Классификация эксплуатационных расходов

В практической деятельности используются четыре признака, по которым классифицируют эксплуатационные расходы: экономический, калькуляционный, объемный, управленческий.

Первый признак – экономический – поясняет, каким образом расходы относятся к производственному процессу. С этой точки зрения расходы делятся на основные и накладные. Классификация расходов по первому признаку показана на рис. 11.1.


Рис. 11.1. Классификация эксплуатационных расходов

по экономическому признаку

Второй признак – калькуляционный – означает деление эксплуатационных расходов в процессе определения удельной величины затрат, т.е. себестоимости продукции (работ, услуг). В этом случае эксплуатационные расходы делят на прямые и косвенные (распределяемые).

Классификация расходов в соответствии со вторым признаком показана на рис. 11.2.

 
 


Рис. 11.2. Группировка эксплуатационных расходов

по калькуляционному признаку

Третий признак – объемный – означает, каким образом изменяются эксплуатационные расходы при перевыполнении или недовыполнении установленного задания по объему продукции (работы). В этом случае расходы подразделяют на зависящие (условно-переменные) и независящие (условно-постоянные) (рис. 11.3).

 
 


 
 


Э Э

= const

 
 


Рис. 11.3. Группировка эксплуатационных расходов

по объемному признаку

Математическая связь эксплуатационных расходов (Э) с объемами перевозок (Q) при стабильной пропускной способности, неизменных качественных показателях и расходных нормах может быть выражена формулой

= а×Q + b.

При увеличении объема перевозок общая сумма эксплуатационных расходов увеличивается, но медленнее, чем изменяется объем перевозок. При этом зависящие от объема перевозок расходы изменяются пропорционально объему перевозок, а не зависящие от объема перевозок расходы остаются величиной постоянной, как показано на рис. 11.3.

Себестоимость же перевозок в части расходов, зависящих от объема перевозок (Сз), остается величиной постоянной:

,

где а – постоянная для данного подразделения и данного периода времени удельная величина зависящих расходов.

Себестоимость перевозок в части расходов, не зависящих от объема перевозок, изменяется обратно пропорционально объему перевозок:

,

где b – постоянная для данного подразделения и данного периода времени удельная величина независящих расходов.

Полная себестоимость (С) может быть выражена формулой

и представлена на рис. 11.3, а:

С

а

Q

Рис. 11.3, а. Зависимость себестоимости от объема перевозок

При анализе себестоимости важное значение имеет удельный вес и процент изменения .

Практически здесь учитываются три периода анализа:

1) текущий (годовой);

2) перспективный с ;

3) перспективный с , где N – пропускная способность железнодорожного направления, измеряемая в парах поездов.

30–40% 70–60%

40–50% 60–50%

50–60% 50–40%

Чем больше период анализа, тем значение выше, а – ниже.

Если период анализа составляет 1 день, то = 0, а = 100%.

Если период анализа 100 лет, то = 100%, а = 0.

Четвертый признак – управленческий – поясняет, на каком уровне "держать" эксплуатационные расходы, чтобы получить максимум прибыли.

Например, компания (фирма) реализует продукцию по постоянной цене (Ц), имеет неизменные переменные затраты на единицу продукции () и постоянные затраты (). В этом случае прибыль (П) – функция от объема производства, т. е. , тогда:

.

Доходы . Прибыль П = Д – Э = ,

или , или , или .

Разница между ценой и переменными затратами на единицу продукции, т.е. , есть маржинальный доход на единицу продукции.

Порог рентабельности, выраженный в денежных единицах (рис. 11.4), может быть получен из уравнения:

,

где коэффициент переменных (зависящих) затрат.

– коэффициент маржинального дохода.

Д

Э

 
 


 
 


Объем производства

– порог рентабельности по объему производства;

– порог рентабельности в денежных единицах.

Рис. 11.4. Графическая интерпретация порога рентабельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: