Краткая характеристика состава проекта

Дипломный проект состоит из пояснительной записки и графических материалов. Объем пояснительной записки должен быть порядка 90 – 120 страниц текста формата А4, а графического материала не менее 12 листов чертежей (плакатов) формата А1.

Во введении дается общая характеристика объекта дипломного проектирования (объекта недвижимости), а также предприятия, осуществляющего управление созданием или эксплуатацией рассматриваемого объекта и основного окружения данного предприятия, обосновывается теоретическая и практическая актуальность темы проекта, формируются цель и задачи дипломного проектирования, дается краткая характеристика исходных данных.

В разделе «Правовая экспертиза» рассматриваются правовые вопросы, связанные с приобретением объекта, получением права собственности или владения объектом, земельный кадастр объекта и другие правовые вопросы.

Раздел «Экспертиза местоположения» должен содержать описание местоположения объекта, инфраструктуру района, транспортное обеспечение, социальную среду района, в котором находится рассматриваемый объект недвижимости.

Раздел «Техническая экспертиза и проектирование» должен содержать решения по совершенствованию (развитию) проекта. Это может быть строительство объекта в виде разработки проекта организации строительства (ПОС). Следует иметь в виду, что под строительством понимаются новое строительство, капитальный ремонт, реконструкция и техническое перевооружение объекта недвижимости. Организационно-технологические и инженерно-технические решения связаны с охраной труда, поэтому необходимо рассмотрение вопросов производственной безопасности и безопасности жизнедеятельности.

В разделе «Экономическая экспертиза» рекомендуется провести:

· обоснование инвестиций в проект, для чего необходимо определить стоимость создаваемого объекта на основании расчета стоимости строительства;

· маркетинговые исследования, на основании которых определяются объемы, цены и тенденции развития рынка недвижимости;

· оценку объекта недвижимости на основании затратного, доходного и рыночного методов расчёта;

· расчет показателей экономической эффективности проекта;

· обосновывать эффективность проекта в целом с учетом анализа его чувствительности к случайным отклонениям параметров ближнего и дальнего окружения проекта.

При разработке этой части дипломного проекта рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

· сбыт производственной продукции и издержки по управлению, производству и маркетингу;

· источники финансирования: акционерный капитал, займы, лизинг, инвестиции;

· финансовый анализ полученных результатов: прибыли и убытки, движение денежных средств, бухгалтерский баланс и отчет об использовании прибыли;

· анализ чувствительности по следующим параметрам: уровню инфляции, ставкам налогов, объему инвестиций, объему и цене сбыта и т. п.

В разделе «Экологическая экспертиза» дипломник должен провести экологическую экспертизу с точки зрения влияния объекта недвижимости (при его создании и эксплуатации) на экологию местности, района, города, а также, влияние экологической обстановки местности, района, города на рассматриваемый объект.

Раздел «Управление объектом недвижимости» должен быть посвящен вопросам управления и организации реализации проекта. В качестве глобальных целей могут быть рассмотрены следующие: позиционирование объекта на рынке недвижимости соответствующего функционального назначения; управление качеством; управление своевременностью выполнения работ и управление бюджетом проекта. В этом разделе могут быть рассмотрены организационные мероприятия, минимизирующие различные риски.

Вместе с тем в данном разделе должен быть рассмотрен организационно-технический план эксплуатации объекта, включающий обоснования инженерных (инновационных) мероприятий, связанных с технической эксплуатацией недвижимости.

«Исследовательский раздел» выполняется студентом по желанию и при согласовании темы исследования с дипломным руководителем. «Исследовательский раздел» обязателен для дипломников, намеревающихся продолжить обучение в аспирантуре, а также претендующих на диплом с отличием.

В заключении приводятся выводы, которые должны отображать основные результаты, полученные в дипломном проекте, а также перечень задач, требующих дальнейших исследований.

В список использованных источников (библиографию) необходимо включить нормативно-правовые документы, справочники, учебники, учебные пособия, методические указания, а также периодические издания по рассматриваемой теме дипломного проекта, монографии, статьи в сборниках трудов и в журналах, адреса Интернет-сайтов.

Библиография дипломного проекта должна насчитывать порядка 40−50 наименований.

В приложения к дипломному проекту целесообразно включить статистическую и справочную информацию по теме дипломного проекта, распечатки, полученные при работе с программными продуктами, различный иллюстративный материал, фотографии и другие сведения по усмотрению дипломника. Объем приложений не ограничивается.

Графический материал дипломного проекта, который представляется на листах формата А1, состоит из двух частей. Первая часть является обязательной, а вторая часть включает несколько чертежей, предлагаемых дипломнику на выбор в зависимости от выданного задания, исходных данных, особенностей темы дипломного проекта и интересов дипломника.

Ориентировочный объём пояснительной записки и состав графической части дипломного проекта представлен в табл. 1.1.

Более подробно состав разделов дипломного проекта будет описан во втором разделе данного пособия.


Таблица 1.1

Ориентировочный состав дипломного проекта


1.3. Оформление дипломного проекта

Текст пояснительной записки дипломного проекта печатается на компьютере в редакторе Microsoft Office Word. Шрифт – Times New Roman Cyr, обычный, размером 14 пт, межстрочное расстояние – полтора интервала. Значительные по размеру таблицы, иллюстрации и распечатки с ЭВМ допускается выполнять в виде приложений на листах бумаги формата А3 (297 x 420 мм.). Объем приложений не ограничивается.

Все листы должны иметь рамку и штамп. Расстояние от границы листа до рамки слева – 20 мм, справа, сверху и снизу – 5 мм.

Номер листа ставится внизу в штампе, размер шрифта – 10 пт. Кроме того, в штампе должно быть представлено наименование раздела проекта. Образец оформления штампа представлен на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Образец оформления штампа листа

Первые строки абзацев текста должны начинаться с отступа, равного 12,5 мм.

Оформленная пояснительная записка дипломного проекта сшивается в папку, материалы в которой раскладываются в следующем порядке:

· титульный лист;

· задание на проектирование;

· оглавление;

· введение;

· основная часть, состоящая из нескольких разделов в соответствии с утвержденным заданием;

· заключение;

· список использованных источников (библиография);

· приложения.

Названия разделов «Оглавление», «Введение», «Заключение» центрируют на листе по горизонтали и печатают с заглавной буквы, нумерация разделов не ставится. Последующий текст отделяется от названий разделов отступом 6 пт.

Титульный лист и задание на выполнение дипломного проекта брошюруются в папке диплома перед оглавлением и не нумеруются.

Оглавление проекта подшивается после задания на проектирование и имеет номер листа 3.

Основная часть дипломного проекта состоит из разделов (глав) и подразделов (параграфов). Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего проекта, обозначенные арабскими цифрами. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой.

Заголовки разделов и подразделов следует приводить, выравнивая по центру, без подчеркивания. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точка в конце названия не ставится, однако, если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Между заголовком и последующим текстом предусматривается расстояние в 12 пт, а между заголовками раздела и подраздела – 6 пт. Каждый раздел дипломного проекта должен начинаться с нового листа.

Для более наглядного представления материала в тексте дипломного проекта могут и должны применяться нумерованные и маркированные списки, как одно-, так и многоуровневые. Перед каждой позицией списка следует ставить дефис или порядковый номер с точкой, первая строка каждого элемента списка должна начинаться с абзацного отступа. При необходимости более глубокой детализации элементов списка используются арабские цифры, разделенные точкой либо отступы разного размера. В случае применения маркированного списка наименование каждой позиции начинается с прописной буквы и заканчивается точкой с запятой. При использовании нумерованного списка наименование каждой позиции начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой.

Формулы, содержащиеся в дипломном проекте, нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы справа в круглых скобках. Первую формулу обозначают (1). Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены ранее в тексте. Первая строка расшифровки начинается словом “где” без двоеточия после него, сама формула выравнивается по центру, выше и ниже формулы должны быть предусмотрены отступы 6 пт.

Пример

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) проекта определяется по следующей формуле:

, (5)

где t - шаг расчета, квартал;

T - продолжительность расчетного периода; равняетсяномеру шага расчета, на котором проект завершается;

К t - объем капитальных вложений на t-м шаге расчета;

Э t = (Rt - З t) - величина эффекта, достигаемая на t-м шаге расчета;

Rt - результаты, достигаемые на t-м шаге расчета;

З t - затраты, осуществляемые на t-м шаге расчета;

E - принятая норма дисконта.

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В данном случае обозначение формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (2.4).

Формулы, помещенные в приложениях, должны нумероваться отдельно арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например (П1.2).

Все используемые в дипломном проекте материалы (кроме разработанных дипломником лично) должны иметь ссылки на их источники: в тексте проекта после упоминания материала ставится в квадратных скобках номер, под которым источник значится в списке использованных источников (библиографии), и при необходимости номер страницы источника, откуда взята цитата или конкретные данные, например: "Проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией" [40, с.16].

Ссылки на разделы, подразделы и формулы следует указывать их порядковым номером, например «... в разделе 4», «... в п. 3.3», «... в формуле (3)».

Сокращения слов в тексте не допускаются, кроме установленных ГОСТ 7.12–93.

Текст дипломного проекта должен быть четким и лаконичным, не допускать различных толкований.

В тексте дипломного проекта не разрешается:

· сокращать обозначения единиц измерения величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в таблицах и расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;

· использовать в тексте математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин. Нужно писать слово «минус»;

· употреблять знаки «<», «>», «=», «№», «%» и т. п. без цифр.

Числовые значения величин с обозначением единиц измерения следует писать цифрами, числа без обозначений единиц физических величин от единицы до девяти нужно писать словами.

Если в тексте дипломного проекта приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например 1,2; 1,9; 2,3 тыс. р.

В тексте дипломного проекта перед обозначением параметра дают его пояснение, например «текущая стоимость С».

Числовой материал, как правило, оформляют в виде таблиц.

Таблица должна иметь название, которое следует помещать над таблицей. Заголовки столбцов и строк таблицы начинаются с заглавных букв. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Над верхним правым углом таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием ее номера, например «Таблица 1». На следующей строке представляют название таблицы. Надпись, характеризующая номер таблицы, отделяется от расположенного выше основного текста интервалом 6 пт, а строка названия таблицы имеет отступы сверху и снизу по 6 пт.

Если строки и столбцы таблицы выходят за формат страницы, таблицу делят на части, помещая одну часть под другой, при этом в каждой части таблицы повторяют ее заголовок и наименование строк. Допускается заголовок и наименование строк таблицы заменять соответственно числами, обозначающими порядковый номер столбца и (или) строки первой части таблицы. Слово «Таблица» указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями пишут: «Продолжение таблицы...», «Окончание таблицы …» с указанием номера таблицы. Название таблицы при этом помещают только над ее первой частью.

Если все показатели, приведенные в столбце таблицы, выражены в одной и той же единице измерения, то ее обозначение необходимо помещать в заголовке столбца через запятую после наименования столбца.

Столбец «Номер по порядку» («№ п/п») допускается не включать в таблицу, порядковые номера показателей при необходимости указывают перед их наименованиями.

Повторяющийся в столбце таблицы текст, состоящий из одиночных слов, чередующихся с цифрами, допускается заменять кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков и математических символов не допускается.

На каждую таблицу должна быть приведена ссылка в тексте по типу «таблица 1».

Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа.

Пример

Таблица 5.1

Основные параметры объектных потоков, входящих в комплекс работ
по реализации проекта газоснабжения пос. Парголово

В некоторых случаях таблицы могут дополняться примечаниями. Текст примечаний должен быть приведен внизу таблицы. Первая строка текста примечания должна иметь отступ и начинаться с заглавной буквы. Если примечание одно, его не нумеруют, после слова «Примечание» ставится тире и текст примечания начинается с заглавной буквы. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами. Размер шрифта текста примечания и межстрочное расстояние может быть уменьшено по сравнению с основным текстом.

Иллюстрации должны иметь наименования и могут сопровождаться пояснительными данными (подрисуночный текст). Обозначение «Рис.» и наименование рисунка располагают непосредственно под рисунком. Основной текст, следующий за названием рисунка, отделяется отступом 6 пт.

Пример

Рис. 2. Окружение проекта

Ссылки на иллюстрации дают по типу «... в соответствии с рис. 5» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рис. 5.2» при нумерации в пределах раздела.

Иллюстрации, таблицы и текст вспомогательного характера допускается давать в виде приложений. Приложение оформляют как продолжение дипломного проекта на последующих его листах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху листа слова «Приложение», после которого следует арабская цифра, обозначающая его последовательность.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают с заглавной буквы отдельной строкой с выравниванием по центру.

Все приложения должны быть перечислены в оглавлении дипломного проекта с указанием их номеров и заголовков.

В тексте проекта на все приложения должны быть даны ссылки, например «...в прил. 2».

При необходимости пояснений к некоторым данным, приведенным в дипломном проекте, эти данные следует обозначать надстрочными знаками сноски.

Тексты сносок располагаются в конце страницы, на которой они обозначены, с абзацного отступа. Сноски отделяются от основного текста короткой горизонтальной линией с левой стороны. Размер шрифта текста сносок и межстрочное расстояние могут быть уменьшены по сравнению с основным текстом.

Знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой на уровне верхнего обреза шрифта непосредственно после того слова, числа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения. Нумерация сносок должна быть отдельная для каждой страницы.

Список использованных источников (библиография) приводится после основной части дипломного проекта и заключения (перед приложением) и составляется в алфавитном порядке по разделам в следующей последовательности:

· законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

· специальная научная литература (монографии, брошюры, научные статьи, диссертации и т. п.);

· статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений;

· учебная (учебники и учебные пособия) и техническая литература;

· методические рекомендации и указания;

· периодические источники (газеты, журналы), статьи из них;

· источники на зарубежных языках;

· адреса Интернет-сайтов.

Библиографическое описание источников информации для оформления списка использованных источников выполняется в соответствии с ГОСТ 7.1−2003 «Библиографическое описание документа».

Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т. п.) должны включать фамилию и инициалы автора (авторов), название книги, назначение книги, место издания, издательство, год издания, количество страниц, наличие иллюстраций. Если количество авторов – трое и более, допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова «и др.». Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже, допускается сокращение названия только двух городов: Москвы (М.) и Санкт-Петербурга (СПб.).

Сведения о статье из периодического издания должны включать фамилию и инициалы автора; название статьи; наименование издания (журнала); наименование серии; год выпуска; том; номер издания (журнала); номера страниц, на которых размещена статья.

Сведения об отчете о научно-исследовательской работе (НИР) должны включать заглавие отчета (после заглавия в скобках приводят слово «отчет»); его шифр; инвентарный номер; наименование организации, выпустившей отчет; фамилию и инициалы руководителя НИР; место и год выпуска; количество страниц отчета.

Сведения о стандарте должны включать обозначение и наименование стандарта.

Графическая часть являетсянеобходимым условием оформления дипломного проекта. Она должна быть представлена в виде чертежей, схем, таблиц, графиков, рисунков и диаграмм, которые должны наглядно дополнять и подтверждать изложенный в тексте материал. Студенту-дипломнику следует тщательно продумать, какой материал необходимо проиллюстрировать в графической части для использования при защите проекта. Графическая часть должна быть оформлена в строгом соответствии с требованиями ГОСТ.

Графический материал представляется на листах формата А1 (размер листов 594 х 841 мм.). Объем графического материала должен составлять не менее 12 листов. Копии иллюстраций в уменьшенном масштабе могут быть представлены в виде рисунков, входящих в состав основного текста или в приложения, в этом случае они включаются в состав пояснительной записки.

Перечень листов графической части обязательно согласовывается с руководителем дипломного проекта. Наряду с листами формата А1 можно подготовить несколько экземпляров иллюстраций в качестве раздаточного материала на формате А4 для членов Государственной аттестационной комиссии (ГАК) и присутствующих на защите.

Каждый лист графического материала должен сопровождаться крупным и четким порядковым номером, прикрепленным к верхнему углу листа.

Все чертежи должны иметь рамку и штамп.

Пример оформления штампа чертежа представлен на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Образец заполнения штампа чертежа в дипломном проекте

При разработке чертежей и иллюстративных материалов следует помнить, что информация, представленная на них, должна быть отчетливо видна членам ГАК на расстоянии 1,5-2 м, а также и сам дипломник должен хорошо и быстро ориентироваться в своих чертежах. Таким образом, чертежи должны характеризоваться не только грамотностью и хорошей графикой, но и наглядностью и информативностью.

1.4. Подготовка к защите и защита дипломного проекта

Дипломник может быть допущен до защиты дипломного проекта только при выполнении следующих условий:

· все разделы пояснительной записки проекта подписаны консультантом соответствующего раздела или руководителем дипломного проекта;

· все листы графического материала подписаны дипломником, консультантом, руководителем дипломного проекта, нормоконтролером и заведующим кафедрой;

· имеется положительный отзыв руководителя дипломного проекта;

· имеется положительная рецензия за подписью руководителя или ведущего специалиста предприятия строительства или недвижимости, заверенная печатью;

· дипломник не имеет каких-либо задолженностей за весь период обучения.

За несколько дней до защиты дипломного проекта в установленное время заведующий выпускающей кафедры проверяет полноту и качество разработки представленных дипломных проектов, а также выполнение перечисленных выше условий, и принимает решение о возможности допуска дипломных проектов к защите. В случае положительного решения заведующий кафедрой ставит свою подпись на титульном листе пояснительной записки.

Отзыв на дипломный проект выдает руководитель дипломного проекта в течение 2-3 дней после представления ему проекта в полном составе. Такое же количество времени требуется рецензенту из внешней организации на рассмотрение дипломного проекта и выдачу рецензии. Как в отзыве руководителя, так и в рецензии должны быть даны заключения по следующим вопросам:

· актуальность темы проекта и полнота ее разработки, соответствие представленного проекта выданному кафедрой заданию;

· оценка принятых в проекте инженерных, технологических, организационных, экономических и управленческих решений;

· применение новой техники, технологии, использование новых методов расчета;

· полнота технико-экономических обоснований принятых проектных решений;

· наличие в проекте научных исследований и оригинальных решений, использование программных продуктов и информационных технологий;

· тщательность разработки чертежей, грамотность и лаконичность пояснительной записки;

· возможность рекомендации проекта (или части проекта) к внедрению (практическому использованию) на производстве, в организациях строительства и недвижимости;

· оценка дипломного проекта («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») и возможность присвоения его автору квалификации «инженер».

Как правило, в отзыве руководителя особое внимание уделяется оценке профессиональных качеств дипломника, в то время как в рецензии оценивают качество дипломного проекта.

Дипломник должен обстоятельно ознакомиться с замечаниями рецензента и руководителя и подготовить на них обоснованные ответы.

В случае, если дипломный проект или отдельные его части были внедрены в производство, следует получить официальную справку о внедрении или практическом использовании (возможно с расчетом положительного экономического эффекта) и представить ее на защите.

Учитывая время, требуемое для получения положительных отзыва руководителя и рецензии, а также для допуска к защите, следует предусмотреть завершение дипломного проекта ориентировочно за 10 дней до установленной даты защиты.

Защита дипломного проекта проводится на заседании Государственной аттестационной комиссии. В ее состав входят председатель, являющийся специалистом по профилю специальности и, как правило, имеющий ученую степень и ученое звание; четыре ведущих преподавателя университета; четыре высококвалифицированных специалиста организаций строительства и недвижимости; секретарь. Состав комиссии утверждается заранее приказом ректора вуза.

Расписание работы ГАК утверждается председателем не позднее, чем за месяц до начала защиты дипломных проектов. Списки студентов, допущенных к защите, представляются в ГАК.

После утверждения дат защиты производят распределение дипломников по дням, а также определяют очередность защит дипломников на каждый день. Последовательность защит зависит от многих факторов, в том числе от психологических особенностей дипломников, тем их дипломных проектов и т. д.

На заседании ГАК могут присутствовать руководители дипломных проектов, рецензенты, а также студенты и все заинтересованные лица.

Студентам во время дипломного проектирования не следует забывать, что успех защиты проекта и получение высокой оценки в равной степени зависят от двух факторов:

· качества разработки дипломного проекта;

· качества защиты дипломного проекта.

Основное внимание дипломники должны уделить подготовке доклада. При этом важен не только текст доклада, но и уверенность выступления на защите.

Очень часто высокая оценка руководителя и рецензента снижается в результате плохой защиты. Успешная защита основана на хорошо подготовленном докладе, в котором следует отметить, что сделано лично дипломником; чем он руководствовался при исследовании темы; что является предметом изучения; какие методы использованы при исследовании рассматриваемой проблемы; какие новые результаты достигнуты в ходе исследования и каковы основные выводы.

Доклад должен быть кратким, содержательным и точным, формулировки обоснованными и лаконичными, содержать выводы и предложения.

В назначенную дату защиты дипломники должны придти за
1 час до начала защиты и представить секретарю ГАК следующие документы:

· резюме;

· отзыв дипломного руководителя;

· рецензию на дипломный проект;

· справку о внедрении результатов дипломного проекта в производство (при ее наличии);

· зачетную книжку (если она не сдана в деканат);

· сброшюрованную пояснительную записку дипломного проекта.

Графический материал дипломного проекта вывешивается на стену непосредственно перед защитой.

Общая продолжительность защиты не должна превышать
30 мин, в числе 7 - 10 мин предоставляется студенту для доклада, 10 - 15 мин отводится для ответов на вопросы членов ГАК, 5 - 10 мин – секретарь ГАК озвучивает отзыв руководителя и рецензию на дипломный проект.

Отвечая на вопросы членов ГАК, студент должен кратко и обоснованно доказать правильность своих решений или признать свою ошибку.

После ответов на вопросы секретарь ГАК оглашает отзыв руководителя и рецензию на дипломный проект, при этом дипломник имеет право дать ответы на замечания, содержащиеся в отзыве и рецензии.

Каждый член ГАК обязан задать не менее одного вопроса по профилю своей специальности и специализации. Член комиссии после просмотра пояснительной записки, доклада защищаемого и ответов на вопросы выставляет в протокол две оценки по пятибалльной системе: за качество дипломного проекта и за качество защиты.

На основании защиты дипломного проекта ГАК принимает решение о присвоении автору проекта квалификации «инженер».

Результаты защиты, определенные на основании оценок, выставленных всеми членами ГАК, объявляются сразу же после оформления протоколов заседания. Присутствие дипломников на объявлении результатов защиты обязательно. Всем успешно защитившим дипломный проект присваивается квалификация «инженер» по специальности «Экспертиза и управление недвижимостью». Студенту, сдавшему экзамены с оценкой «отлично» не менее чем по 75 % всех дисциплин учебного плана, а по остальным дисциплинам с оценкой «хорошо» и защитившему дипломный проект на «отлично», выдается диплом с «отличием».

В тех случаях, когда защита дипломного проекта признается неудовлетворительной, ГАК устанавливает, может ли студент представить к повторной защите тот же проект с доработкой или же обязан разработать новую тему, которая устанавливается кафедрой.

Студент, получивший при защите дипломного проекта неудовлетворительную оценку, отчисляется из вуза и может быть принят на работу как лицо, имеющее незаконченное высшее образование. В этом случае студенту выдается академическая справка установленного образца.

Студент, не защитивший дипломный проект, допускается к повторной защите на контрактной основе в течение трех лет после окончания вуза при представлении положительной характеристики с места работы, отвечающей профилю подготовки.

Студентам, не защитившим дипломный проект по уважительной причине (документально подтвержденной), ректором вуза продлевается срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более одного года.

После защиты дипломный проект сдается в кабинет дипломных работ, для чего необходимо заполнить специальный бланк и подписать его у дипломного руководителя и у секретаря ГАК. Кроме того, дипломный проект может быть оставлен на кафедре для использования в качестве образцов или для оформления стендов.

При необходимости передачи дипломного проекта предприятию, учреждению для внедрения его в производство, с него снимается копия.

Рекомендуемая литература:

1. Будасов, Б. В. Строительное черчение: Учеб. для вузов / Б. В. Будасов, В. П. Каминский. − 4-е изд., перераб. и доп.− М.: Стройиздат, 1990.

2. ГОСТ 7.1−2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.− М.: ИПК Изд-во стандартов, 2004.

3. ГОСТ 7.12−93. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.− М., 1994.

4. ГОСТ 7.82−2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.− М., 2002.

5. Единая система конструкторской документации. Основные положения.− М.: Изд-во стандартов, 1982.

6. Кузнецова, Т. В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). / Т. В. Кузнецова. − 4-е изд., испр. и доп. −М.: ООО «Журнал "Управление персоналом"», 2003.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: