Использование шкал в психологической диагностике

В основе классической теории тестирования лежит понятие субъективного шкалирования, что подразумевает применение количественных показателей для определения количественной выраженности тех или иных психологических феноменов, например отношений индивида к определенным объект ам, связанным с физическими или социальными процессами.

Считается, что при разработке психологических тестов следует стремиться к использованию шкал отношений или, по крайней мере, интервальных шкал.

Наиболее близко к шкалам отношений подходят шкалы Лайкерта, достаточно часто используемые при разработке личностных опросников. Так, в 1932 г. Р.Лайкерт предложил метод измерения социальных установок без использования экспертной оценки [Likert R., Roslow S., Murphy G., 1934]. Особенностью было то, что те или иные суждения оцениваются по пятибалльной системе, например, следующим образом:

«Полностью согласен»  
«Согласен»  
«Трудно сказать»  
«Не согласен»  
«Полностью не согласен»  

Сумма баллов по всем пунктам шкалы и выступает баллом испытуем ого по данной шкале. Еще одна заслуга Р.Лайкерта состоит в том, что им был задан внутренний критерий, который позволяет отбрасывать неподходящие вопросы. Для этого используется корреляция балла по конкретному заданию (пункту) с общим баллом по всей шкале.

Основным недостатком шкалы Лайкерта является предположение о том, что баллы по разным шкалам можно складывать, что неправомерно на этом уровне измерения. В частности, вводятся следующие трудно проверяемые постулаты: психологические дистанции между каждой из пяти градаций шкалы ответов равны; если равны числа, выражающие степень согласия с двумя пунктом шкалы (или фактора), то равны и их психологические эквиваленты [Пэнто Р., Гравитц М., 1972, с. 508].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: