Тема 1 Основы и предмет экономической теории

Практикум по

«Экономической теории»


ББК 65.01

Практикум пол экономической теории. Автор-составитель А.В. Шабурова, г. Новосибирск, СГГА

Практикум содержит: задания, тесты по разделам «Общие проблемы экономической теории», «Микроэкономика», «Макроэкономика», рассчитан на студентов, изучающих экономическую теорию.


Содержание

Тема 1 Основы и предмет экономической теории  
Тема 2 Экономические системы и их сущность  
Тема 3 Основы теории рынка  
Тема 4 Закономерности экономической организации производства и его альтернативная стоимость  
Тема 5 Основы анализа спроса и предложения  
Тема 6 Эластичность спроса и предложения  
Тема 7 Теория потребительского поведения  
Тема 8 Издержки производства и прибыль  
Тема 9 Совершенная конкуренция  
Тема 10 Монополия  
Тема 11 Монополистическая конкуренция и олигополия  
Тема 12 Рынок факторов производства: земля и капитал  
Тема 13 Доходы и политика доходов  
Тема 14 Инфляция  
Тема 15 Рынок рабочей силы. Безработица  
Тема 16 Финансовый рынок  
Тема 17 Государственное регулирование экономики. Бюджет и налоги  
Методические указания по выполнению курсовой работы  
I Темы курсовых работ  
II Структура и содержание курсовой работы  
III. Процедура оценки курсовой работы  
IV Правила оформления текста курсовой работы  
Список использованной литературы  

Тема 1 Основы и предмет экономической теории

Предмет исследования экономической теории находится в стадии научной разработки и эмпирической адаптации.

До 90-х годов в стране преобладающее значение в формировании экономического мировоззрения и экономического мышления занимала марксистская политэкономия. Вся литература по социально-экономическим вопросам сводилась к популяризации К. Маркса и его учения. Поэтому мировая экономическая литература прошла почти незамеченной, так как она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России и мировой науки привел к тому, что экономисты стали пользоваться разными понятиями и терминами. Появились такие надуманные понятия, как непосредственно общественный продукт, непосредственно общественный труд и т. д.

Предметом исследования политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу фактов являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, необходимость классовых конфликтов, диктатура пролетариата и господство командно-административной системы. При исследовании производственных отношений акцент делался на их социально-классовом характере.

Одни экономисты сводят курс экономической теории только к анализу рынка и ценообразования. Другие, подчеркивая ее универсальность, отмечают, что это наука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег и средств к существованию.

Г.И. Рузавин и В.Т. Мартынов, вновь возвращаясь к политэкономии, отмечают, что общая экономическая теория изучает экономические отношения в различных системах и типах деятельности.

Как видим, общепризнанного определения предмета общей экономической теории нет, хотя большинство экономистов признают, что это универсальная наука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека. Напрашивается необходимость обоснования собирательного понятия экономической теории как общественной науки, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Причем ограниченность ресурсов понимается не в физическом смысле (хотя это и имеет место), а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно. Ограниченность ресурсов порождает конкуренцию за их использование. Она отражает противоречия между наличием ресурсов и возможностью их использования, которое разрешается при трех способах организации производства:

-основанного на обычаях и традициях, так называемое традиционное производство;

-на основе командно-административной системы;

-на основе рыночной системы организации общественного хозяйства. Эти системные организации могут сосуществовать в сочетании и комбинации друг с другом, образуя транзитивную экономику.

Таков первый блок проблем, охватываемых курсом экономической теории. Это блок важный, но не всеобъемлющий, не определяющий существенные целевые функции производства и обмена. Как методологическая наука экономическая теория прежде всего призвана исследовать вопросы места производства и обмена в развитии общества. Человечество не может существовать, не потребляя и не обмениваясь результатами труда: материальными, духовными и социальными благами. Постоянное увеличение их производства и поступление в обмен образует экономический рост общества. Он наиболее концентрированно отражает результаты общественного труда, его нравственные и духовные начала. Экономический рост – показатель и источник экономической динамики. Таков второй блок проблем предмета экономической теории.

Именно поэтому предметом общей экономической теории выступают также закономерности и факторы экономического роста как в пофазной динамике воспроизводства: производстве, распределении, обмене и потреблении, так и на более отдаленном этапе общественного развития («длинная волна»). Экономический рост – содержание (стержень) экономической теории как науки. Он характеризует общее состояние экономики и возможную ее динамику, образующую конъюнктурное состояние национального хозяйства.

Через призму экономического роста анализируются различные подходы и взгляды экономистов и формируется собственная позиция адекватности экономики историческим, национальным и другим традициям.

С учетом использования потенциальных возможностей экономического роста рассматривается становление и функционирование товарного производства и рыночных отношений в конкретных социально-исторических условиях, а также альтернативные теории формирования стоимости на основе предельной полезности блага и услуги.

Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Анализ этого позволяет раскрыть рыночные модели отдельных национальных образований (японской, шведской, немецкой и т.д.). Возобновление производства и его экономический рост происходит на индивидуальном уровне (уровне фирмы) и в общественном масштабе. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. В центре ее анализа цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорции общественного уровня. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирующихся микропропорций. Объектом ее изучения выступают национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер.

Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены в реальной экономической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергаются государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов. Степень этого регулирования приобретает исключительный характер в переходный период развития экономики, на этапе становления рыночных отношений и рыночных связей, ломки командно-централизованных и бюрократических методов управления. Впервые в конкретном плане основы этих связей были исследованы Дж. Кейнсом, который установил количественную зависимость между ростом потребления и объемами производства, между ростом инвестиций и объемом продукта.

Таким образом, экономическая теория – это:

– наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства и динамике «длинных волн», наука о национальном богатстве;

– наука об использовании ограниченных ресурсов (труд, земля, капитал) для производства товаров и обмена их в целях удовлетворения потребностей;

– наука о видах деятельности по производству и обмену, повседневной деловой жизни людей и извлечении средств существования.

В соответствии с положениями марксистской экономической теории цели производства обусловлены основными экономическими законами способов производства (капиталистический, коммунистический). Для капиталистической стадии характерной целью является получение прибавочной стоимости, а для социализма – максимально возможное удовлетворение потребностей.

И та и другая цели хоть и представлялись объективными, на самом деле были плодом субъективной фантазии, не отвечающей реальной жизни. А сама постановка вопроса об основном или неосновном экономическом законе есть не что иное, как перенесение партийной субординации в экономику. Кстати, К. Маркс никогда не писал о прибавочной стоимости как об основном законе. Практика развития мировой цивилизации не подтвердила воплощение этих целей и привела к обратным (отрицательным) результатам.

Из общего анализа предмета экономической теории, увеличения производства при ограниченных ресурсах формируются цели по удовлетворению потребностей и социализации общественно-экономической жизни. Это:

– стабильный рост поступательного объема производства (экономический рост);

– стабильный уровень цен на основе свободной конкуренции;

– высокий уровень занятости;

поддержание равновесного внешнеторгового баланса и др.

Реальный ход микро- и макроразвития порождает дерево целей. Они классифицируются по различным признакам. Но главное, в чем сходятся зарубежные и отечественные экономисты, – цель экономического роста – удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, усиление нравственных основ в развитии общества. Знания, навыки, способности человека образуют человеческий капитал. Он источник будущего уровня жизни.

Общая экономическая теория выступает в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук. Во-первых, отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т.п.). Во-вторых, функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование). В-третьих, межотраслевых (экономическая география, демография, статистика, теория менеджмента, регулирование и т. п.).

В то же время общая экономическая теория тесно соприкасается и учитывает знания, полученные другими экономическими науками, а также социологией, психологией, историей. Без учета данных этих наук полученные общей экономической теорией выводы могут оказаться ошибочными и ложными.

В общей системе наук общая экономическая теория осуществляет определенные функции.

Прежде всего она выполняет познавательную функцию, так как должна изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества. Однако недостаточно просто констатировать наличие тех или иных явлений. Необходимо проникнуть в их суть, вскрыть законы движения, наметить пути использования этих законов в практической деятельности.

Поэтому вторая функция общей экономической теории– практическая (прагматическая) – разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономической жизни и т. д.

Третья функция общей экономической теории – прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив общественного развития.

Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни цивилизованного общества. Экономической науке принадлежит огромная роль в формировании экономической среды, определении масштабов и направлений экономической динамики, оптимизации отраслевых структур производства и обмена, повышении общего жизненного уровня населения в национальных масштабах.

Тесты

1. Что изучает общая экономическая теория:

а) законы экономического развития;

б) бухгалтерский учет;

в) механизм функционирования экономических систем;

г) принципы делового общения;

д) экономическую политику государства;

е) функционирование отраслей хозяйства;

ж) экономику бизнеса;

з) экономическую статистику?

2. Какое из следующих положений учитывается общей экономической теорией:

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) оптимальное использование наличных ресурсов;

г) материальные и духовные потребности?

3. Предметом экономической теории является:

а) выяснение законов экономического развития;

б) анализ механизма функционирования экономических систем;

в) разработка принципов экономической политики;

г) изучение поведения индивидуумов как реализации их экономических интересов.

4. В каком из перечисленных направлений экономическая наука имеет прикладное значение:

а) каждый человек вынужден использовать свои знания и опыт для того, чтобы зарабатывать деньги и рационально их тратить. Теоретическая экономика учит людей «умению жить»;

б) каждый человек сталкивается с политическими проблемами, в которых невозможно разобраться без знания экономической теории;

в) знакомство с экономической наукой позволяет успешнее осуществлять предпринимательскую деятельность;

г) каждый человек находится во власти экономических процессов и стихийно воздействует на них?

5. Что характерно для экономического образа мышления:

а) способность правильно понимать тенденции экономического развития общества;

б) умение разбираться в сущности и способах осуществления экономической политики государства;

в) правильная оценка места своей деятельности в общем экономическом развитии страны;

г) умение реально оценивать суть и последствия конкретных экономических процессов и явлений;

д) все положения правильны?

6. Экономическая модель является:

а) инструментом для экономических прогнозов;

б) комплексом экономических принципов;

в) объяснением того, как функционирует экономика и ее конкретные сферы;

г) тем количественным и качественным уровнем развития экономики, к которому следует стремиться.

7. Какая из указанных целей имеет точное количественное измерение:

а) полная занятость;

б) экономическая гарантия;

в) справедливое распределение дохода;

г) уровень валового внутреннего продукта (ВВП);

д) экономическая свобода?

8. Если утверждается, что две экономические цели или тенденции взаимоисключают друг друга, то это означает:

а) невозможность одновременного достижения обеих целей;

б) отказ от стремления к достижению одной из целей;

в) необходимость поиска оптимального решения, которое отдаляет достижение обеих целей, но отдает приоритет одной из них;

г) реализация одной из целей является условием достижения другой;

д) обе цели имеют значение только в определенных временных границах;

е) обе цели имеют количественное выражение.

9. Если изучается экономика как целостная система, то это анализ:

а) микроэкономический;

б) макроэкономический;

в) позитивный;

г) нормативный.

10. Какова экономическая цель, если общество стремится повысить эффективность функционирования народного хозяйства, располагающего ограниченными производственными ресурсами:

а) достижение полной занятости;

б) ускорение экономического роста;

в) повышение уровня потребления;

г) экономическая безопасность?

11. Какие из перечисленных законов изучает раздел экономической теории «Макроэкономика»:

а) закон стоимости;

б) закон спроса;

в) закон накопления;

г) закон предложения;

д) закон денежного обращения;

е) закон падения производительности факторов производства?

Какие из перечисленных в п. 11 законов изучает раздел экономической теории «Микроэкономика»?

Отметить утверждения, относящиеся к макроэкономике:

а) конкуренция среди компьютерных фирм привела к снижению цен на их продукцию;

б) одним из способов приватизации является ваучеризация;

в) курс доллара на Московской межбанковской валютной бирже достиг самой высокой отметки за неделю;

г) правительство повысило заработную плату в бюджетных сферах экономики;

д) общая сумма налогов на прибыль предприятий в России составляет более половины получаемых доходов;

е) повышение цен на бензин в Литве привело к увеличению издержек в хлебопекарной промышленности этой страны.

14. Научный анализ установил, что можно преодолеть экономическое отставание страны посредством радикальных структурных изменений, обусловленных преимущественным развитием наиболее приоритетных отраслей. Какой вид науки призван сформулировать такую рекомендацию:

а) позитивный;

б) нормативный?

15. Макроэкономика изучает ниже перечисленные вопросы за исключением:

а) механизма инфляции;

б) ценных бумаг Газпрома и Сбербанка;

в) роста совокупного производства в России;

г) импортно-экспортных операций между Россией и Японией.

16. Фундаментальный вопрос экономики – это:

а) дать возможность каждому иметь пять яхт и два автомобиля;

б) перераспределить доходы и устранить нищету;

в) понизить безработицу;

г) научиться справляться с дефицитом всех ресурсов.

17. Хорошая экономическая модель:

а) учитывает возможности, которые действительно существовали в прошлом;

б) имеет только реалистичные допущения;

в) может иметь некоторые нереалистичные допущения для того, чтобы избежать включения второстепенных де талей.

18. Процесс фокусирования только на наиболее важных факторах для объяснения феномена или явления называется:

а) абстракция;

б) маржинальный анализ;

в) рациональный выбор;

г) контролируемый эксперимент.

Вопросы для самоподготовки

1. В чем состоят субъективные и объективные стороны экономической теории?

2. Раскройте положение о том, что объективная сторона экономической теории связана с действием экономических законов.

3. Что вы понимаете под рациональным поведением хозяйствующих субъектов?

4. В чем проявляется максимизация удовлетворения потребностей на уровне предприятия, фирмы и государства?

5. Как определить предмет новой экономической теории? В чем состоит ее компромиссный характер?

6. Чем отличаются общенаучные методы познания от частных?

7. Каково соотношение между экономикой и политикой? Приведите примеры из жизни общества современной России.

8. Что такое «ценностные суждения» правительства? Могут ли они определять вектор экономической жизни страны?

9. Как сместились акценты в решении трех вопросов экономической науки: ЧТО производить, КАК производить, ДЛЯ КОГО производить в новой экономической теории? Какая роль отводится потреблению?

10. Как вы считаете, имеют ли идеологическую нагрузку споры законодателей в Государственной Думе о налоговой, пенсионной, военной реформах или о приватизации, к примеру, железной дороги в России?

11. Кто господствует в экономике, производитель или потребитель? Меняется ли их значение в постиндустриальной (новой) экономике по сравнению с индустриальной хозяйственной системой?

12. Свидетельствует ли о либерализации внешней торговой политики Америки ее боязнь «русской стали» и битва за продвижение в Россию куриных ножек?

13. Вы «за» или «против» глобализации мировой хозяйственной системы? Выскажите и обоснуйте свое мнение.

14. Не противоречит ли концепция «открытой экономики» теории «экономической безопасности»? Аргументируйте свою позицию.

15. Раскройте различия между микро-, макро- и мегаэкономикой.

16. Приведите аргументы, «работающие» за включение закономерностей смешанной экономики в объект анализа новой экономической теории.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: