Сущность контент-анализа

Рассмотрим более подробно количественный подход к анализу документов, т.к. именно он позволяет получить наиболее надежные данные.

Часто в исследованиях документов требуется не просто отбор и качественный анализ записей, но также контент-анализ а информации. Контент-анализ (от англ. conents – содержание и греч. analysis - разложение, расчленение) - любое систематическое изучение материала, в ходе которого качественная информация распределяется по заранее определенным категориям. Таким образом за счет контент-анализ а осуществляется перевод в количественные показатели массовой документальной информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими учеными X.Лассуэллом и Б.Берельсоном, в России — А.Н. Алексеевым, Б.А. Грущиным, Т.М. Дридзе и др.

Любой вид записей можно подвергнуть контент-аиализу. И хотя в большинстве случаев изучается вербальная информация, например данныеинтервью, невербальный материал также можно проанализировать с помощью контент-анализ а. Например, в исследованиях Брэнтжета и Боума (1991) рисунки пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, подвергли контент-анализу, затем установили соотношение рисунков со степенью психической деградации и сравнили их с рисунками людей того же возраста, не страдающих этим недугом.

В основе контент-анализа лежит количественный анализ содержания коммуникаций, основанный на определении:

- частоты встречаемости определенных понятий в «текстах»,

- степень выраженности взаимосвязей этих понятий.

В качестве подобных «текстов» могут выступать разные источники. Но важно, что вывод об особенностях личности автора того или иного «текста», его характеристиках, установках и целях, контексте его общественной жизни и т.д. делается на основании не отдельных элементов «текста» как таковых, а определенных частотных характеристик.

В качестве основы для подсчета частоты встречаемости может выступать, например, категория, объединяющая слова по определенному признаку. В этой роли могут выступать

· как общие категории:

- власть,

- политика,

- бизнес,

- образование,

- семья и т.д.,

· так и частные:

- агрессия,

- работа,

- конфликт и т.д.

Подобный вид контент-анализа называется концептуальным. Кроме частоты встречаемости отдельных слов во всем тексте, может количественно фиксироваться совместная встречаемость слов разных категорий в отдельных предложениях этого текста, на основании корреляционного анализа меры их связанности. Для этого заранее разрабатываются контрольные таблицы, на основании которых можно операционально определить категории материала, подвергающегося контент-анализу.

Также необходимо, чтобы анализ проводили несколько исследователей — это позволит удостовериться в его надежности. Чтобы избежать искажений, эти исследователи, по возможности, не должны знать, в чем состоит проверяемая гипотез а.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: