Всоответствии с ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
В Номенклатуре расходы группируются по следующим признакам.
1. В зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации.
Расходы подразделяются на расходы от обычных видов деятельности, связанные с производством и реализацией, и прочие расходы, в состав которых включаются внереализационные, операционные и чрезвычайные расходы (суммы текущего налога на прибыль и санкции за несоблюдение правил налогообложения в их состав не включаются) (рис. 11.7).
2. В зависимости от отношения к производственному процессу.
Такие расходы от обычных видов деятельности делятся на непосредственно вызываемые этим процессом – производственные и общехозяйственные, т. е. расходы по обслуживанию производства и управлению. В свою очередь расходы, непосредственно вызванные процессом производства, подразделяются на с п е ц и ф и ч е с к и е(прямые производственные)и о б щ е п р о и з в о д с т в е н н ы е расходы. Специфические (прямые производственные) расходы группируются по видам деятельности, отраслевым хозяйствам железнодорожного транспорта, укрупненным видам работ (УВР) – рис. 11.8.
|
Рис. 11.7. Классификация расходов в зависимости от их характера,
условий осуществления и направлений деятельности организации
Общехозяйственные расходы (см. рис. 11.8) подразделяются на две группы:
– общехозяйственные расходы б е з р а с х о д о в н а с о д е р -ж а н и е а п п а р а т а у п р а в л е н и я;
– расходы н а с о д е р ж а н и е а п п а р а т а у п р а в л е н и я.
3. В соответствии с методикой функционально-стоимостного анализа (ФСА). Этот анализ представляет собой подход к калькулированию себестоимости, основанный на переносе затрат с ресурсов на функции и с функций на объекты калькулирования себестоимости. В основе методики ФСА лежит оценка себестоимости продуктов и услуг, приводимых хозяйствующими субъектами, путем предварительного исчисления затрат на операции, составляющие технологическую цепочку производства. Звеньями технологической цепи являются функции, выполняемые персоналом, оборудованием и информационными системами.
Ресурсами в методике ФСА являются расходы предприятия.
Под функцией понимается группа производственных технологических процессов или бизнес-процессов предприятия, направленных на основное или вспомогательное производство, реализацию продукта, обеспечение производства и работы предприятия.
|
|
|
|
Рис. 11.8. Группировка расходов
в зависимости от отношения к производственному процессу
Объектом калькулирования, как правило, выступает себестоимость продуктов и услуг.
Таким образом, в системе управленческого учета ОАО «РЖД» все статьи расходов разделены в соответствии со следующими терминами:
– статьи-ресурсы – статьи, отражающие затраты на возобновление основных средств, уплату налогов, арендные и лизинговые и прочие платежи, которые нельзя однозначно отнести к определенной функции;
– статьи-функции – статьи, отражающие затраты на выполнение определенных работ, являющихся частью технологических или бизнес-процессов ОАО «РЖД».
Кроме того, в отдельную группу статей выделяются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, которые распределяются между статьями-функциями.
Функционально-стоимостной подход выражается в организации учета затрат по статьям-функциям и статьям-ресурсам, объединенных в группы по двум направлениям, отражающим характер выполняемых работ.
4. В зависимости от укрупненных видов работ.
Вся совокупность статей-расходов и статей-функций специфических (прямых производственных) расходов разделена по укрупненным видам работ (УВР),которые представляют собой группы статей, объединенных по функциональному признаку.
Выделены следующие укрупненные виды работ.
1. Обслуживание клиентов в части перевозок грузов, операции с грузами, подготовка и содержание грузовых вагонов и контейнеров.
2. Содержание и эксплуатация инфраструктуры железнодорожного транспорта.
3. Локомотивная тяга.
4. Обслуживание пассажиров и перевозчиков в части пассажирских перевозок в дальнем следовании, содержание вагонов пассажирского парка в дальнем следовании.
5. Обслуживание пассажиров и перевозчиков в части пассажирских перевозок в пригородном сообщении, содержание вагонов пассажирского парка в пригородном сообщении.
7. Строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
8. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
9. Содержание объектов социальной сферы.
10. Прочие виды работ.
Для каждого УВР осуществляется деление статей по отраслевым хозяйствам, что соответствует центрам ответственности по функциональным направлениям деятельности. Цель группировки расходов по отраслевым хозяйствам – распределение ответственности за расходы между функциональными департаментами и службами.
Ниже приведен перечень отраслевых хозяйств и подразделений, представленных в Номенклатуре:
1) пассажирское хозяйство;
2) хозяйство грузовой и коммерческой работы;
3) хозяйство перевозок;
5) вагонное хозяйство;
6) хозяйство пути;
7) хозяйство гражданских сооружений, водоснабжения
и водоотведения;
8) хозяйство автоматики и телемеханики;
9) хозяйство корпоративной информатизации;
10) хозяйство связи;
11) хозяйство электрификации и электроснабжения;
12) иностранные железные дороги;
13) отделения железных дорог;
14) управления железных дорог;
15) подразделения материально-технического снабжения;
16) подразделения торговли и общественного питания;
18) научно-исследовательские и проектно-конструкторские
подразделения;
19) строительно-монтажные подразделения;
20) проектно-изыскательские подразделения;
21) центральный аппарат ОАО «РЖД»;
22) прочие подразделения.
По видам деятельности первичный раздельный учет всех специфических (прямых производственных) расходов не осуществляется, что обусловлено спецификой некоторых статей расходов, разделение которых между видами деятельности в первичном учете затрат либо физически невозможно, либо связано с существенными дополнительными издержками по ведению учета.
Наличие статей (статей-функций и статей ресурсов) обусловлено отраслевой спецификой железнодорожного транспорта, наличием ряда работ, общих для нескольких видов деятельности (работы по содержанию инфраструктуры, часть работ по осуществлению локомотивной тяги, ремонту подвижного состава и т.д.)
Все виды деятельности ОАО «РЖД» разделяются на следующие две группы:
– деятельность по осуществлению перевозок, предоставлению услуг инфраструктуры и локомотивной тяги;
– деятельность, не связанная с осуществлением перевозок, предоставлением услуг инфраструктуры и локомотивной тяги.
К первой группе относятся: «Грузовые перевозки», «Услуги инфраструктуры», «Услуги локомотивной тяги», «Пассажирские перевозки в дальнем следовании», «Пассажирские перевозки в пригородном сообщении», «Ремонт подвижного состава»; ко второй группе – «Строительство объектов инфраструктуры», «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы», «Услуги социальной сферы», «Прочие виды деятельности».
Особенностью видов деятельности первой группы является технологическая целостность предоставляемых услуг на сети железных дорог. В проведении работ, необходимых для обеспечения возможности предоставления данных услуг, участвует целый ряд отраслевых хозяйств и структурных подразделений. Вследствие этого расходы, относящиеся к прямым, тем не менее подлежат распределению. Раздельный первичный учет этих затрат по видам деятельности либо невозможен, либо экономически неэффективен.
Себестоимость по видам деятельности первой группы может быть определена только на уровнях железной дороги (без учета затрат функциональных филиалов по объектам данной железной дороги) или ОАО "РЖД" в целом путем распределения расходов между видами деятельности с использованием натуральных показателей.
По видам деятельности второй группы в Номенклатуре обеспечен первичный постатейный раздельный учет специфических (прямых производственных) расходов по видам деятельности на местах (в структурных подразделениях).
5. В зависимости от экономического содержания расходы, связанные с производством и реализацией, складываются из следующих элементов: затрат на оплату труда; отчислений на социальные нужды; амортизации; материальных затрат, в том числе на материалы, топливо, электроэнергию и прочих материальных; прочих затрат.
В расходы по элементу «затраты на оплату труда» включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В расходы по элементу «отчисления на социальные нужды» включаются расходы по начислению единого социального налога в соответствии с главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации, отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленные федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ, и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленные федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.
В элементе «материальные затраты» отражаются стоимость приобретаемых материалов и топливно-энергетических ресурсов, а также расходы на работы и услуги производственного характера, выполняемые организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и индивидуальными предпринимателями.
По элементу «амортизация» отражается сумма амортизации основных средств и нематериальных активов, начисляемая в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001г. № 26н, Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н.
По элементу «прочие затраты» отражаются расходы, не включенные в другие элементы затрат.
Группировка по таким элементам осуществляется по каждой статье как при разработке плана, так и при учете фактических затрат.
Планирование эксплуатационных расходов железных дорог
Эксплуатационные расходы планируются по сети железных дорог, железным дорогам, отделениям дорог и линейным производственно-хозяйственным структурам.
Цель планирования эксплуатационных расходов – обеспечение выполнения заданного объема перевозок (работ, услуг) экономически обоснованным уровнем денежных средств.
В настоящее время при планировании расходов применяется бюджетный метод, основанный на использовании удельных норм затрат, которые разрабатываются для отраслевых хозяйств дорог Департаментом планирования и бюджетирования ОАО «РЖД» с учетом особенностей условий их работы по регионам страны, внедрения ресурсосберегающих технологий, прогрессивных форм организации производства и ценовой политики.
Эксплуатационные расходы планируются и учитываются в соответствии с Номенклатурой по укрупненным видам работ (УВР), по отдельным статьям, видам деятельности и экономическим элементам затрат.
Управление расходами требует не только целенаправленного планирования и регулирования затрат, но и анализа, контроля за их выполнением, а также постоянного обновления нормативной базы расчета затрат. Совершенствование системы бюджетирования и нормирования расходов по элементам затрат является сложной экономической задачей.
В настоящее время совершенствование системы планирования расходов железных дорог (филиалов ОАО «РЖД») осуществляется по элементам затрат, по видам деятельности и УВР в разрезе отраслевых хозяйств на всех уровнях управления на основе внедрения управленческого учета и ЕК АСУРФ. Данная автоматизированная система представляет собой отраслевое информационное решение для железных дорог России, разработанное на базе SAP R/3 продукта, относящегося к разряду полуфункциональных ERP-систем и позволяющего отслеживать все финансовые операции дочерних предприятий, подразделений, отдельных работников; формировать сводную отчетность; планировать расходы; выдавать кратко- и долгосрочные прогнозы в реальном режиме времени.
Таким образом, эта система обеспечивает прозрачность, оперативность и точность учета расходов и возможность принятия экономически обоснованных решений на всех уровнях управления, а также координирует и оптимизирует все экономические и финансовые процессы компании, ведет учет в полном соответствии с отраслевой нормативно-экономической базой. Повышение качества управления затратами на всех уровнях требует комплексного подхода, одним из направлений которого является совершенствование методов планирования и бюджетирования текущих расходов.
11.6 Понятие «себестоимость перевозок»
Прежде всего необходимо подчеркнуть значение снижения себестоимости перевозок для развития железнодорожного транспорта и экономики страны в целом. За период с начала 60-х годов по 90-е годы прошлого столетия себестоимость перевозок была снижена более чем в два раза, в результате была получена огромная сумма экономии эксплуатационных расходов, которая способствовала расширенному воспроизводству материально-технической базы железных дорог.
Себестоимость продукции – это затраты предприятия на производство продукции и ее реализацию.
В рыночных условиях сущность себестоимости несколько изменилась. Отчисления на социальные нужды – это общественные издержки, поэтому структура себестоимости компании, фирмы, предприятия выглядит теперь таким образом:
С + V ,
где С – овеществленный труд, выраженный в денежной форме;
V – живой труд в денежной форме;
– доля общественных издержек в денежной форме.
Продукцией железнодорожного транспорта является перевозка, а разными видами продукции с учетом признаков классификации расходов по видам деятельности, родам грузов, по типам вагонов и т. д. являются грузовые перевозки, пассажирские (перевозки в дальнем сообщении и т. д. по 6 видам, а также по укрупненным видам работ).
Себестоимость перевозок на железнодорожном транспорте официально рассчитывается в ОАО «РЖД» на трех уровнях: в структурных подразделениях (отделениях дорог), филиалах ОАО «РЖД» (дорогах) и в ОАО «РЖД» (по сети дорог в целом) и составляет коп./10 единиц продукции (средняя).
Себестоимость грузовых перевозок в отделениях железных дорог рассчитывается на 10 эксплуатационных т-км, а на дорогах и сети дорог – на 10 тарифных т-км.
Себестоимость перевозок (средняя) рассчитывается на:
10 приведенных т-км;
10 грузовых перевозок;
10 пассажирских перевозок.
Себестоимость 10 приведенных т-км, по данным за 2006 г., составляла 281,89 коп., себестоимость 10 т-км – 236,68 коп., 10 пассажиро-км – 794,14 коп. Себестоимость грузовых перевозок при электрической тяге составила 208,61 коп., тепловозной – 343,06 коп. Себестоимость пассажирских перевозок во всех видах сообщения при электрической тяге составила 760,60 коп, при тепловозной – 968,11 коп., в электросекциях – 749,50 коп., в дизель-поездах – 1268,34 коп./10 пассажиро-км.
Состав затрат, включаемых в настоящее время в себестоимость перевозок, значительно расширен (Постановления Правительства № 552 и № 661). Переход к рыночным отношениям вызвал появление новых групп расходов. Состав затрат определен Номенклатурой расходов по основной деятельности железных дорог, Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), Положением о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, а также Положением о бухгалтерском учете и отчетности.
Расходы, относимые на каждый вид продукции, определяются следующим образом. Часть расходов, непосредственно относится на определенный вид продукции (прямые расходы). Они выделяются в отчете формы 6-жел. по статьям расходов. Удельный вес прямых расходов составляет немногим более 40%; остальные расходы (косвенные) распределяются либо пропорционально затратам на те или иные измерители, либо пропорционально ранее распределенной заработной плате производственного персонала. Распределение расходов по видам продукции выполняется по данным отделений дорог, затем по дорогам и ОАО «РЖД».
Себестоимость перевозок для решения конкретных технико-экономических задач, например, по родам грузов или по конкретным направлениям, маршрутам и т. д. определяют при помощи специальных методов [7, 8].
Итак, существуют следующие методы для расчета себестоимости:
1) непосредственного расчета (по отдельным статьям и элементам затрат);
2) единичных расходных ставок;
3) укрупненных расходных ставок;
4) удельных весов расходов;
5) коэффициентов влияния;
6) коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости.
Рассмотрим вкратце сущность этих методов.
Метод непосредственного расчета себестоимости заключается в последовательном рассмотрении каждой статьи, относимой на конкретные перевозки, и выделении из нее части расходов, которую нужно отнести на данные перевозки.
Часть расходов по каждой статье прямых производственных расходов, относящуюся на объем конкретных перевозок (), вычисляют следующим образом:
– определяется сумма расходов данной статьи и величина измерителя (И), с которым связаны расходы этой статьи;
– определяется величина расходов на единицу этого измерителя:
;
– рассчитывается величина измерителя на заданный объем перевозок ();
– определяется часть расходов по данной статье, приходящаяся на заданный объем перевозок:
.
Такие расчеты выполняются по каждой статье прямых производственных расходов. Расходы, общие для всех мест возникновения затрат, и общехозяйственные расходы по отдельным хозяйствам определяют пропорционально величине заработной платы, относимой на рассматриваемые перевозки ().
Затем рассчитывают себестоимость, руб./10 т-км, конкретных перевозок:
,
где – величина заданного объема перевозок (т-км тарифные).
Метод непосредственного расчета (по отдельным статьям и элементам затрат) широко применяется при планировании и анализе эксплуатационной деятельности подразделений железнодорожного транспорта.
Достоинством этого метода является простота и наглядностьпроизводимых расчетов.
Недостатки – большой объем счетной работы.
Необходимым условием для использования метода непосредственного расчета является наличие научно обоснованной нормативной базы и ее постоянное совершенствование.
Метод единичных расходных ставок наиболее часто используется в технико-экономических расчетах определения себестоимости перевозок.
Сущность этого метода сводится к следующему:
– устанавливается перечень калькуляционных измерителей, с которыми увязываются зависящие расходы по перевозке (грузов, пассажиров и т. п.);
– зависящие расходы группируют вокруг калькуляционных измерителей;
– делением этих групп расходов на соответствующий калькуляционный измеритель определяют единичные расходные ставки;
– определяется величина калькуляционного измерителя на принятый объем перевозок;
– умножением величины измерителя на соответствующую единичную расходную ставку определяют расходы на выполнение данного измерителя, приходящегося на принятый объем перевозок (1000 т-км или 1000 пассажиро-км);
– суммированием расходов по каждому измерителю определяют зависящие расходы на принятый объем перевозок;
– к зависящим расходам прибавляют условно-постоянные расходы и таким образом исчисляют полную себестоимость перевозок.
Условно-постоянные расходы определяются заданным процентом от зависящих расходов или установленной величиной на единицу объема перевозок.
Обычно расчет себестоимости перевозок методом единичных расходных ставок выполняется в табличной форме (табл. 11.3 и 11.4).
Т а б л и ц а 11.3