Основные элементы контент-анализа

Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых могут использоваться: понятия, темы, имена и т.п.

Понятия, выраженные в словах и отдельных терминах (частные категории). Это могут быть понятия из одной предметной области. Такими понятиями из области экономики будут: интенсификация, технический прогресс, методы хозяйствования, оптимизация управления и др. Термины политического содержания: власть, демократия. Нравственные или правовые термины: активность, инициативность, предприимчивость, законность, дисциплина. Научныетермины: модель, система, космическое пространство и т.п.

Очевидно, что анализ текста по содержанию понятий несет немало важной психологической информации.

Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах т.п. (общие категории). По тематике можно еще более полно представить содержание документа. Темы развертывания инициативы, соблюдения социальной справедливости и т.д. могут выступать как самостоятельные единицы контент-анализа, образованные целым набором отдельных (частных) понятий.

Столь же много самостоятельных тем заложено в личных документах, например в письмах о самом себе или о своих близких и т.п. Все это — свидетельства определенной направленности взглядов, интересов, ценностных ориентаций и норм деятельности.

Так, при изучении коммуникаций могут следующим образом определяться задачи, объект и предмет контент-анализа (см. [Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987]):

- проблематика отражения действительности;

- область реализации целей коммуникатора;

- сфера потребностей аудитории коммуникации, на которые ориентирован коммуникатор;

- область взаимодействия коммуникатора (органа-информации, пропагандиста...) и аудитории.

Далее развертывается система индикаторов применительно к каждому из названных аспектов, Например, для первого аспекта (отражение реальности) ставятся задачи:

- реконструировать события и явления;

- установить закономерности отображения действительности средствами коммуникации.

Объект ом анализа документов (т.е. фиксируемым содержанием) здесь выступают — содержание сообщений, их тематика и смысловые значения, а предметом (т.е. внеязыковой реальностью) — картина мира, представляемая средствами коммуникации.

Контент-анализ текста может быть весьма многосторонним, причем одновременно используется несколько единиц анализа и несколько единиц счета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: