В практической деятельности используются четыре признака, по которым классифицируют эксплуатационные расходы: экономический, калькуляционный, объемный, управленческий.
Первый признак – экономический – поясняет, каким образом расходы относятся к производственному процессу. С этой точки зрения расходы делятся на основные и накладные. Классификация расходов по первому признаку показана на рис. 11.1.
Рис. 11.1. Классификация эксплуатационных расходов
по экономическому признаку
Второй признак – калькуляционный – означает деление эксплуатационных расходов в процессе определения удельной величины затрат, т.е. себестоимости продукции (работ, услуг). В этом случае эксплуатационные расходы делят на прямые и косвенные (распределяемые).
Классификация расходов в соответствии со вторым признаком показана на рис. 11.2.
Рис. 11.2. Группировка эксплуатационных расходов
по калькуляционному признаку
Третий признак – объемный – означает, каким образом изменяются эксплуатационные расходы при перевыполнении или недовыполнении установленного задания по объему продукции (работы). В этом случае расходы подразделяют на зависящие (условно-переменные) и независящие (условно-постоянные) (рис. 11.3).
|
|
Э Э
= const
Рис. 11.3. Группировка эксплуатационных расходов
по объемному признаку
Математическая связь эксплуатационных расходов (Э) с объемами перевозок (Q) при стабильной пропускной способности, неизменных качественных показателях и расходных нормах может быть выражена формулой
= а×Q + b.
При увеличении объема перевозок общая сумма эксплуатационных расходов увеличивается, но медленнее, чем изменяется объем перевозок. При этом зависящие от объема перевозок расходы изменяются пропорционально объему перевозок, а не зависящие от объема перевозок расходы остаются величиной постоянной, как показано на рис. 11.3.
Себестоимость же перевозок в части расходов, зависящих от объема перевозок (Сз), остается величиной постоянной:
,
где а – постоянная для данного подразделения и данного периода времени удельная величина зависящих расходов.
Себестоимость перевозок в части расходов, не зависящих от объема перевозок, изменяется обратно пропорционально объему перевозок:
,
где b – постоянная для данного подразделения и данного периода времени удельная величина независящих расходов.
Полная себестоимость (С) может быть выражена формулой
и представлена на рис. 11.3, а:
С
|
Q
Рис. 11.3, а. Зависимость себестоимости от объема перевозок
При анализе себестоимости важное значение имеет удельный вес и процент изменения .
|
|
Практически здесь учитываются три периода анализа:
1) текущий (годовой);
2) перспективный с ;
3) перспективный с , где N – пропускная способность железнодорожного направления, измеряемая в парах поездов.
30–40% 70–60%
40–50% 60–50%
50–60% 50–40%
Чем больше период анализа, тем значение выше, а – ниже.
Если период анализа составляет 1 день, то = 0, а = 100%.
Если период анализа 100 лет, то = 100%, а = 0.
Четвертый признак – управленческий – поясняет, на каком уровне "держать" эксплуатационные расходы, чтобы получить максимум прибыли.
Например, компания (фирма) реализует продукцию по постоянной цене (Ц), имеет неизменные переменные затраты на единицу продукции () и постоянные затраты (). В этом случае прибыль (П) – функция от объема производства, т. е. , тогда:
.
Доходы . Прибыль П = Д – Э = ,
или , или , или .
Разница между ценой и переменными затратами на единицу продукции, т.е. , есть маржинальный доход на единицу продукции.
Порог рентабельности, выраженный в денежных единицах (рис. 11.4), может быть получен из уравнения:
,
где коэффициент переменных (зависящих) затрат.
– коэффициент маржинального дохода.
Д
Э
|
– порог рентабельности по объему производства;
– порог рентабельности в денежных единицах.
Рис. 11.4. Графическая интерпретация порога рентабельности