Личностные опросники

Личностные опросники - группа психодиагностических методик, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей. Они характеризуются наличием набора пунктов (в качестве которых могут выступать как вопросы, так и утверждения), каждый из которых логически связан с основной темой исследования и ответы на которые испытуем ого могут быть обработаны количественно. При этом они предполагают высокую стандартизацию процедуры проведения самого тестирования и подсчета итоговых баллов. Как правило, личностные опросники разрабатываются так, чтобы им были присущи: дискриминативность, надежность, валидност ь и стандартизованность.

В силу природы личностных свойств (прежде всего из-за их устойчивости и относительной независимости от конкретных ситуаций), труднее всего бывает установить валидност ь именно личностных опросников. Проблематичность использования личностных опросников связана, кроме того, с возможностью фальсификации ответов, а также со снижением достоверности из-за различной степени понимания испытуем ым пунктов опросника и проявления различных его установок.

Более дробная классификация личностных опросников, чем предложенная Р.Брикенкампом, предполагает подразделение их на следующие виды:

1. Опросники черт личности, к которым относятся, с одной стороны, опросники, диагностирующие много личностных характеристик. Это – опросники со многими шкалами, такие, как: «Фрейбургский личностный опросник» [Fahrenberg J., Hampel R., Selg H., 1984] (см. рис. 60), «Гиссен-тест», «16 личностных факторов», а также опросники, диагностирующие ограниченный набор характеристик. Это, например, опросники Х.Ю.Айзенка (MPI или EPI), а также опросники, ориентированные на частные личностные качества, в частности, опросники, имеющие одну или несколько шкал (страх, депрессия, агрессивность, импульсивность, уверенность в себе, локус контроля), каждая из которым может участвовать в наборе шкал многошкального опросника.

Рис. 60. Фрейбургский личностный опросник

2. Типологические личностные опросники, в которых типы личности трактуются как несводимые к комбинации личностных черт. Такие опросники позволяют производить группировку самих испытуем ых. Это – «Миннесотский многоаспектный личностный опросник» (MMPI) [Hathaway S.R., McKinley J.C., 1951], «Опросник Х.Шмишека» [Schmieschek H.G., 1975], «Патохарактерологический опросник А.Е.Личко».

3. Опросники интересов.

К этой группе принадлежит, например, «Тест профессиональных интересов» (от нем. Berufs-Interessen-Test) – это опросник для диагностики профессиональных интересов, разработанный М.Ирле (1975 г.). Он включает в себя: руководство, тестовую тетрадь, бланк и ответов, шаблоны ключей и бланк и обработки. По своей структуре ориентирован на 9 профессиональных областей: технические занятия, ремесленные занятия, технические и естественные науки, сфера питания, сельское и лесное хозяйство, торговля, канцелярские занятия, литература и гуманитарные науки, социальная защита и воспитание. Имеется 4 параллельные формы, две из которых предполагают принудительный выбор из нескольких альтернатив, а две другие - свободный выбор тех или иных профессиональных занятий из общего списка (81 занятие). Тест был сконструирован на эмпирической основе, а именно, при использовании демографических данных о профессиональной занятости в современном индустриальном городе (г. Штуттгарт). Применение опросника предполагает, что у тестируемого уже произошла «кристаллизация» профессиональных интересов (к 12 годам), что позволяет ему судить об интересности таких деятельностей, в которых он еще реально не участвовал. Тестирование возможно как индивидуально, так и в группе; предполагает ситуацию «бумага-карандаш» (ознакомление с инструкцией и ответы на вопросы); занимает около 35 мин. для форм АА и АБ (с принудительным выбором) или около 15 мин. для форм БА и ББ (со свободным выбором). Обработка алгоритмизирована, проводится по шаблону при сравнении индивидуального профиля с эталонными. В отношении статистических критериев есть данные только о внутренней консистентности (коэффициенты по критерию Кьюдера-Ричардсона для разных шкал имеют значение от 0,75 до 0,95); стандартизация проводилась на достаточно большой выборк е (1150 мужчин и 260 женщин) [Irle M. Berufs-Interessen-Test, Bern, 1975; Irle M., Allehoff W. Berufs-Interessen-Test 2, Bern, 1984; Кондаков И.М. Экспериментальный анализ некоторых структурных особенностей профессиональных интересов // Психологическая наука и образование, № 2, 1997.

Особое место занимают опросники креативности (от лат. creatiо - созидание), выступающие средством диагностики творческих способностей индивида, представляющее собой списки ситуаций, чувств, интересов, форм поведения, которые характерны для творческих людей. Данные опросники могут быть адресованы и самому испытуем ому, и окружающим его людям. В частности, если речь идет о креативности детей, то чрезвычайно важным оказывается культурный уровень его родителей и обстановка его воспитания.

4. Опросники коммуникативных стилей.

5. Опросники ценностей.

6. Опросники установок.

7. Опросники мотивов.

Планирование этапов разработки личностного опросника

Конструирование личностного опросника предполагает прохождение ряда этапов. Это следующие этапы:

1. Теоретический анализ, на основании которого строится психологический конструкт, как теоретическая концепция тестируемого психологического свойства. Для этого чаще всего используется разбор литературы с психологическими описаниями в исследуемой области. Подобный конструкт должен однозначно предписывать получение определенных результатов при проведении корреляционных исследований, т.е. он должен быть достаточно конкретным, чтобы обеспечивать проверку по критерию конструктной валидност и. На этом этапе также важно получение заключения по создаваемым психологическим описаниям от экспертов. В качестве вариантов данного этапа могут выступать: конструирование опросника с помощью критериальных групп и конструирование опросника с помощью факторного анализа.

2. Формирование эмпирических индикаторов теоретического конструкта, как конкретных его проявлений (прежде всего, поведенческих) в различных ситуациях. На основе данных индикаторов происходит формулирование пунктов опросника. Должно быть сформулировано так много разнообразных формулировок, релевантных этому содержанию, насколько возможно.

3. Поиск адекватного социально-прагматического критерия для проверки валидност и опросника.

4. Проведение эмпирического исследования на пилотаж ной выборк е и статистическая проверка валидност и эмпирических индикаторов.

5. Исследование достоверности результатов и отсев пунктов, не удовлетворяющих критериям валидности и достоверности. Пересчет показателей надежности для сокращенной шкалы, состоящей только из валидных пунктов. При этом должен быть определен коэффициент альфа.

6. Проведение эмпирического исследования на основной выборке, которая должна быть возможно большей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: