извлечь выгоду из будущего снижения цен.

В) ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшейся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителя относительно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса. '

Г) НАЛОГИ. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.

2. Инвестиционные расходы. Инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором совокупного спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса. Неценовые факторы, которые могут изменить характер инвестиционных расходов.

А) ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае мы не имеем в виду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен. Мы говорим об изменении процентной ставки вследствие, например, изменений объема денежной массы в стране. Увеличение денежной массы способствует уменьшению процентной ставки и тем самым увеличению капиталовложений. И наоборот, уменьшение денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций.

Б) ОЖИДАЕМЫЕ ПРИБЫЛИ ОТ ИНВЕСТИЦИЙ. Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может, в свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли. И наоборот, если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно туманны из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции имеют тенденцию к понижению. Следовательно, совокупный спрос тоже уменьшится.

В) НАЛОГИ С ПРЕДПРИЯТИЙ. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.

Г) ТЕХНОЛОГИИ. Новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса. Пример: последние достижения в высокотехнологических областях микробиологии и электроники привели к созданию новых лабораторий и производственных мощностей для использования новых технологий.

Д) ИЗБЫТОЧНЫЕ МОЩНОСТИ. Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, инвестиционные расходы увеличиваются и кривая совокупного спроса смещается вправо.

3. Государственные расходы. С тремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. Примером может служить решение правительства расширить американский морской флот. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса. Пример: сокращение государственных расходов на строительство новых шоссейных дорог.

4. Расходы на чистый экспорт. Кривая Российского совокупного проса смещается и тогда, когда происходят изменения в закупке российских товаров зарубежными потребителями независимо от изменения уровня цен в нашей стране. Следует различать эти изменения и изменения, которые связаны с эффектом импортных закупок. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти "другие" факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень российского экспорта создает более высокий спрос на российские товары за рубежом. Во-вторых, сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.

Какие неценовые факторы изменяют объем чистого экспорта? Это прежде всего национальный доход зарубежных стран и валютные курсы.

А) НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД ДРУГИХ СТРАН. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает спрос на российские товары и поэтому увеличивает совокупный спрос в России. Почему? Когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров как отечественного, так и Российского производства. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня национального дохода у наших торговых партнеров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.

Б) ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ. Изменения курса рубля по отношению к другим валютам являются вторым фактором, который оказывает влияние на чистый экспорт, а следовательно, и на совокупный спрос. Предположим, что цена доллара в рублях возрастет. Это значит, что рубль обесценится по отношению к доллару. То есть, если цена рубля в долларах падает, это значит, что курс доллара повышается. В результате нового соотношения рубля и доллара американские потребители смогут получить больше рублей за определенную сумму долларов. А потребители в России получат меньше долларов за каждый рубль. Следовательно, для американских потребителей российские товары станут дешевле, чем американские. Между тем потребители в России смогут купить меньше американских товаров за определенную сумму рублей. С точки зрения нашего экспорта, например, механические часы Чистопольского завода стоимостью 1200 рублей станут стоить не 139,55 долларов (1 доллар =6.2 рубля), а 37 долларов (1 доллар =32 рубля). Соответственно повысится их конкурентоспособность на американском рынке, их смогут купить больше, чем раньше.

А с точки зрения нашего импорта пара американских джинсов за 30 дол. после августа 98 года будет стоить не 186 рублей (1 доллар = 6.2 рубля), а 960 рублей (1 доллар =32 рубля). Соответственно мы сможем за свои деньги купить меньшее количество американских джинсов.

При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, приведет к увеличению совокупного спроса в России.

Соответственно многие промышленные предприятия после кризиса 1998 года сумели поправить свои дела за счет увеличения курса доллара по отношению к рублю.

Вам следует рассмотреть противоположную модель, когда стоимость рубля повышается (а доллар обесценивается).

Далее необходимо остановиться на графическом анализе кривой совокупного предложения (AS). Важно сразу сделать оговорку, что в рядах западных теоретиков не существует полного единодушия в определении форм этой кривой. Кейнсианская и неоклассическая школы по-разному трактуют конфигурацию AS. Синтез этих взглядов отражен на рис. 13..

Кривая совокупного предложения отряжает изменения совокупного реального объема производства всех конечных товаров и услуг в связи с изменением уровня цен.

Обычная кривая краткосрочного предложения отдельной конкретной фирмы имеет положительный наклон. Это означает, как отмечалось в гл.6, что при более высокой цене производитель будет расширять производство. Почему же кривая AS имеет несколько иную форму?

Ответ заключается в том, в масштабе всей экономики могут сложиться три различных ситуации: 1) состояние неполной занятости. Этому соответствует отрезок 1; 2) состояние, приближающееся к уровню полной занятости, т.е. отрезок 2 на рис.13. И наконец, 3) состояние полной занятости, что отражено графически отрезком 3. Таким образом, кривая AS как бы «склеена» из трех отрезков: горизонтального, промежуточного и вертикального. Иногда горизонтальный отрезок в экономической литературе называется «кейнсианским», а вертикальный «классическим». Смысл этих наименований связан с той трактовкой, которую дают кейнсианская и классическая (и неоклассическая) школы взаимосвязи между уровнем цен и реальным объемом производства. Согласно кейнсианским воззрениям, экономика, находящаяся в депрессивном состоянии с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального объема производства, но без повышения уровня цен. Так, вплоть до отметки 5000 млрд. долл. производство может расширяться без повышения общего уровня цен в стране (он остается на отметке 1). Это легко понять, так как при этом вовлекаются прежде незагруженные мощности, незанятая рабочая сила. Промежуточный отрезок означает, что экономика приближается к состоянию полной занятости и начинают появляться так называемые «узкие места». В отдельных отраслях оказываются занятыми все трудовые ресурсы и производственные мощности. И в такой ситуации для того, чтобы расширить совокупный объем производства, необходимо повышение цен на факторы производства, чтобы вовлечь дополнительные трудовые ресурсы и привлечь, например, поставщиков сырья. Рост цены труда и цены материалов повлечет за собой рост издержек предприятий, адля того, чтобы сохранить прежний уровень прибыльности, предприятиям необходимо повысить цены на свою продукцию. На графике видно, что в интервале от 5000 до 7000 млрд. долл. расширение реального объема производства сопровождается ростом уровня цен.

И, наконец, классическая и неоклассическая школы считают, что рыночный механизм, если в его действие не вмешается государство, сам по себе обеспечивает состояние полной занятости. На графике этому состоянию соответствует уровень реального объема производства 7000 млрд дол., в точке F. Полная занятость — это не отсутствие безработицы вообще, а отсутствие лишь циклической безработицы. Другие формы безработицы (структурная и фрикционная) при этом могут и должны существовать. Полная занятость соответствует естественному уровню безработицы. Поэтому точку F иногда называют естественным уровнем реального объема производства. Если экономика достигла точки F, то в ответ на увеличение совокупного спроса возможностей для расширения производства больше нет. Реакция будет одна — повышение уровня цен в стране. Поэтому «скольжение» вдоль отрезка 3 сопровождается только изменением уровня цен, а реальный объем производства остается на одном и том же уровне

— 7000 млрд. долл.

Кривая AS отражает динамику издержек производства на единицу продукции в связи с изменением уровня цен. Эти издержки не претерпевают изменений на горизонтальном отрезке, но растут на промежуточном и вертикальном отрезках. Однако есть факторы, которые могут сдвинуть кривую AS в иное положение, что будет свидетельствовать о новом уровне издержек на единицу продукции.

Их также называют неценовыми факторами совокупного предложения:

1. Изменения цен на ресурсы

А) Наличие внутренних ресурсов

· Земля

· Трудовые ресурсы

· Капитал

· Предпринимательские способности

Б) Цены на импортные ресурсы

В) Господство на рынке

2. Изменения производительности

3. Изменения правовых норм

А) Налоги с предприятий и субсидии

Б) Государственное регулирование.

Цены на ресурсы. В отличие от цен на готовую продукцию, которые являются ценовым фактором, цены на ресурсы являются важным неценовым фактором совокупного предложения. При прочих равных условиях, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения. Снижение цен приводит к противоположному результату.

А) наличие внутренних ресурсов.

Кривая производственных возможностей общества сдвигает при увеличении наличных ресурсов. Смещение кривой производственных возможностей вправо влечет за собой смещение кривой совокупного предложения тоже вправо. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу продукции. Следовательно, при любом уровне цен все фирмы будут производить и выбрасывать на рынок больший реальный объем национального продукта, чем раньше. И наоборот, уменьшение предложения ресурсов приведет к увеличению цены на них и смещению кривой совокупного предложения влево.

Рассмотрим этот вопрос для каждого вида ресурсов.

· Земля. Земельные ресурсы могут увеличиться, например, благодаря открытиям полезных ископаемых, орошению, новым техническим усовершенствованиям, которые позволяют нам превратить то,что раньше было «нересурсом», в ценные факторы производства. Увеличение предложения земельных ресурсов приводит к уменьшению затрат на землю и тем самым к снижению издержек на единицу продукции.

· Трудовые ресурсы. Около 70% затрат предприятий идет на заработную плату рабочим и служащим. Следовательно, при прочих равных условиях, изменения в заработной плате оказывают существенное влияние на издержки на единицу продукции и на характер кривой совокупного предложения. Увеличение имеющихся в распоряжении трудовых ресурсов приводит к уменьшению цены на рабочую силу, а их уменьшение – к увеличению этой цены.

· Капитал. Совокупное предложение имеет тенденцию к повышению, когда общество решило сэкономить большую часть дохода и направить свои сбережения на покупку инвестиционных товаров. Точно таким же образом при улучшении качества капитала издержки производства уменьшаются, а совокупное предложение увеличивается. Например, фирмы в течение нескольких лет заменили оборудование плохого качества новым, более совершенным оборудованием. И наоборот, совокупное предложение сократится, если уменьшится количество и ухудшится качество капитала страны.

· Предпринимательские способности. Количество предприимчивых людей в экономике изменяется с течением времени., и поэтому кривая совокупного предложения смещается. Увеличение количества людей, стремящихся к предпринимательской деятельности сместит кривую совокупного предложения вправо, и наоборот.

Б) Цены на импортные ресурсы. Также как спрос на Российские товары за рубежом способствует увеличению нашего совокупного спроса, т.к. и импорт ресурсов из за рубежа способствует увеличению нашего совокупного предложения. Ресурсы, будь то отечественные или импортные, увеличивают наши производственные мощности. Импортные ресурсы снижают затраты и поэтому уменьшают издержки на единицу реального объема национального производства в России. Отсюда можно сделать следующий вывод: снижение цен на импортные ресурсы увеличивает наше совокупное предложение; увеличение цен на эти ресурсы уменьшает наше совокупное предложение.

Один из факторов, который периодически ведет к изменению цен на импортные ресурсы, - колебания валютного курса. Предположим, что цена импортной валюты по отношению к рублю упала, то есть стоимость рубля повысилась. Это даст возможность Российским фирмам получить больше иностранной валюты за каждый российский рубль. Это означает, что для российских производителей цена на импортные ресурсы, выраженная в рублях, упадет. При этих условиях следует ожидать, что российские фирмы увеличат импорт зарубежных ресурсов и добьются уменьшения издержек на единицу продукции при данном уровне ее объема. Вследствие этого кривая совокупного предложения в России сместится вправо.

И наоборот, в случае увеличения цены на иностранную валюту по отношению к рублю, то есть обесценения рубля, цены на импортные ресурсы повысятся. В результате импорт этих ресурсов уменьшится, издержки на единицу продукции возрастут и кривая совокупного предложения сместится влево.

В) Господство на рынке. Ослабление или усиление господства на рынке или рыночной монополии, которой обладают поставщики ресурсов, также может влиять на цены на ресурсы и совокупное предложение. Господство на рынке – это возможность устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции. И соответственно уменьшать совокупное предложение.

Производительность. Производительность – это отношение реального объема национального производства к количеству использованных ресурсов. Иными словами, производительность – это показатель среднего объема выпуска, или реального объема производства, на единицу затрат.

Производительность=реальный объем производства/затраты

Увеличение производительности означает, что при имеющемся объеме ресурсов или затрат можно получить больший реальный объем национального производства.

Предположим, что реальный объем национального производства в гипотетической экономике равен 10 единицам, ресурсы, необходимые для производства такого количества продукта, составляют 5 единиц, а цена каждой единицы равна 2 рубля. Соответственно производительность, то есть выпуск на единицу продукции равна 2 (10/5). Найдем стоимость единицы продукции

Стоимость единицы продукции = общая стоимость ресурсов/единица продукции

Стоимость единицы продукции = (5*2)/10

Предположим, что реальный объем национального производства удвоился, стал равен 20 единицам, а цена и количество ресурсов остались неизменными – 2 руб. и 5 ед. Это значит, что производительность возрастет с 2 (10/5) до 4 (20/5). Так как общая стоимость ресурсов остается равной 10 руб. (2*5), то издержки на единицу продукции снизятся с 1 рубля до 50 копеек (10/20)

Т.о. при уменьшении издержек на единицу продукции увеличение производительности приведет к смещению кривой совокупного предложения вправо, и наоборот, уменьшение производительности приведет к увеличению издержек на единицу продукции и смещению кривой совокупного предложения влево.

При прочих равных условиях, взаимодействие таких факторов, как использование большего количества механизмов и оборудования на одного рабочего, совершенствование производственной технологии, более образованная и обученная рабочая сила, совершенствование форм предприятий, приводит к росту производительности и увеличению совокупного предложения.

Изменения правовых норм. Изменения в правовых нормах, в соответствии с которыми функционируют все предприятия, могут изменить издержки на единицу продукции и сместить кривую совокупного предложения. Есть 2 категории таких изменений: 1. изменение налогов и субсидий, 2. изменения характера регулирования.

А) Налоги и субсидии. Увеличение налогов с предприятий, таких, как налог с оборота, акцизные сборы, налог на социальное обеспечение, так же и увеличение заработной платы, может увеличить издержки на единицу продукции и сократить совокупное предложение. Субсидии бизнесу, то есть прямые правительственные платежи фирме, или снижение налоговых ставок, увеличивают совокупное предложение. (смещают кривую вправо).

Б) Государственное регулирование. Принято считать, что государственное регулирование увеличивает издержки производства, и сдвигает кривую совокупного предложения влево из-за бюрократических издержек.

Равновесие.

Рисунок 11-5. Равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения показывает равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства. На рисунке 11-5а кривые совокупного спроса и совокупного предложения пересекаются на промежуточном отрезке; изменение уровня цен исключает перепроизводство или недопроизводство товаров; на рисунке 11-56 кривые совокупного спроса и совокупного предложения пересекаются на кейнсианском отрезке; движение к равновесному реальному объему национального производства не сопровождается изменением уровня цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: