Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО)

Предложен А.Е. Личко в 1970 г. Предназначен для определения типов акцентуации характера и вариантов конституционных психопатий, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте (14–18 лет).

Буквенные символы обозначают следующие типы:

Г – гипертимный;

Ц – циклоидный;

Л – лабильный (эмоционально-лабильный);

А – астено-невротический;

С – сентизивный;

П – психастенический;

Ш – шизоидный;

Э – эпилептоидный;

И – истероидный;

Н – неустойчивый;

К – конформный.

Учитываются не все утверждения, а только те, которые имеют шифровку. Сдвоенные и строенные буквенные символы (например, АА в выборке 5 на тему «Самочувствие» в первом исследовании) означают, что за этот выбор в пользу соответствующего типа начисляется два балла. В случае шифра ГН – один балл по Г и один по Н.

В шкале объективной оценки предусмотрены также следующие дополнительные показатели:

Д – показатель диссимуляции действительного отношения к рассматриваемым проблемам и стремления не раскрывать особенностей своего характера;

Т – показатель откровенности;

В – показатель черт характера, присущих органическим психопатиям;

Е – степень отражения реакции эмансипации в самооценке;

О – показатель психологической склонности к делинквентности.

Инструкция. Работают в два этапа. На первом этапе надо просматривать каждый раздел и выбирать от одного до трех утверждений, которые подходят испытуемому. На втором этапе после того, как все 25 разделов просмотрены – до трех утверждений, которые не подходят испытуемому.

Самочувствие:

1. У меня почти всегда плохое самочувствие.

2. Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил.

3. Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо.

4. Мое самочувствие часто меняется, иногда по несколько раз в день.

5. У меня почти всегда что-нибудь болит.

6. Плохое самочувствие возникает у меня после огорчений и беспокойств.

7. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей.

8. Я легко переношу боль и физические страдания.

9. Мое самочувствие вполне удовлетворительно.

10. У меня случаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски.

11. Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие.

12. Я очень плохо переношу боль и физические страдания и очень их боюсь.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Настроение:

1. Как правило, настроение у меня очень хорошее.

2. Мое настроение легко меняется от незначительных причин.

3. У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в себе.

4. Мое настроение зависит от общества, в котором я нахожусь.

5. У меня почти всегда плохое настроение.

6. Мое плохое настроение зависит от плохого самочувствия.

7. Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного.

8. У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим.

9. У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев.

10. Малейшие неприятности сильно огорчают меня.

11. Периоды очень хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения.

12. Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Сон и сновидения:

1. Я сплю хорошо, а сновидениям значения не придаю.

2. Сон у меня богат яркими сновидениями.

3. Перед тем как уснуть, я люблю помечтать.

4. Я сплю мало, но всегда встаю бодрым.

5. Сны вижу редко.

6. Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения.

7. У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают мучительно-тоскливые сновидения.

8. Бессонница у меня наступает периодически без особых причин.

9. Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час.

10. Если меня что-то расстроит, я долго не могу уснуть.

11. Я часто вижу разные сны: то радостные, то неприятные.

12. По ночам у меня бывают приступы страха.

13. Мне часто снится, что меня обижают.

14. Я могу свободно регулировать свой сон.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Пробуждение ото сна:

1. Мне трудно проснуться в назначенный час.

2. Я просыпаюсь с неприятной мыслью, что надо идти на работу или учебу.

3. В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие – угнетенным и унылым без всякой причины.

4. Я легко просыпаюсь, когда мне нужно.

5. Утро для меня – самое тяжелое время суток.

6. Часто мне не хочется просыпаться.

7. Проснувшись, я нередко еще долго переживаю то, что видел во сне.

8. Периодами я чувствую себя бодрым, периодами – разбитым.

9. Утром я встаю добрым и энергичным.

10. С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером.

11. Нередко бывало, что проснувшись, я не мог сразу сообразить, где я и что со мной.

12. Я просыпаюсь с мыслью, что сегодня надо будет сделать.

13. Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Аппетит и отношение к еде:

1. Неподходящая обстановка, грязь и разговоры о неаппетитных вещах никогда не мешали мне есть.

2. Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами ничего есть не хочется.

3. Я ем очень мало, иногда долго ничего не ем.

4. Мой аппетит зависит от настроения: то ем с удовольствием, то нехотя и через силу.

5. Я люблю лакомства и деликатесы.

6. Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях.

7. У меня хороший аппетит, но я не обжора.

8. Есть кушанья, которые вызывают у меня тошноту и рвоту.

9. Я предпочитаю есть немного, но очень вкусное.

10. У меня плохой аппетит.

11. Я люблю сытно поесть.

12. Я ем с удовольствием и не люблю огранивать себя в еде.

13. Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю ее свежесть и доброкачественность.

14. Мне легко можно испортить аппетит.

15. Еда меня интересует, прежде всего, как средство поддержать здоровье.

16. Я стараюсь придерживаться диеты, которую сам разработал.

17. Я плохо переношу голод, так как быстро слабею.

18. Я знаю, что такое чувство голода, но не знаю, что такое аппетит.

19. Еда не доставляет мне большого удовольствия.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Отношение к спиртным напиткам:

1. Мое желание выпить зависит от настроения.

2. Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться.

3. Периодами я выпиваю охотно, периодами меня к спиртному не тянет.

4. Люблю выпить в веселой хорошей компании.

5. Я боюсь пить спиртное, потому что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение.

6. Спиртное не вызывает у меня веселого настроения.

7. К спиртному я испытываю отвращение.

8. Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски и тревоги.

9. Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии.

10. Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам.

11. Спиртные напитки меня пугают.

12. Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир.

13. Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушать компанию.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Сексуальные проблемы:

1. Половое влечение меня мало беспокоит.

2. Малейшая неприятность подавляет у меня половое влечение.

3. Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочаровываться в жизни.

4. Периоды сильного полового влечения чередуются у меня с периодами холодности и безразличия.

5. В половом отношении я быстро возбуждаюсь, но быстро успокаиваюсь и охладеваю.

6. При нормальной семейной жизни не существует никаких половых проблем.

7. У меня сильное половое влечение, которое мне трудно сдерживать.

8. Моя застенчивость мне очень сильно мешает.

9. Измены я бы никогда не простил.

10. Я считаю, что половое влечение нельзя сдерживать, иначе оно мешает плодотворной работе.

11. Наибольшее удовольствие мне доставляет флирт и ухаживание.

12. Я люблю анализировать свое отношение к половым проблемам, свое собственное влечение.

13. Я нахожу ненормальности в своем половом влечении и стараюсь бороться с ними.

14. Считаю, что половым проблемам не следует придавать большого значения.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Отношение к одежде:

1. Люблю яркие и броские костюмы.

2. Считаю, что всегда надо быть прилично одетым, потому что «встречают по одежке».

3. Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой.

4. Люблю одежду модную или необычную, которая невольно привлекает взоры.

5. Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось.

6. Люблю одеваться так, чтобы было к лицу.

7. Не люблю слишком модничать, считаю, что надо одеваться, как все.

8. Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке.

9. Об одежде я мало думаю.

10. Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за мой костюм.

11. Предпочитаю темные и серые тона.

12. Временами одеваюсь модно и ярко, временами своей одеждой не интересуюсь.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Отношение к деньгам:

1. Нехватка денег меня раздражает.

2. Деньги меня совершенно не интересуют.

3. Очень огорчаюсь и расстраиваюсь, когда денег не хватает.

4. Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать мне будет трудно.

5. Я очень аккуратен в денежных делах и, зная неаккуратность многих, не люблю давать в долг.

6. Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить.

7. Я всегда стараюсь оставить деньги про запас на непредвиденные расходы.

8. Деньги мне нужны только для того, чтобы как-нибудь прожить.

9. Стараюсь быть бережливым, но не скупым, люблю тратить деньги с толком.

10. Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг.

11. Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их не задумываясь, периодами пугаюсь остаться без денег.

12. Я никогда и никому не позволю ущемлять меня в деньгах.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Отношение к родителям:

1. Очень боюсь остаться без родителей.

2. Я считаю, что родителей надо уважать, даже если имеешь против них в сердце обиды.

3. Я люблю и привязан к родителям, но бывает, сильно обижаюсь на них и даже ссорюсь.

4. В одни периоды мне кажется, что меня слишком опекали, в другие – укоряю себя за непослушание и причиненные родным огорчения.

5. Мои родители не дали мне того, что необходимо в жизни.

6. Упрекаю их в том, что в детстве они недостаточно уделяли внимания моему здоровью.

7. Очень люблю (любил) одного из родителей.

8. Я люблю ро, но не переношу, когда мною распоряжаются и командуют.

9. Очень люблю мать и боюсь, что с нею что-нибудь случится.

10. Упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю (любил) родителей.

11. Родители меня слишком притесняли и во всем навязывали свою волю.

12. Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими.

13. Я считаю себя виноватым перед ними.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Отношение к друзьям:

1. Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из-за выгоды.

2. Хорошо себя чувствую с тем, кто мне сочувствует.

3. Для меня важен не один друг, а дружный хороший коллектив.

4. Я ценю такого друга, который умеет меня выслушать, приободрить, вселить уверенность, успокоить.

5. По друзьям, с кем пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу новых.

6. Чувствую себя таким больным, что мне не до друзей.

7. Моя застенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем мне хотелось бы.

8. Я легко завязываю дружбу, но часто разочаровываюсь и охладеваю.

9. Я предпочитаю тех друзей, которые внимательны ко мне.

10. Я сам выбираю себе друга и решительно бросаю его, если разочаровываюсь в нем.

11. Я не могу найти себе друга по душе.

12. У меня нет никакого желания иметь друга.

13. Периодами я люблю больше дружеские компании, периодами избегаю их и ищу одиночества.

14. Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями.

15. Люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Отношение к окружающим:

1. Я окружен глупцами, невеждами и завистниками.

2. Окружающие завидуют мне и потому ненавидят меня.

3. В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие периоды они меня тяготят.

4. Я считаю, что самому не следует выделяться среди окружающих.

5. Стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого.

6. Мне кажется, что окружающие меня презирают и смотрят на меня свысока.

7. Легко схожусь с людьми в любой обстановке.

8. Больше всего со стороны окружающих я ценю внимание к себе.

9. Я быстро чувствую хорошее или недоброжелательное отношение к себе и так же отношусь сам.

10. Я легко ссорюсь, но быстро мирюсь.

11. Я часто подолгу размышляю, правильно или неправильно я что-нибудь сказал или сделал в отношении окружающих.

12. Людское общество меня быстро утомляет и раздражает.

13. От окружающих я стараюсь держаться подальше.

14. Я не знаю своих соседей и не интересуюсь ими.

15. Мне часто кажется, что окружающие подозревают меня в чем-то плохом.

16. Мне приходилось от окружающих терпеть много обид и обманов, и это всегда настораживает меня.

17. Мне часто кажется, что окружающие смотрят на меня как на никчемного и ненужного человека.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Отношение к незнакомым людям:

1. Я настороженно отношусь к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла.

2. Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию.

3. Я избегаю новых знакомств.

4. Незнакомые люди внушают мне беспокойство и тревогу.

5. Прежде чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что говорят о нем люди.

6. Я никогда не доверяюсь незнакомым людям, и не раз убеждался, что в этом прав.

7. Если незнакомые проявляют интерес ко мне, то я с интересом отношусь к ним.

8. Незнакомые люди меня раздражают, к знакомым я уже как-то привык.

9. Я охотно и легко завожу новые знакомства.

10. Временами я охотно знакомлюсь с новыми людьми, временами ни с кем знакомиться не хочется.

11. В хорошем настроении я легко знакомлюсь, в плохом – избегаю знакомства.

12. Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Отношение к одиночеству:

1. Я считаю, что человек не должен отрываться от коллектива.

2. В одиночестве я чувствую себя спокойнее.

3. Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей.

4. Периодами мне лучше среди людей, периодами предпочитаю одиночество.

5. В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником.

6. В одиночестве я скучаю по людям, а среди людей быстро устаю и ищу одиночества.

7. Большей частью я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному.

8. Я не боюсь одиночества.

9. Я боюсь одиночества и, тем не менее, так получается, что нередко оказываюсь в одиночестве.

10. Я люблю одиночество.

11. Одиночество я переношу легко, если только оно не связано с неприятностями.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Отношение к будущему:

1. Я мечтаю о светлом будущем, но боюсь неприятностей и неудач.

2. Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным.

3. Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим.

4. В будущем меня больше всего беспокоит здоровье.

5. Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы.

6. Не люблю много раздумывать о своем будущем.

7. Мое отношение к будущему часто и быстро меняется: то строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.

8. Я утешаю себя тем, что в будущем исполнятся все мои желания.

9. Я всегда невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем.

10. Мои планы на будущее я люблю разрабатывать в малейших деталях и во всех деталях стараюсь их осуществить.

11. Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту.

12. Я живу своими мыслями, и меня мало волнует, каким в действительности окажется мое будущее.

13. Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами – мрачным.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Отношение к новому:

1. Периодами я легко переношу перемены в своей жизни и даже люблю их, но периодами начинаю их бояться и избегать.

2. Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит.

3. Я люблю перемены в жизни (новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг).

4. У меня бывают моменты, когда я жадно ищу новые знакомства, но бывает, я избегаю их.

5. Я люблю сам придумывать новое, все переиначивать и делать по-своему, не так, как все.

6. Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает.

7. Не люблю всяких новшеств, предпочитаю установленный твердый порядок.

8. Я боюсь перемен в жизни: новая обстановка меня пугает.

9. Новое приятно, если только обещает для меня что-то хорошее.

10. Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Отношение к неудачам:

1. Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи.

2. Периоды, когда я активно борюсь с неудачами, чередуются у меня с периодами, когда у меня от малейших неудач опускаются руки.

3. Неудачи приводят меня в отчаяние.

4. Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, которое я изливаю на невиноватых.

5. Если случается неудача, я всегда ищу, что же я сделал неправильно.

6. Неудачи вызывают у меня протест, негодование и желание их преодолеть.

7. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.

8. При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться.

9. Бывает, что малейшие неудачи приводят меня в уныние, но бывает, что серьезные неприятности я переношу стойко.

10. Неудачи меня угнетают, и я, прежде всего, виню самого себя.

11. Неудачи меня не задевают, я не обращаю на них внимания.

12. При неудачах я еще больше мечтаю об исполнении своих желаний.

13. Я считаю, что при неудачах нельзя отчаиваться.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Отношение к приключениям и риску:

1. Люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск.

2. Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и все никак не решаюсь рискнуть.

3. Мне не до приключений, а рискую я только тогда, когда к этому принуждают обстоятельства.

4. Я не люблю приключений и избегаю риска.

5. Я люблю мечтать о приключениях, но не ищу их в жизни.

6. Временами я люблю приключения и часто рискую, но временами приключения и риск мне становятся не по душе.

7. Я люблю веселые приключения, которые хорошо заканчиваются, а рисковать не люблю.

8. Я специально не ищу приключений и риска, но иду на них, когда этого требует мое дело.

9. Приключения и риск меня привлекают, если в них достается первая роль.

10. Бывает, что риск и азарт меня совершенно опьяняют.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Отношение к лидерству:

1. Я могу идти впереди других в рассуждениях, но не в действиях.

2. Я люблю быть первым в компании, руководить и направлять других.

3. Я люблю опекать кого-либо одного, кто мне понравится.

4. Я всегда стремлюсь учить людей правилам и порядку.

5. Одним людям я нехотя подчиняюсь, другими командую сам.

6. Периодами я люблю «задавать тон», быть первым, но периодами мне это надоедает.

7. Я люблю быть первым там, где меня любят; бороться за первенство я не люблю.

8. Я не умею командовать другими.

9. Я не люблю командовать людьми, ответственность меня пугает.

10. Всегда находятся люди, которые слушаются меня и признают мой авторитет.

11. Я люблю быть первым, чтобы другие мне подражали и следовали за мной.

12. Я охотно следую за авторитетными людьми.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Отношение к критике и возражениям:

1. Я не слушаю возражений и критики и всегда думаю и делаю по-своему.

2. Слушая возражения и критику, я ищу довода в свое оправдание, но не всегда решаюсь его высказывать.

3. Возражения и критика особенно раздражают меня, когда я устал и плохо себя чувствую.

4. Критика и осуждения в мой адрес лучше равнодушия и пренебрежения.

5. Не люблю, когда меня критикуют и мне возражают, сержусь и не всегда могу сдерживать свой гнев.

6. Когда меня критикуют или возражают мне, это меня сильно огорчает и приводит в уныние.

7. От критиков мне хочется убежать подальше.

8. В одни периоды критику и возражения переношу легко, в другие – очень болезненно.

9. Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей.

10. Я не слышал еще справедливой критики в свой адрес или справедливых возражений моим доводам.

11. Я стараюсь правильно реагировать на критику.

12. Я убежден, что критикуют обычно только для того, чтобы тебе напакостить или самим выдвинуться.

13. Если меня критикуют или мне возражают, мне всегда начинает казаться, что другие правы, а я нет.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Отношение к опеке и наставлениям:

1. Я слушаю наставления только тех, кто имеет на это право.

2. Я охотно слушаю те наставления, которые касаются моего здоровья.

3. Не выношу, когда меня опекают и за меня все решают.

4. Я не нуждаюсь в наставлениях.

5. Я охотно слушаюсь того, кто, знаю, меня не любит.

6. Я стараюсь слушать полезные наставления, но это не всегда получается.

7. Временами все наставления пролетают мимо моих ушей, а по временам я ругаю себя за то, что не услышал их раньше.

8. Совершенно не переношу наставления, если они даются начальственным тоном.

9. Я внимательно слушаю наставления и не противлюсь, когда меня опекают.

10. Я охотно слушаю те наставления, что мне приятны, и не переношу тех, что мне не по душе.

11. Я люблю, когда обо мне заботятся, но не люблю, чтобы мною командовали.

12. Я не решаюсь прервать даже вовсе никчемные для меня наставления или избавиться от ненужного для меня покровительства.

13. Наставления вызывают у меня желание делать все наоборот.

14. Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Отношение к правилам и законам:

1. Когда правила и законы мне мешают, это вызывает у меня раздражение.

2. Всегда считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти.

3. Логически обоснованные правила я стараюсь соблюдать.

4. Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя закона.

5. Ужасно не люблю всякие правила, которые меня стесняют.

6. Периоды, когда я не очень слежу за тем, чтобы соблюдать все правила и законы, чередуются с периодами, когда я упрекаю себя за недисциплинированность.

7. Всякие правила и распорядки вызывают у меня желание нарочно их нарушать.

8. Я всегда соблюдаю правила и законы.

9. Всегда слежу за тем, чтобы все соблюдали правила.

10. Часто упрекаю себя за то, что нарушал правила и не строго соблюдал законы.

11. Я стремлюсь соблюдать правила и законы, но это не всегда мне удается.

12. Строго следую тем правилам, которые считаю справедливыми, борюсь с теми, которые считаю несправедливыми.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Оценка себя в детстве:

1. В детстве я был робким и плаксивым.

2. Я очень любил сочинять всякие сказки и фантастические истории.

3. В детстве я избегал шумных подвижных игр.

4. Периодами мне кажется, что в детстве я был живым и веселым, периодами начинаю думать, что был очень непослушным и беспокойным.

5. Я с детства был самостоятельным и решительным.

6. В детстве я был веселым и отчаянным.

7. В детстве я был обидчивым и чувствительным.

8. В детстве я был очень непоседливым и болтливым.

9. В детстве я был таким же, как сейчас: меня легко было огорчить, но легко успокоить и развеселить.

10. С детства я стремился к аккуратности и порядку.

11. В детстве я любил играть один или смотреть издали, как играют другие дети.

12. В детстве я больше любил беседовать с взрослыми, чем играть с ровесниками.

13. В детстве я был капризным и раздражительным.

14. В детстве я плохо спал и плохо ел.

0. Ни одно их определений ко мне не подходит.

Отношение к школе:

1. Я любил вместо школьных занятий отправиться с товарищами погулять или сходить в кино.

2. Сильно переживал замечания и отметки, которые меня не удовлетворяли.

3. В младших классах любил школу, потом она стала меня тяготить.

4. Периодами любил школу, периодами она начинала мне надоедать.

5. Не любил школу, потому что все педагоги относились ко мне несправедливо.

6. Школьные занятия меня очень сильно утомляли.

7. Больше всего любил школьную самодеятельность.

8. Любил школу, потому что там была веселая компания.

9. Стеснялся ходить в школу: боялся насмешек и грубости.

10. Очень не любил физкультуру.

11. Посещал школу регулярно и всегда активно участвовал в общественной работе.

12. Школьная работа меня очень тяготила.

13. Старался аккуратно выполнять все задания.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

Оценка себя в данный момент:

1. Мне не хватает холодной рассудительности.

2. Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нерешительность и вялость.

3. Я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем.

4. Я не виновен в том, что возбуждаю зависть у других.

5. Мне не хватает усидчивости и терпения.

6. Считаю, что я ничем не отличаюсь от большинства людей.

7. Мне не хватает решительности.

8. Я не вижу у себя больших недостатков.

9. В хорошие минуты я вполне доволен собой, в минуты дурного настроения мне кажется, что мне не хватает то одного, то другого качества.

10. Я слишком раздражителен.

11. Другие находят у меня крупные недостатки, но я считаю, что они преувеличивают.

12. Я страдаю, потому что меня не понимают.

13. Я чрезмерно чувствителен и обидчив.

0. Ни одно из определений ко мне не подходит.

ПДО Регистрационный лист № _____ Фамилия, имя, отчество___________________ Возраст _________ Дата «___» _________ 20_ г.
№ пп Тема № ответов Раскодирование
1. Самочувствие    
2. Настроение    
3. Сон и сновидения    
4. Пробуждение ото сна    
5. Аппетит и отношение к еде    
6. Отношение к спиртным напиткам    
7. Сексуальные проблемы    
8. Отношение к одежде    
9. Отношение к деньгам    
10. Отношение к родителям    
11. Отношение к друзьям    
12. Отношение к окружающим    
13. Отношение к незнакомым людям    
14. Отношение к одиночеству    
15. Отношение к будущему    
16. Отношение к новому    
17. Отношение к неудачам    
18. Отношение к приключениям и риску    
19. Отношение к лидерству    
20. Отношение к критике и возражениям    
21. Отношение к опеке и наставлениям    
22. Отношение к правилам и законам    
23. Оценка себя в детстве    
24. Отношение к школе    
25. Оценка себя в данный момент    

Поставьте в графе «№ ответов» номера тех ответов по темам, которые наиболее для вас подходят (не более трех).

Ключи к 1 исследованию:

· Самочувствие: 1/А, 2/Г, 3/Ц, 4/П, 5/АА, 9/ННД.

· Настроение: 1/ГН, 2/П, 6/ЦА, 7/Ш, 10/СЛ, 11/Т.

· Сон и сновидения: 1/ГН, 3/К, 4/А, 6/Ц, 7/А, 1ЛА.

· Пробуждение ото сна: 1/Э, 3/Т, 4/А, 9/НН, 11/^, 12/Ц.

· Аппетит и отношение к еде:1/Ш, 2/Т, 3/А, 5/ЛЛП, 6/СТ, 11/Н, 17/Ц.

· Отношение к спиртным напиткам: 1/+2, 3/+!, 4/ГГ+2, 5/-1, 6/-1, 7/-3, С, ^/+1, 9/П, 10/СШП-З, 12/Ц, 13/А.

· Сексуальные проблемы: 1/ННД, 13ЛТТ, 14/ЛИ.

· Отношение к одежде: 4/ИИ, 5/АС, б/К.

· Отношение к деньгам: 2/Ц, 4/И, 6/ЛА.

· Отношение к родителям: 1/П, 3/ЛЛВ, 5/Е, 8/Е, 9/ПП, 11/Е, 12/ПЕ, 13/Э, 0/ОЕ.

· Отношение к друзьям: 1/Д, 3/ГЦ, 4/К, 7/ОС, 14/Л. 15/А.

· Отношение к окружающим: 7/Г, 10/В, 16/^.

· Отношение к незнакомым людям: 1/ЭЭ, 8/Ц, 9/ГЦ, 12/СС.

· Отношение к одиночеству: 1/Н, 2/СТШ, 3/ГЭН, 4/ЛА, б/А, 8/Ш, 11/Л.

· Отношение к будущему: 5/ГГ, 7/П, 8/Э, 11/А.

· Отношение к новому: 5/Ш, 8/^, 9/ЛЭ, 10/ПШШЭ.

· Отношение к неудачам: 1/КВ, 3/Э, 5/И, 1/ЭЭ, 10/П, 13/К.

· Отношение к приключениям и риску: 1/Г, 2/С, 3/С, б/В, 9/Г.

· Отношение к лидерству: 1/Н, 7/ИП, 8/ЛС.

· Отношение к критике и возражениям: 1/ПИЕ, 5/Е, 7/НЕ, 8/Т, 9/А, 10/Е, 11/Ц, 12/Е, 0/ОЕ.

· Отношение к опеке и наставлениям: 1/МП, 2/ЭЭ, 3/ДЕ, 4/Е, 6/ЦЛ, 8/Е, 11/ИИЕ, 13/Е, 14/Е, 0/ОЕ.

· Отношение к правилам и законам: 1/Е, 2/ГТЕ, 4/А, 5/Е, 7/Е, Ю/А, 11/Л, О/ОБ.

· Оценка себя в детстве: 2/Г, 4/П, 7/Г, 3/СС, 10/Л, 13/И, 14/ЭЭ.

· Оценка отношения к школе: 1/ГЭИНН, 2/Э, 3/Ц, б/А, 13/Ц.

· Оценка себя в данный момент: 2/ТТ, 3/А, 8/ЭИ, 11/^, 12/ШИ, 13/С.

Ключи ко 2 исследованию:

· Самочувствие: 2/, 10/С.

· Настроение: 2/Г, 10/Д, 12/.

· Сон и сновидения: 2/Э, 4/В, 5/Ц, 14/А.

· Пробуждение ото сна: 1/Л, 2/К, 7/Л.

· Аппетит и отношение к еде: 3/ЦЭ, 16/И.

· Отношение к спиртным напиткам: 1/Ц, 4/С-1, 5/+2, 6/+1, 7/ЦД+2, 10/+1, 11/И, 13/Л, 0/ОЭ.

· Сексуальные проблемы: 2/И, 5/НН, 7/КВ, 8/ИИ, 11/ЛС, 13/ГЛ.

· Отношение к одежде: 1/АВ, 4/К.

· Отношение к деньгам: 2/ЭИД, б/И.

· Отношение к родителям: 5/К, 11/ГЛПЭ

· Отношение к друзьям: З/, 6/И, 12/Д.

· Отношение к окружающим: 2УЭ,7/С, 10, С, 13/П.

· Отношение к незнакомым людям: 1/Г, 2/ЭЭ, 8/ПП, 9/С.

· Отношение к одиночеству: 1/ШШ, 2/СПШШШ, 5/ЭИВ.

· Отношение к будущему: 10/П.

· Отношение к новому: 6/Э, 7/ИД.

· Отношение к неудачам: 1/ППЭ, 2/ЭЭ, 3/В, 8/Л, 10/Ц.

· Отношение к приключениям и риску: 1/СС, 5/ЭЭ, 10/ЛН.

· Отношение к лидерству: 4/И, 9/И.

· Отношение к критике и возражениям:1/К, 5/Л, 10/ПИ, 11/, 12/И, О/АО.

· Отношение к опеке и наставлениям: 9/И, 12/И.

· Отношение к правилам и законам: 1/К, 2/С, 4/Г, 5/Л, 7/Ц, 8/, 9/И.

· Оценка себя в детстве: 4/Ц, 7/С, 11/ИИ, 12/Л, 14/Л.

· Отношение к школе: 2/ЭЭН, 11/ШШ, 13/,9/И.

· Оценка себя в данный момент: 1/Г, 6/ПП, 8/А.

Для подсчета баллов, полученных в пользу каждого типа, лучше построить график. Баллы в пользу каждого типа и каждого показателя, полученные в первом и втором исследованиях, суммируются арифметически, т.е. все они откладываются на графике вверх от горизонтали. К ним приплюсовываются дополнительные баллы (см. текст дальше).

На приведенном для примера графике № 1 знаком «Х» отложены баллы в пользу каждого типа, начисленные согласно коду опросника. Знаком «+» отложены дополнительные баллы в пользу типа Ш (1 балл за К = 1 и 1 балл за 0 = 6).

Оценку графика удобно проводить в следующем порядке:

Определение степени конформности. Если К = 1 или К = 0, это свидетельствует о низкой конформности или даже о нонконформизме. В самооценке это наиболее присуще представителям шизоидного и истероидного типов. При К = 2 или К = 3 конформность умеренная, при К = 4 и К = 5 – средняя, а при К = 6 и более – высокая.

Определение негативного отношения к исследованию. Величина показателя О, равная 6 и более баллам, свидетельствует о скрытном негативном отношении к исследованию. Надежность правильности диагностики типа при этом снижается.

Определение возможной склонности к диссимуляции. Если показатель Д превышает показатель Т на 4 и более баллов, то это свидетельствует о диссимуляции, что влияет на надежность результатов и полностью исключает правильную диагностику типов Ц и К. Сам по себе высокий показатель Д (безотносительно с величиной Т), особенно если Д равно 6 и более баллам, чаще встречается у представителей типа Н.

Определение степени откровенности. Если Т > Д, то это указывает на значительную откровенность в самооценке. Чаще других подобное встречается у представителей типов Ц и особенно П.

Диагностика органической природы психопатии или акцентуации характера. Указание на возможную органическую природу может быть получено с помощью индекса В, если его величина равна 5 и более баллам. Показатель В меньше 5 не исключает органического генезиса, так как лишь в 45 % органических психопатий показатель В равен 5 и более баллам. Высокий показатель В встречается у представителей типа Э.

Оценка реакции эмансипации, точное ее отражение в самооценке, но не в поведении, проводится на основании показателя Е: если этот показатель равен 0 или 1, реакция эмансипации слабая, если Е = 2 или Е = 3 – умеренная, если Е = 4 и более баллам – выраженная. В последнем случае типы С и П не диагностируются независимо от числа баллов в их пользу, так как представителям этих типов выраженная реакция эмансипации не свойственна. Высокий показатель Е, равный 6 и более баллам, чаще всего встречается у представителей типов Ш и И. По-видимому, это связано с нередко присущим представителям этих типов нонкорфомизмом. Следует отметить, что у гипертимного типа реакция эмансипации нередко бывает сильно выражена в поведении, но ее отражение в самооценке гораздо более умеренное.

Оценка психологической склонности к делинквентности на основании показателя неодинакова для подростков мужского и женского пола и для представителей разных типов. В данном опроснике представлены показатели, характерные для мужского пола.

Низкий балл делинквентности вовсе не свидетельствует об отсутствии психологической склонности к ней (кроме случаев, где диагностирован тип С). Указанием на возможную склонность к делинквентности служит показатель, если он равен: при типах Г и Л двум баллам и более, при типах Э и И – 4 баллам и более. При типах Ш и Н склонность в делинквентности не может быть определена с помощью данного показателя. У представителей типа Ш этот показатель может быть весьма высоким безо всякой склонности к делинквентности. При типе Н он обычно низок, но представители этого типа не нуждаются в выявлении склонности к делинквентности с помощью особого показателя, так как в условиях безнадзорности они, как правило, обнаруживают делинквентное поведение.

Оценка психологической склонности к алкоголизму. Цифровые баллы за выборы, сделанные по теме «Отношение к спиртным напиткам» в первом и во втором исследованиях, суммируются алгебраически, т.е. с учетом знака. При суммарной величине +2 и выше можно говорить о наличии психологической склонности к употреблению спиртных напитков. Очень высокие показатели +6 и выше свидетельствуют не об интенсивной алкоголизации, а о стремлении демонстрировать свою склонность к выпивкам (чаще встречается у представителей типа И). Отрицательная величина говорит об отсутствии психологической склонности к алкоголизации; величина, равная 0 или +1, является неопределенным результатом.

Дополнительные баллы, начисляемые по шкале объективной оценки:

Правила диагностики типов по шкале объективной оценки (при условии, что не достигнуто минимальное диагностическое число (МДЧ) в отношении ни одного типа).

Правило 1. Если МДЧ достигнуто или превышено только в отношении одного типа, то диагностируется этот тип (кроме случаев, предусмотренных правилами 2 и 3).

Правило 2. Если констатирована возможность диссимуляции (Д-Т4), то типы Ц и К не диагностируются независимо от числа набранных в их пользу баллов.

Правило 3. Если сильно выражена реакция эмансипации (Е4), то типы С и П не диагностируются независимо от числа набранных в их пользу баллов.

Правило 4. Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении типа К и еще другого (других) типов, то тип К не диагностируется независимо от числа набранных в его пользу баллов.

Правило 5. Если после исключений, сделанных соответственно правилам 2, 3 и 4, оказывается, что МДЧ достигнуто или превышено в отношении двух типов, то:

· в случаях нижеперечисленных совместимых сочетаний диагностируется смешанный тип (исключение представляет случай, предусмотренный правилом 6);

· в случаях остальных сочетаний, признанных несовместными, диагностируется тот из двух типов, в пользу которого получено большее превышение в баллах над его МДЧ;

· если в отношении двух несовместимых типов имеется одинаковое в числе баллов превышение их над МДЧ или оба они только достигают МДЧ, то для исключения одного из них руководствуются следующим принципом доминирования (сохраняется тип, указанный после знака равенства).

Правило 6. Если в пользу какого-либо типа набрано столь большое число баллов, что возвышение над его МДЧ превышает возвышение другого (других) типа (типов) над его (их) МДЧ не менее чем на 4 балла, то эти отстающие на 4 и более баллов типы не диагностируются, даже если сочетание совместимо.

Правило 7. Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении трех и более типов и по правилам 2, 3, 4 и 6 их число не удается сократить до двух, то среди этих типов отбираются два, в пользу которых получено наибольшее превышение в баллах над их МДЧ, и далее руководствуются правилом 5.

Правило 8. Во всех остальных случаях при необходимости сделать выбор между несколькими типами, в отношении которых МДЧ только достигнуто или набрано одинаковое число баллов, превышающее их МДЧ, диагностируются 1–2 типа, которые в соответствии с правилом 5 совмещаются с наибольшим числом из остальных сравниваемых.

Описание типов:

Лабильный тип (Л) – маломотивированная резкая изменчивость настроения, богатство, яркость и глубина эмоциональных переживаний, различное восприятие одних и тех же людей, явлений в зависимости от эмоционального фона. Чувствительность к всякого рода знакам внимания, поощрению и порицанию. Тяжелое переживание неприятностей со склонностью к невротическим тенденциям, хорошая интуиция в межличностных отношениях. Тяга к общению со сверстниками подчинена настроению, не претендует на роль лидера, ищет эмоциональные контакты, довольствуется положением любимца. Сексуальные влечения малодифференцированы, сексуальная активность ограничивается флиртом. Тяга к нарушениям поведения не выражена, отсутствие эмоциональной поддержки может привести к острым эффективным взрывам. Эмоциональное напряжение снимается некоторыми хобби.

Истероидный тип (И) – ярко выраженная потребность привлечь к себе внимание, крайне выраженный эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. Авторитет в группе приобретается подчеркиванием своей необычности или демонстрацией яркости переживаний. В общении в группе стремится к роли лидера или исключительному положению, но в роли лидера оказывается недостаточно твердым, чтобы повести за собой группу. Яркость и выраженность эмоций при отсутствии их глубины, рисовка и позерство в переживаниях, лживость и фантазирование в общении из-за желания приукрасить свою личность.

Умение вживаться в любую роль, неспособность к длительному усилию в учебе, неглубокое проникновение в суть дела. Увлечения многообразные, часто экстравагантные. Адаптация в группе: наиболее труднопреодолимой ситуацией является такая, при которой появляется опасность потерять свои исключительные способности в глазах окружающих (это удар по самолюбию, крушение надежд). Сексуальное развитие не отличается силой и напряжением, часто придумывает несуществующие половые связи. Нарушения поведения не носят серьезного характера, нежелание жить «серой» жизнью приводит к скандалам с родителями.

Эпилептоидный тип (Э) – аффективная взрывчатость, характеризующаяся силой и продолжительностью. Периоды злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать зло. Возможны периоды глубокой апатии, вспышки безудержного гнева, ярости, злобной агрессивности в ответ на малейшее ущемление интересов. Чрезмерная бережливость в отношении собственных вещей. Повышенная аккуратность и педантизм, превращающиеся в самоцель. Готовность к угодничеству перед начальством и старшими с целью приобрести поддержку, вязкость и тугоподвижность эмоциональных и мыслительных процессов, трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Азартность, капризность, садистские наклонности, сильно выраженная тяга к самостоятельности иногда сопровождается озлобленностью и мстительностью в отношении родителей. Увлечения лежат в сфере тех видов спорта, которые позволяют развить физическую силу. Адаптация в группе: стремление быть властелином в отношении со сверстниками, неустойчивость. Умение приспосабливаться к условиям жесткого дисциплинарного режима. Сексуальное развитие напряженное, пробуждается с силой, ревнивость, предпочитает постоянных партнеров. Повышенная конфликтность, поиск поводов для скандалов с окружающими.

Сенситивный тип (С) – робость и застенчивость в новой обстановке, пугливость и боязливость. Предпочтение контактов с младшими по возрасту. Избегание шумных компаний сверстников, подвижных и озорных игр, чрезмерная привязанность к близким. Хорошая общительность в привычной обстановке, нежелание проявлять и выставлять напоказ свои способности из-за нежелания прослыть выскочкой. Чрезвычайно чувствительность, слабо выраженное стремление к самостоятельности и сильная привязанность к семье.

Сильно развитое чувство долга и ответственности. Чрезмерно высокие морально-этические требования к себе и окружающим. Старательность в учебе и при выполнении поручений. Стремление достичь успехов в той области, где слаб, нередки попытки замаскировать внутренние душевные конфликты нарочитой веселостью и развязностью. Острое переживание упреков со стороны старших, преданность в дружбе, интеллектуальные интересы. Сексуальное развитие связано с чувством собственной неполноценности, что может стать источником мучительных переживаний. Нарушений поведения нет, однако надо учитывать те ситуации, когда подросток становится объектом насмешек, здесь возможна агрессивность.

Астено-невротический тип (А) – беспокойный сон и плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, ночные страхи. Повышенная утомляемость, сосредоточенность на физическом самочувствии и телесных ощущениях. Мнительность и тревожность, склонность к раздражительности, которая может возникнуть по любому поводу к новому вследствие сильной утомляемости. Непереносимость психологически напряженных ситуаций. Сексуальная активность ограничивается короткими, быстро истощающимися вспышками. Серьезные нарушения поведения не свойственны, однако возможны глухая неприязнь и маломотивированные вспышки раздражения по отношению к старшим или сверстникам.

Неустойчивый тип (Н) – ярко выраженное безволие в отношении достижения цели, непоседливость и непослушание, рано проявляющееся нежелание учиться. Повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, отвращение к любой деятельности, требующей настойчивости. Равнодушие к будущему, нежелание занять какое-либо общественное положение. Стремление жить только настоящим, извлекая из него максимум удовольствия. В группе легко подчиняется другим, неспособен к настоящей привязанности, ненадежность в отношениях.

Плохая переносимость одиночества, тяга к антисоциальным группам, неспособность занять в группе независимую позицию, подчиняемость более активным и деятельным сверстникам. Трусливость, стремление любым способом избежать или отсрочить наказание. Сексуальное развитие не отличается силой, но пребывание в антисоциальной группе ведет к раннему сексуальному опыту, тяге к антисоциальной среде, хулиганским действиям, употреблению наркотиков, алкоголя, табака. Предпочитает групповые формы правонарушения, необходим постоянный и жесткий контроль, исключить всякое попустительство.

Психастенический тип (П) – робость, пугливость, моторная неловкость, нерешительность. Тревожная мнительность (боязнь возможных бед и несчастий), легкость образования навязчивых страхов, опасений, мыслей. Стремление все предусмотреть и поступить в точном соответствии с намеченным планом ведет к педантизму. Склонность к самоанализу, копанию в своих ощущениях и переживаниях, рассуждательству, ранние интеллектуальные интересы. Неумение делать выбор, долгие и мучительные колебания при принятии решений.

Нетерпеливость при исполнении уже принятого решения. Стремление преодолеть сомнения проявляется в скоропалительности действий именно в тот момент, когда требуется осторожность и неторопливость. В группе тяга к самостоятельности выражена слабо. Возможна сильная привязанность к кому-либо из членов семьи. Сексуальное развитие опережает общее физическое развитие, но реализация влечения затрудняется опасениями и страхом перед возможными последствиями и боязнью неудач. Отсутствует склонность к нарушениям поведения и тяга к алкоголю. Возможно подчеркнутое стремление к соблюдению дисциплины, излишняя конформность.

Шизоидный тип (Ш) – склонность к одиночеству, замкнутость, отгороженность, снижение потребности в общении, эмоциональная холодность. Недостаток интуиции, неумение сопереживать. Неожиданная откровенность с малознакомыми и случайными людьми. Упорное стремление скрыть свой духовный мир от посторонних. Своеобразие и необычность внутреннего мира. Возможно сочетание противоречивых черт: холодности и утонченности, бездеятельности и целеустремленности, упрямства и податливости, настороженности и легковерия.

Непереносимой может явиться ситуация, когда необходимо установить широкий круг неформальных и достаточно эмоциональных контактов. Эмоциональный срыв может возникнуть также и при настойчивых попытках посторонних людей проникнуть в душевный мир. Сексуальное развитие: внешнее презрение к вопросам пола, но внутри богатые эротические фантазии. Нарушения поведения обычно групповые. Регулярное употребление алкоголя с целью побороть застенчивость. В конфликтах возможны ответные реакции в виде вычурных действий.

Конформный тип (К) – чрезмерное подчинение мнению окружающих, зависимость и несамостоятельность, готовность подчиняться большинству. Шаблонность мышления, банальность суждений, неинициативность в профессиональной деятельности. Склонности и увлечения полностью определяются средой, модой и временем. Податливость, дисциплинированность и хорошая приспособляемость в условиях жесткого режима. Нелюбовь к новичкам в коллективе, чрезмерное, болезненное переживание ломки жизненного стереотипа. В группе неспособен противостоять влиянию ближайшего окружения, некритическое восприятие и освоение как хороших, так и дурных привычек и действий окружающих. Привыкание к старой обстановке и трудности адаптации к новой обстановке. Непереносимость ситуации, когда меняется коллектив. Сексуальное влечение реализуется в антисоциальной среде, ранний сексуальный опыт. Нарушения поведения: податливость, отсутствие личной инициативы, некритичность в оценке действий окружающих, антисоциальность.

Циклоидный тип (Ц) – циклические изменения эмоционального фона. В период спада наблюдаются апатия, раздражительность, упадок сил, вялость, разбитость по утрам, пессимистическая оценка ситуации и перспектив, стремление к одиночеству, обострение самолюбия, чувство скуки и ощущение собственной неполноценности, болезненное переживание мелких неприятностей и неудач. В период подъема отмечаются повышение жизненного тонуса, увеличение работоспособности, стремление к общению, новым контактам, повышение самостоятельности. Уровень сексуальной активности колеблется в зависимости от общего психического состояния, склонности к сексуальным отклонением не замечены. Периоды подъема настроения характеризуются употреблением алкоголя, в периоды снижения настроения не исключены мысли о самоубийстве. Резкая смена жизненных стереотипов может усиливать периоды эмоционального спада. В фазах спада необходимо снизить требования к личности, чтобы не вызвать переутомления.

Гипертимный тип (Г) – хорошее, приподнятое настроение, склонность видеть свое будущее в радужных красках. Потребность в активной деятельности и уверенность в своих силах. Стремление к независимости и лидерству в отношениях со сверстниками. Потребность в высокой оценке со стороны окружающих. Низкая приспособляемость к дисциплине и жесткому режиму. Легкомысленное отношение к правилам и закону, противодействие окружающих вызывает вспышки гнева.

Бурная реакция на опеку со стороны взрослых, живой ум и находчивость, склонность к риску, хорошо развитое чувство нового. Плохая переносимость одиночества, постоянный поиск широких и разнообразных контактов. Неаккуратность в выполнении обещаний, неразборчивость в выборе знакомств, быстрая отходчивость в конфликтах. Половое влечение пробуждается рано и бывает сильным, возможны ранние сексуальные связи. Контакты с антисоциальной средой, склонность к употреблению алкоголя.

Стандартизация ПДО проводилась на материале обследования 2258 здоровых подростков и 650 подростков с психопатиями и акцентуациями характера разных типов, госпитализированных в психиатрические больницы или наблюдавшихся в психоневрологических диспансерах. Совпадение данных по шкале объективной оценки с оценкой клинической составляет 74–84% при разных типах акцентуаций. Опросник может быть использован для группового обследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: