На железнодорожном транспорте. Рассматривая проблему ценообразования, нельзя не учитывать особенности железнодорожного транспорта и результата его деятельности

Рассматривая проблему ценообразования, нельзя не учитывать особенности железнодорожного транспорта и результата его деятельности.

Перемещение грузов обусловлено объективной необходимостью общественного воспроизводства материальных благ, а перемещение населения – социально-культурными условиями жизни. В каждой стране транспорт обеспечивает географическое разделение труда, специализацию и кооперирование предприятий, регионов и даже целых стран.

Транспорт является общим (точнее необходимым) условием любого общественного производства. Но продукция транспорта отличается от продукции других отраслей народного хозяйства (см. тему 1).

Ценообразование на транспорте представляет собой составную часть ценообразования народнохозяйственного комплекса, так как разные сферы материального производства взаимно связаны и обусловлены. Но ценообразование на транспорте – процесс более сложный, чем в других отраслях экономики. Это обусловлено следующими причинами.

1. Наличием на железнодорожном транспорте целого ряда продукции. До недавнего времени считалось, что железнодорожный транспорт создает два вида продукции: грузовые и пассажирские перевозки. Но такое утверждение не соответствовало действительности. С учетом толкования понятия продукция грузовые перевозки подразделяются:

по виду сообщения: прямое (с участием нескольких железных дорог), местное (в пределах одной железной дороги);

по видам отправок: маршрутные, повагонные, контейнерные, мелкие, почтовые, багажные;

по скорости перевозок: грузовая и большая скорости;

по типу подвижного состава и вместимости: универсальные вагоны, транспортеры, цистерны, рефрижераторные поезда;

по дальности перевозок: с увеличением расстояния себестоимость и фондоемкость единицы транспортной продукции изменяются по закону гиперболы.

Железнодорожный транспорт, кроме перечисленных, выполняет так называемые специфические перевозки в особых условиях (опасные, крупногабаритные и др.), а также услуги по просьбе грузоотправителей (грузополучателей) на договорной основе.

Все перевозимые грузы разбиты на три класса, для каждого класса груза установлены соответствующие тарифные ставки.

Единая тарифная ставка разделена на две составляющие:

– плата за инфраструктуру;

– плата за вагон железных дорог.

Кроме того, перевозки грузов могут осуществляться во внутрироссийском и в международном сообщении. Перевозки в международном сообщении делятся на:

– перевозки экспортно-импортных грузов, следующих в отечественные морские порты;

– перевозки экспортно-импортных грузов от и до пограничных передаточных станций железных дорог России.

При определении провозной платы базовые ставки тарифа корректируются основными и дополнительными коэффициентами, уточняющими условия перевозки. Основные коэффициенты объединены в четыре группы [33].

2. В силу особенностей транспортной продукции определение ее себестоимости значительно отличается от исчисления себестоимости продукции в промышленных отраслях народнохозяйственного комплекса.

Сложность системы ценообразования по грузовым перевозкам обусловлена еще и тем, что тарифная система построена на разных принципах. Тарифная ставка за инфраструктуру базируется в основном на технологическом принципе, при котором важное значение имеют издержки производства продукции. Тарифная ставка за вагон железных дорог основана на платежеспособности владельца перевозок данного груза, которая зависит от конъюнктуры рынка перевозимого груза.

Сглаживанию противоречий между двумя разными принципами построения тарифной системы по грузовым перевозкам способствует система основных и дополнительных коэффициентов. Но кардинальное решение по созданию тарифной системы, отвечающей интересам грузовладельцев, перевозчиков и государства, требует выработки новых принципов и методов, о которых пойдет речь в п. 12.4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: