Тема 2 Экономические системы и их сущность

Под экономической системой понимается способ организации жизнедеятельности общества в целом и его субъектов, или способ взаимодействия их производства и потребления в целях разрешения проблемы редкости. Потребление (удовлетворение потребностей) является всеобщей целью функционирования экономической системы. Производство как процесс использования экономических ресурсов есть средство достижения этой цели.

Поскольку потребности практически безграничны, а ресурсы редки, то невозможно удовлетворить все материальные потребности общества. Единственное, что остается, – использовать эти ресурсы эффективно. Эффективность использования ресурсов характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо продукта. Большее количество продукта, полученного от данного объема затрат, означает рост эффективности, меньшее количество продукта при данном объеме затрат указывает на снижение экономической эффективности.

Ограниченность ресурсов «навязывает» обществу и отдельным экономическим субъектам проблему выбора, состоящую в решении следующих трех фундаментальных задач.

1. Что, т.е. какие товары и услуги и в каком количестве производить?

2. Как, т.е. с помощью каких ресурсов и технологических способов это делать?

3. Для кого предназначены результаты производства, как распределяется произведенный продукт между людьми?

Выбор того, какие товары и услуги и в каком количестве следует производить, обладая ограниченными ресурсами, можно проиллюстрировать на примере производства двух альтернативных товаров X и У. В силу ограниченности ресурсов не может быть обеспечен достаточный объем производства этих товаров, чтобы удовлетворить всех. В каждый момент приходится выбирать, в каких количествах эти продукты производить.

Принятие решения о том, как производить, предполагает достижение эффективности в производстве, или технологической эффективности, т.е. производства товаров наиболее дешевым способом.

Ответ на вопрос о том, для кого производить товары, как распределять произведенный продукт между членами общества, требует оптимального сочетания эффективности в распределении и справедливости.

Эффективность в распределении считается достигнутой тогда, когда невозможно путем перераспределения благ повысить благосостояние одного человека, не уменьшая при этом уровня жизни другого. Этот принцип получил название эффективности по Парето.

От принципов распределения, существующих в обществе, от величины вознаграждения за участие в производстве зависят:

-предложение и степень продуктивности такого фактора производства, как труд;

-мотивация предпринимательской деятельности.

Однако при решении вопроса о том, для кого производить, возникает не только проблема эффективности в распределении, но и проблема справедливости. На эту проблему существуют две крайние точки зрения. В соответствии с первой, основой справедливости считается равенство, т. е. такая ситуация, когда весь доход и все произведенные товары распределяются между членами общества поровну. Согласно другой точке зрения, распределение считается справедливым, если соблюдается принцип частной собственности и отсутствует расовая и половая дискриминация. Распределение по такому принципу создает равенство возможностей, которое значительно важнее, чем равенство доходов. Однако при таком подходе низкие доходы членов общества, не способных к труду и не обладающих собственностью, приходится считать «справедливыми».

Таким образом, недостаточность, ограниченность ресурсов обусловливает конкуренцию между альтернативными целями их использования и трансформируется в проблему выбора. Данная проблема является, по существу, проблемой эффективности использования ограниченных ресурсов и выступает в качестве основной проблемы экономики.

Эти три фундаментальные проблемы по-разному решаются в различных типах экономических систем. Обычно выделяют традиционную, рыночную, командную (мобилизационную) и смешанную экономические системы.

Коренные отличия между типами экономических систем состоят в:

– форме собственности на экономические ресурсы;

– способе, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

Содержание понятия «собственность» по-разному определяется в различных экономических школах. В современной экономической науке широко распространена теория «прав собственности». У истоков данной теории стояли два известных американских экономиста – Р. Коуз и А. Алчиан.

Согласно экономической теории «прав собственности», четкое определение прав собственности и их беспрекословное соблюдение является важнейшим условием эффективного функционирования экономической системы. В данной теории не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок» или «доля прав» по использованию ресурса. Полный «пучок» прав собственности называется перечнем А. Оноре, предложенным им в 1961 г., и состоящим из 11 элементов:

– право владения, т. е. право исключительного физического контроля над благом;

– право использования, т. е. право применения полезных свойств благ для себя;

– право управления, т. е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

– право на доход, т. е. право обладать результатами от использования благ;

– право суверена, т. е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;

– право на безопасность, т. е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

– право на передачу прав в наследство;

– право на бессрочность обладания благом;

– запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде;

– право на ответственность в виде взыскания, т. е. возможность взыскания благ в уплату долга;

– право на остаточный характер, т. е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

Как видим, «пучок» прав собственности – это множество норм, регулирующих доступ к редким ресурсам. Эти нормы, выражающие поведенческие отношения между людьми по использованию благ, могут быть санкционированы как законами государства, так и традициями, обычаями, моральными установками и т. п.

Можно отметить ряд особенностей теории прав собственности. Первая состоит в том, что понятие собственности здесь выводится из ограниченности ресурсов. В соответствии с данной теорией отношения собственности – это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Если отсутствуют исключения из доступа к ресурсам, то они – ничьи, никому не принадлежат или принадлежат всем (что одно и то же), так как являются доступными для всех. Такие ресурсы не являются объектом собственности.

Исключение отдельных участников экономической деятельности из свободного доступа к ресурсам отражается в понятии «спецификация прав собственности». Цель специфицирования прав собственности состоит в создании условий для приобретения прав собственности теми, кто способен извлечь из них большую пользу.

Вторая особенность связана с тем, что авторы данной теории используют термин «право собственности», а не термин «собственность». Согласно марксистской теории, собственность – это система отношений между людьми по поводу присвоения (отчуждения) средств и результатов производства. Здесь внимание фиксируется на том, что принадлежность какого-либо блага субъекту должна признаваться не только им самим, но и другими субъектами.

Отношения собственности охватывают процессы присвоения, отчуждения, пользования, владения и распоряжения.

Главным, определяющим в собственности является присвоение, т. е. отчуждение объекта собственности субъектом от других субъектов, которое может осуществляться наряду с экономическими также насильственными и юридическими способами.

От собственности как полной формы присвоения и отчуждения следует отличать владение, пользование и распоряжение.

Под владением понимается представленная законом возможность фактического обладания вещью. Владение – это функционирующая собственность на условиях, определяемых собственником. Например, аренда, кредит, которые предполагают срочность, возвратность, присвоение части дохода. Пользование – применение вещи по ее назначению. Распоряжение – предоставленная субъекту возможность в своих интересах определять юридическую судьбу имущества.

Субординация этих понятий состоит в следующем: распоряжение определяется пользованием, пользование определяется владением, владение определяется формами собственности.

Многообразие форм собственности является одним из фундаментальных достижений экономической теории; оно гарантирует человеку свободу выбора места приложения своих сил и способностей.

Тесты

1. Проблемы: что, как и для кого производить? – могут иметь отношение:

а) только к административно-командной системе;

б) только к рыночной экономике;

в) только к отсталой экономике;

г) к любой экономической системе.

2. Когда экономические проблемы решаются частично с помощью рыночных механизмов, частично на основе государственного вмешательства, то экономика:

а) традиционная;

б) командная;

в) рыночная;

г) смешанная.

3. Какие факторы обусловили неизбежность дефицита ресурсов в административно-командной экономике:

а) цены, не учитывающие соотношение спроса и предложения;

б) отсутствие безработицы;

в) конкуренция товаропроизводителей?

4. Хозяйства каких стран с преобладанием государственной собственности и государственного регулирования можно отнести к административно-командной системе:

а) СССР 30-80-х гг.;

б) Древнего Египта;

в) Германии (1933 - 1945 гг.);

г) Китая (1644 - 1911 гг.)?

5. Какая из названных характеристик не относится к традиционной системе:

а) частная собственность;

б) централизованное планирование;

в) свобода частного предпринимательства?

6. Какая из названных характеристик не относится к административно-командной системе:

а) централизованное планирование;

б) свобода частного предпринимательства;

в) установление государством цен на подавляющее большинство товаров и услуг?

7. Деятельность государства при переходе от административно-командной к рыночной системе направлена на:

а) усиление равенства в обществе;

б) повышение эффективности экономики;

в) содействие экономической стабилизации.

8. Какие черты рыночной экономики существовали в период расцвета административно-командной системы:

а) конкуренция;

б) частная собственность на землю, предприятия;

в) свобода ценообразования на негосударственном рынке товаров и услуг;

г) свобода предпринимательского выбора?

9. Административно-командная система может обойтись без:

а) «теневой» экономики;

б) свободной конкуренции на внутреннем потребительском рынке;

в) централизованного планирования.

10. Какие черты характерны для административно-командной системы:

а) конкуренция производителей;

б) дефицит потребительских товаров;

в) цены на подавляющее большинство товаров назначаются государством?

11. Какие общие черты характерны для таких экономических систем, как традиционная и административно-командная:

а) отсутствие частной собственности на землю;

б) планирование национальной экономики;

в) ограниченная роль товарного производства?

12. В административно-командной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают:

а) потребители;

б) государство;

в) зарубежные инвесторы.

13. К числу преимуществ административно-командной системы относятся:

а) мобилизация людских и материальных ресурсов на приоритетных направлениях;

б) слабо выраженная социальная дифференциация;

в) устойчивый дефицит ресурсов, включая потребительские товары и услуги;

г) запрет или ограничение частного предпринимательства.

14. Определите, в какой экономической системе действует право использовать частные экономические ресурсы по своему выбору, открывать и закрывать производство по собственному желанию, самостоятельно выбирать сферу деятельности и определять ее масштабы:

а) традиционной;

б) административно-командной;

b) рыночной экономике свободной конкуренции;

г) современной рыночной экономике.

Вопросы для самоподготовки

1. Почему в каждой экономической системе выделяют хозяйственную, административную и информационную структуру? Какие функции выполняет каждая из них?

2. Что такое уклад? Является ли экономика современной России многоукладной?

3. Совпадают ли понятия «общественно-экономическая формация» и «способ производства»? Назовите экономическое учение, в ко-1 тором используется такое деление.

4. Какая из существующих классификаций экономических систем представляется вам наиболее убедительной? Назовите главные признаки классификации экономических систем.

5. Некоторые экономисты считают, что рыночная экономика свободна от «экономических традиций» и элементов «командной системы». А как думаете вы? Обоснуйте примерами свое мнение.

6. В среде ученых обсуждается вопрос о том, что смешивается в смешанной экономике: «план и рынок», «рынок и государство» либо «рынок и не рынок», а, может быть, «государственное» (общественное) и «негосударственное» (частное) начало? Сформулируйте свое мнение по этому вопросу.

7. Реформы М. С. Горбачева (1987 г.) предусматривали проведение ряда модификаций, которые должны были трансформировать советскую плановую экономическую систему.

К ним относились следующие:

а) Реформа предприятий. Она была направлена на то, чтобы сделать их прибыльными. Те из них, которым не удавалось это сделать, могли быть объявлены банкротами и закрыты.

б) Реформа цен. Согласно ей цены могли устанавливаться по договоренности между продавцом и покупателем. Ранее все цены определяло государство.

в) Реформа управления. Целью ее было свести к минимуму вмешательство государства в повседневную деятельность предприятий.

г) Пересмотр отношения к частному предпринимательству, которое было легализовано.

Существует мнение, что в случае успешной реализации этой реформы можно было бы построить «социализм с человеческим лицом», не прибегая к той кардинальной ломке плановой экономической системы, которая затем последовала. Выскажите свое мнение по этому вопросу.

8. Некоторые авторы усматривают некие общие черты в экономической системе, существовавшей в СССР, и в азиатском способе производства. Согласны ли вы с такой постановкой вопроса?

9. Известно, что переходная экономика не является продуктом XX в. Приведите примеры переходных экономик XVII-XIX вв.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: